Полностью рассказать о системе питания легендарного советского и российского врача-кардиохирурга, изобретателя, профессора, популяризатора здорового образа жизни и организатора медицинской науки – Лео Антоновича Бокерии, весьма и весьма сложно. Просто потому, что каждая позиция, как минимум, научно-обоснована целиком и полностью, и требует дополнительных разъяснений.
Именно поэтому конкретно в этом материале я подробно сосредоточусь на завтраке легендарного доктора. Но для начала позвольте отнять у вас совсем немного времени и максимально кратко рассказать о биографии этого известного деятеля советской и российской медицины.
Лео Бокерия – краткая биография
Будущий врач появился на белый свет перед началом Великой Отечественной Войны – 22 декабря 1939 года. Место рождения – Абхазская АССР, небольшой город Очамчира.
Военное детство и суровые условия существования в период восстановления страны описывать не буду – все жили примерно одинаково. Но своё призвание Лео Антонович прочувствовал с самых ранних лет. Именно поэтому не только поступил, но и окончил Первый Московский медицинский институт имени Сеченова в 1965 году. А в 1968 году уже окончил аспирантуру.
Начиная с 1968 года, Бокерия, не покладая рук, трудился в Институте сердечнососудистой хирургии. С 1994 года занял должность директора Научного Центра имени Бакулева. С ноября 2019 года является почётным президентом НЦССХ.
Помимо своей прямой деятельности и практики Лео Антонович неустанно занимался научно-исследовательской деятельностью в том направлении, которое выбрал давным-давно. Именно поэтому на счету самого известного кардиохирурга России больше 150 патентов на рационализаторские предложения, полезные модели и изобретения. Причём больше 100 патентов признано за рубежом.
На данный момент профессору и академику уже 84 года. И он также является Президентом Лиги здоровья нации. И именно поэтому знает о диете и питании всё, хоть это направление и является факультативом основой деятельности.
Особенности завтрака кардиохирурга
Следует сразу же начать разговор с того, что известную формулу – «Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу», Лео Антонович считает в корне неверной. Наоборот, завтрак кардиохирурга максимально облегчён – это творог разной степени жирности, который ему ставит на стол заботливая супруга.
Творог делается дома из молока и сливок – это важный аспект завтрака для доктора. После употребления высокобелковой пищи профессор отправляется на работу.
Практически всю свою профессиональную жизнь Бокерия существует в сверхрежимах – мало спит, постоянно стоит на ногах, подолгу задерживается на работе. Именно поэтому питаться «по часам» не выходит при всём желании.
Перекусы контролируются – они состоят из того же творога, йогуртов или фруктов. Сильнее перегружать ЖКТ опасно – можно лишиться столь ценного высокого уровня энергии.
Плотный завтрак – это миф
Лео Антонович везде и всюду утверждает, что плотный завтрак является опасным, навязанным и закоренелым мифом. Дело в том, что в тот момент, когда человеческое тело только просыпается, оно сразу же включается в работу всеми системами, которые закономерно требуют энергии, возвращаясь к активности после режима сна. И если в этот важный момент перегрузить тело продуктами (особенно – мучными изделиями и/или мясом), то это автоматически вызовет приток крови к желудку и отток от прочих важных систем. В том числе от головного мозга, которому на раннем этапе труднее всего «отходить от ночных грёз и включаться в работу».
Плотный завтрак в представлении Лео Антоновича – это автоматическое снижение работоспособности. Пищеварительная система (цитата) «работает, как доменная печь». Как итог, до полного переваривания пищи человеку хочется только поспать или полежать.
Научная обоснованность завтрака Бокерии
В одном из интервью (изданию «РБК») Бокерия поделился своими наблюдениями и привёл важные аргументы в пользу своей системы.
Лео Антонович подчеркнул, что практически все его коллеги с мировым именем, вне зависимости от страны проживания, «завтракают» (чаще всего) только чашкой кофе, после чего активно включаются в работу.
Преимущественно в период с 12 до 13 часов происходит второй приём пищи. Весьма умеренный – бутерброд, булочка, круассан и прочая «мелочь», которая в прочих системах питания считается «перекусом» (важно – речь идёт о коллегах, а не о самом Лео, который не ест мучное).
Только в момент возвращения домой происходит самый плотный приём пищи. И именно тогда человек, уставший за рабочий день, может расслабиться, посетить спортзал, бассейн, погулять либо почитать книгу.
Лео Антонович считает, что приверженность большинства светил медицинской науки именно к такому формату распределения пищи в течение дня является неопровержимым доказательством наивысшей продуманности этой системы. Именно поэтому Бокерия (для сохранения наибольшей продуктивности) предлагает действовать так, по аналогии с устоявшимся мифом:
«Завтрак – «врагу», обед – перекус, ужин – полноценный приём пищи».
Но по поводу ужина присутствуют свои условия – только за несколько часов до сна. А после плотного приёма пищи – хотя бы минимальная физическая нагрузка в виде прогулки или другой активности.
Помимо Бокерии
Голословно назвать неких «светил науки» я не могу, даже опираясь на слова учёного и доктора с мировым именем. Именно поэтому чуть расширю статью и здесь приведу мнение профессора из университета Корнелл – Дэвида Левицки, который целиком и полностью поддерживает систему питания советского и российского врача.
Так, американский учёный считает, что отказ от завтраков на протяжении какого-то длительного периода времени может привести к планомерному и закономерному снижению веса до нескольких килограмм. Более того, контролировать свои позывы наесться утром и в течении дня намного проще, чем вечером. А ведь именно в вечернее время большинство «неразумных» стандартных диет призывает полностью отказаться от пищи! То есть тогда, когда мучение будет ощущаться «острее всего».
Есть и конкретика. Так, Левицки приводит данные своего собственного исследования, согласно которым, в первой контрольной группе, которая питалась по системе Бокерии, суточная калорийность незаметно и легко была снижена на 408 калорий. Значения сравнивались с другой группой, питание в которой выстраивалось по стандартной системе.
Иными словами то, что Лео Антонович чувствовал и знал уже давным-давно, находит своё подтверждение в самых современных исследованиях. Это ли не лучшее отражение авторитетности и научной обоснованности обсуждаемого мнения?
Кратко о прочих особенностях питания Лео Бокерии
Лео Антонович на вопрос о прочих особенностях своего питания отвечает неохотно – считает это личными убеждениями и малоинтересной темой для обсуждения. Однако из многочисленных интервью удалось вырвать несколько важных деталей.
Например, Бокерия признаётся, что на диетах никогда не сидел, но придерживается принципов диетического питания – легкоусваиваемые продукты, минимум жаренного и прочие «стандартные мелочи».
Мучные изделия – под запретом. Соль – в минимальном количестве. Зелень – без ограничений. Но если есть проблемы с выводом отходов жизнедеятельности, то потребление клетчатки лучше всё-таки контролировать.
Сахар Лео Антоновичем не употребляется вообще. Максимум – 99-процентный шоколад, который появился в рационе сравнительно недавно. Да и то в качестве профилактики гипертонических болезней.
Чаще всего ужин состоит из каши, которая употребляется в районе 20-21 часа в зависимости от занятости. Если доктор приезжает пораньше, то может позволить себе и пищевое разнообразие на последний приём пищи.
Трудно поверить в то, что когда-то Бокерия страдал от тяжёлой никотиновой зависимости. Но бросил всего за один день под влиянием мнения авторитетных американских коллег, которые на одной и встреч буквально (цитата) «съели» героя моей сегодняшней истории. Именно поэтому он тут же смял пачку несмотря на то, что употреблял никотин на постоянной основе на протяжении 25 лет до этого разговора.
Алкоголь известнейший кардиохирург на данный момент также не употребляет вообще. Даже по праздникам. Даже «полрюмочки». Раньше – в больших, но контролируемых количествах употреблял коньяк. Но с течением лет понял всю пагубность этой привычки.
На данный момент доктор по-прежнему ведёт активный образ жизни – играет в теннис «со стенкой», плавает в бассейне и много гуляет. Спит норму – рано ложиться и рано встаёт. Наверное, это и позволяет Лео Антоновичу по настоящий день проводить сложнейшие операции и спасать десятки «безнадёжных» пациентов. А так же неизменно хорошее настроение – один из важнейших ингредиентов успеха.
Мне же остаётся только пожелать долгих и активных лет Лео Антоновичу. А вам – следовать его примеру и хотя бы задуматься над своим питанием.
Напоминаю о эфире, который я провожу завтра:
Мысли – отправная точка многих изменений. А изменения, улучшающие личность, здоровье и физическую форму–важная составляющая здоровья нации и всеобщего прогресса. Так что – долой уныние и только вперёд. К новым неизведанным вершинам и свершениям!
Понравилась статья? Ставь лайк и подписывайся на мой канал! А если с чем-то не согласен или есть дополнение - пиши комментарий:)