НАЗВАНИЕ
Евангелие от Матфея называется так по имени человека, которому раннехристианские источники приписывали авторство этой книги. Матфей, чье имя означает “дар Божий”, до встречи с Иисусом был сборщиком налогов, а после стал одним из двенадцати апостолов (Мф. 9:9 и дал.; 10:3; Мк. 3:18; Лк. 6:15; Деян. 1:13). Он был также известен под именем Левий (Мк. 2:14; Лук. 5:27 и дал.).
ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
В образе истукана в книге пророка Даниила (гл. 2) представлена мировая история до установления Богом Своего царства: золотая голова символизировала Вавилонскую империю; серебряные грудь и руки – Мидо-персидскую империю; медные живот и бедра – Греческую империю; железные ноги (ступни частью железные, частью глиняные) – Римскую империю. Ветхий Завет заканчивается на том, что мидо-персы завоевывают Вавилонскую империю, а иудеи возвращаются из плена. За четыреста лет между Ветхим и Новым Заветами произошли следующие события. В результате завоевательных походов Александра Македонского на месте Мидо-персидкой империи возникла Греческая империя. После смерти Александра завоеванная им территория распалась на четыре части: Грецию, Азию, Египет и Сирию. Сначала земля иудеев подпала под контроль Египта, а потом – Сирии. Акты насилия, совершенные одним из сирийских правителей, Антиохом Епифаном, привели к Маккавейскому восстанию и периоду независимости иудеев. Этот период свободы закончился, когда земля отошла под римское господство. В тот момент истории, “когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего” (Гал. 4:4).
Первые четыре книги Нового Завета описывают жизнь Иисуса. Их часто называют “Евангелиями”, однако предпочтительней рассматривать их как “рассказы о евангелии”, ибо существует только одно евангелие (добрая весть). Эти книги часто относят к разряду биографических, но, строго говоря, биографиями их назвать нельзя. Четыре автора не ставили перед собой цель дать хронологическое описание жизни Иисуса от рождения до смерти. Под водительством Святого Духа каждый отобрал определенные события из жизни Иисуса, чтобы показать, кем Он был и зачем пришел на землю. Из-за схожести и примерно одного времени написания первые три рассказа называют “синоптическими Евангелиями”. Повествование Иоанна написано с другой целью и, вероятно, через много лет после первых трех.
Каждое Евангелие, представляется, обращено к разной аудитории, и в каждом подчеркивается что-то свое. Складывается впечатление, что Евангелие от Матфея адресовано в первую очередь иудеям и убеждает их в том, что Иисус из Назарета был тем самым Мессией, который был обещан в ветхозаветных Писаниях. Матфей приводит более ста ветхозаветных цитат (1:23; 2:6, 15, 23 и т.д.). Он использует знакомые иудеям термины, такие как “сын Давидов” (1:1). Упор делается на то, что Иисус – это Царь, который пришел установить Свое царство. Слово “царство” в этой книге употреблено пятьдесят пять раз.
Из-за пророческого характера главы 24 логично предположить, что книга написана до разрушения Иерусалима в 70 г. н.э. Согласно древнему преданию, Евангелие от Матфея было написано раньше остальных.
ПЛАН
I. ПРЕДЫСТОРИЯ И ПОДГОТОВКА (1–4).
II. ГАЛИЛЕЙСКОЕ СЛУЖЕНИЕ (5–18).
A. Нагорная проповедь (5–7).
Б. Чудеса (8:1–11:1).
B. Притчи (11:2–13:53).
Г. Оппозиция и уединение (13:54–16:12).
Д. Предсказание смерти Иисуса (16:13–18:35).
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ (19–28).
A. Путешествие в Иерусалим (19, 20).
Б. Триумфальный вход (21:1-16).
B. Наставление (21:17–25:46).
Г. Последние часы (26; 27).
Д. Воскресение и Великое поручение (28).
УРОКИ ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ
В Евангелиях нам предстает кульминация всего того, что делал Бог на протяжении многих лет и о чем записано в тридцати девяти книгах Ветхого Завета. Самые важные уроки повествований состоят в том, что Иисус есть Сын Божий и что Иисус так возлюбил нас, что сошел на землю умереть за нас. Логическим применением этих истин является наша беззаветная преданность Ему!
Но Евангелия также наполнены и практическим учением. Это особенно касается Евангелия от Матфея, в котором Иисус предстает перед нами Великим Учителем. Только Матфей записал Нагорную проповедь (5–7). Матфей приводит также много притч, которых нет у других авторов, например притчу о десяти девах в гл. 25.
Евангелие от Матфея говорит нам также о том, что обещанное царство — это церковь (16:18, 19). Если Царь Иисус пришел установить Свое царство, то это говорит о важности церкви в Божьих планах и целях!
Евангелие от Матфея завершается одной из самых великих задач, когда-либо поставленных перед человеком. Иисус говорит: “Итак, идите, научите все народы, крестя их...” (Мф. 28:19).