Древнееврейское слово йаре’, означающее «бояться», «страшиться» встречается в книге Екклесиаста девять раз (см. 3:14; 5:6; 7:18; 8:12 [дважды], 13; 9:2; 12:5, 13). Наиболее распространенные значения этого слова: «бояться», «быть напуганным», «страшиться», «быть ошеломленным», «высоко чтить», «преклоняться», «испытывать благоговейный страх», «трепетать», «ужасаться». Соломон обычно использовал это слово в контексте отношения к Богу. Лишь в двух случаях он употребил его вне связи с Богом.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В ВЕТХОМ ЗАВЕТЕ
Различные формы слова йаре’ встречаются на страницах Ветхого Завета около 400 раз. Чаще остальных книг оно используется в книге Псалмов, в целом более 80 раз. Затем следует книга Второзакония, с более чем 40 примерами. Среди книг, в которых это слово употреблено более 20 раз: Бытие, 1-я Царств, Притчи, Исаии и Иеремии. Эндрю Боулинг пришел к следующему выводу о значении этого слова в Ветхом завете: «В некоторых отрывках "страх" и праведная жизнь настолько тесно переплетены, что практически выступают синонимами (Лев. 19:14; 25:17; 4 Цар. 17:34; Втор. 17:19). Вероятно, подобное употребление слова "страх" как буквального синонима праведности и благочестия происходит от того, что в нём усматривали главную причину праведной жизни. Этот практический, активный страх является тем страхом, которым Бог наделил повивальных бабок в Египте (Исх. 1:17, 21). Этот тот вид страха, который охватил народ при чтении Закона (Втор. 31:11-12). Одним из благих дел, непосредственно связанным со "страхом" Божьим, было доброе отношение к странникам или пришельцам (напр., Втор. 10:18-20; 25:18)».
Комментируя значение этого слово, большинство лексикографов добавляют понятие «благоговения»; при этом многие считают, что древнееврейское «страх» также означает «уважение». Всё же, изучая это слово по отношению к Богу, становится очевидным, что оно совсем не содержит идею «уважения» или «благоговения» (как в Современном Переводе). Слово йаре’ в Ветхом завете выражает, главным образом, страх, ужас, опасение.
Оно получило следующее определение: «Страх ассоциируется с ужасом. В большинстве случаев [йаре’] содержит идею ужаса, связанного с некоторыми жизненными обстоятельствами. Лот боялся жить в конкретном городе (Быт. 19:30), Моисей боялся, что все узнают о том, что он убил египтянина (Исх. 2:14), Гедеон боялся родственников со стороны отца (Суд. 6:27), Елиуй боялся говорить перед старшими (Иов 32:6). Страх также ассоциируется с дачей клятвы (Еккл. 9:2) и даже с нарушением её (1 Цар. 14:26). Абсолютная власть царя внушает страх (Дан. 1:10). Угрозы также вызывают страх (Неем. 6:9, 13, 19). Путешествия по особо опасным местам и дорогам, кишащим разбойниками, вынуждает людей испытывать страх (Еккл. 12:5). Люди могут бояться друг друга. Исаак страшился жителей Герара (Быт. 26:7), Иаков ― Лавана (31:31) и Исава (32:7, 11), Саул ― Давида (1 Цар. 18:12, 29), Давид ― Анхуса (21:12), Иевосфей ― Авенира (2 Цар. 3:11), Адония ― Соломона (3 Цар. 1:50)» (Ван Пельт).
В иврите существует другое слово со значением «уважение». Слово же, которое использовал Соломон (йаре’), это слово не «уважение», а именно «страх».
«В книге Екклесиаста причиной такого страха является абсолютная власть Бога (Еккл. 3:14). Принятие мудрых решений и уместное и правильное поведение тесно связаны с этим понятием (5:6; 7:18). И долголетие, и даже вечная жизнь являются неотъемлемой частью этого страха (8:12-13). Исследовав все варианты и возможности насыщенной жизни, автор книги Екклесиаста приходит к выводу: "Бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека"» (12:13) (Ван Пельт).
Вероятно, наилучшим примером, иллюстрирующим значение слова йаре’, является рассказ о том, как Бог дал Моисею Десять заповедей: «Весь народ видел громы и пламя, и звук трубный, и гору дымящуюся; и увидев то, весь народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: "Говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, дабы нам не умереть". И сказал Моисей народу: "Не бойтесь; Бог к вам пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили"» (Исх. 20:18-20).
Нет никаких сомнений, что Бог хотел, чтобы народ боялся Его именно в смысле страха. Для того чтобы люди испытали должный страх, Бог даже создал соответствующий пугающий антураж. Для чего это было Ему нужно? Во-первых, Он хотел, чтобы «страх Его», то есть перед Ним, «был» или пребывал в Его народе. Иными словами, подобное отношение к Богу должно быть постоянным, а не мимолетным. Оно должно всегда характеризовать состояние человеческого сознания по отношению к Богу. Во-вторых, Бог произвел этот страх, «дабы вы не грешили». Бог ― святой Бог, и Ему не могут служить те, кто не осознаёт Его величия и святости. Хотя в рассказе о Надаве и Авиуде слово «страх» прямо не употребляется, понятие страха перед Богом, несомненно, в нем присутствует. После того как огонь поглотил этих двух священников, Моисей так объяснил Аарону, что произошло: «Вот о чём говорил Господь, когда сказал: "В приближающихся ко Мне освящусь и пред всем народом прославлюсь"» (Лев. 10:3). Если человек действительно боится Бога, этот страх отразится и в его словах, и в его поведении. Страх Иова перед Богом заставил его отвернуться от зла и вести непорочную и праведную жизнь (Иов 1:1, 8; 2:3). Тот, кто боится Бога, будет ходить Его путями (Пс. 127:1) и будет угождать Ему через служение Его народу (Неем. 7:2).
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ В НОВОМ ЗАВЕТЕ
Греческое слово, означающее «страх» ― φοβέω (фобео) от φόβος (фобос). Именно от него происходит знакомое нам слово «фобия», которое означает «переживание чрезмерной тревоги, боязнь, ситуация, приводящая к испугу» или «нечто ужасное, внушающее страх, ужас». Греческий язык, как и иврит, допускает такие синонимы слова «страх» как «благоговение/уважение», хотя примеры, подтверждающие подобное значение, немногочисленны и малоубедительны. Для понятий «уважение» или «почет» в обоих языках есть особые слова. Поэтому есть достаточно оснований говорить о том, что эти значения не характерны для слова, которое мы здесь обсуждаем.
Слово фобео встречается в Новом Завете более 150 раз, главным образом, в евангелиях от Матфея, Луки и в книге Деяний. В Мф. 10 Иисус призывает учеников не бояться людей: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более того, кто может и душу, и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Апостол Павел увещевал христиан в Филиппах «со страхом и трепетом совершать своё спасение» (Фил. 2:12).
ЛЮБОВЬ И СТРАХ
Чего надеется достичь Бог, заставляя людей бояться Его? Конечным результатом страха должно стать послушание Богу. Однако в 1 Ин. 4:18 сказано, что со временем мы должны переходить от отношений, основанных на страхе, к отношениям, основанным на любви: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви».
В Исх. 20 мы читаем, что когда Бог дал Десять заповедей под сопровождение раскатов грома, молний, «звука трубного и горы дымящейся», люди были настолько напуганы, что не хотели, чтобы Бог говорил с ними, чтобы не умереть. Бог объяснил, что Он внушил им этот страх, чтобы они повиновались Ему и не грешили. Бог хотел, чтобы народ боялся Его, потому что только это могло заставить их повиноваться Ему!
Послушание возникает либо в результате страха (незрелое послушание) либо в результате любви (высшее или зрелое послушание). Бог обращался с израильским народом так, как обращаются с детьми их земные родители: учил их бояться Его для того, чтобы они Его слушали. Маленькие дети не способны к послушанию, основанному на любви. Это понятие слишком сложно для них. Скорее они будут повиноваться родителям из страха. Мальчик слушает своего отца из страха быть наказанным. Но по мере того, как он взрослеет, становится большим и сильным, как его отец, его страх уменьшается. Хороший взрослый сын и дальше будет слушать своего отца, но теперь он делает это из любви и уважения, а не из-за страха.
Те, кто противятся мысли, что Бог хочет, чтобы люди Его боялись, обычно смягчают это требование, говоря: «На самом деле мы не должны бояться Бога, мы должны уважать Его». Если бы «страх» означал «уважение», тогда апостол Иоанн говорил бы, что «совершенная любовь изгоняет уважение» в 1 Ин. 4:18, что является бессмыслицей. Следует ли нам перейти от уважения к Богу к чему-либо другому? Мы должны уважать Бога, пока мы живы, но мы не должны бояться Его всю нашу жизнь. То же самое можно сказать и о «благоговении». Хотел ли Иоанн сказать, что «совершенная любовь изгоняет благоговение»? Конечно же, нет! Мы должны благоговеть перед Богом на протяжении всей нашей жизни!
Бог действительно желает, чтобы наши отношения с Ним стали более зрелыми, и это возможно, когда страх перерастает в любовь. И все же необходимо признать, что и в сегодняшнем мире есть место для страха. Тот, кто пренебрегает Богом, прямиком движется ко «дню гнева» (Рим. 2:5). Евр. 10:31 учит нас, что «страшно впасть в руки Бога живого!» Одни только эти отрывки внушают страх, но Бог не хочет, чтобы мы со страхом ожидали Судного дня. Наоборот, Он желает, чтобы мы ожидали его с нетерпением (2 Тим. 4:8; 2 Пет. 3:14). Если же мы не будем Ему повиноваться, тогда нам следует жить в страхе!
👉🏻 Поиск и бронирование отелей в России (Реклама. Общество с ограниченной ответственностью "ДубльГИС". ИНН 5405276278)