Приветствую вас, дорогие подписчики и гости канала! Водителей можно разделить на две категории: те, кто предпочитает механическую коробку передач, и те, кто выбирает автоматическую. Многие считают, что автомобили с автоматической коробкой передач стали доступны сравнительно недавно, но вас может удивить тот факт, что такие автомобили производились даже советским автопромом.
Одной из первых попыток внедрения автоматической коробки передач в советские автомобили стала разработка для легкового автомобиля ГАЗ-21 «Волга». В 1958 году был представлен экспериментальный образец ГАЗ-21 с автоматической коробкой передач. Коробка, созданная на Горьковском автозаводе, представляла собой гидромеханический агрегат, типичный для того времени. Однако массовое производство так и не началось из-за сложности конструкции и высокой стоимости.
Завод имени Лихачёва также предпринял попытки создания автомобилей с АКПП в 1950-е годы. В 1956 году появился ЗИЛ-111, который стал первым советским автомобилем представительского класса, оснащённым автоматической коробкой передач. Коробка передач была разработана на основе американских моделей и имела три передачи вперёд и одну назад. Этот автомобиль предназначался для высших государственных чиновников и иностранных делегаций.
Ярким примером советских автомобилей с АКПП стали «Чайка» ГАЗ-13 и её преемник ГАЗ-14. ГАЗ-13 «Чайка», выпущенная в 1959 году, была оснащена трёхступенчатой гидромеханической коробкой передач, что значительно улучшало комфорт и удобство вождения. Этот автомобиль стал символом роскоши и статуса в Советском Союзе и использовался для перевозки высших партийных деятелей и в качестве парадного автомобиля.
Помимо представительских моделей, были попытки оснастить автоматической коробкой передач и более массовые автомобили. Например, в 1970-е годы на базе автомобиля ВАЗ-2101 «Жигули» был создан экспериментальный образец с АКПП. Однако из-за сложности и высокой стоимости массовое производство таких автомобилей оказалось нерентабельным.
Автомобиль «Москвич-408» стал одним из первых советских автомобилей среднего класса, для которого разрабатывались экспериментальные образцы с автоматической коробкой передач. Хотя эти версии так и не были запущены в серийное производство, работы в этом направлении продолжались. В 1986 году на рынок вышел «Москвич-2141», для которого также была предусмотрена возможность установки АКПП, но массового производства таких автомобилей не произошло.
В итоге, советская автомобильная промышленность так и не смогла наладить массовое производство автомобилей с автоматической коробкой передач. Основные причины этого заключались в технологических и экономических трудностях, а также в особенностях плановой экономики, которая не всегда учитывала потребности граждан. Тем не менее, существование автомобилей с АКПП в Советском Союзе демонстрирует стремление советских инженеров к инновациям и комфорту, несмотря на все ограничения и трудности того времени.