Найти тему
С Богом по жизни

1 ЦАРСТВ: УСТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСТВА

НАЗВАНИЕ

Первая книга царств в Септуагинте называется Первой книгой Самуила — по имени последнего судьи, помазавшего на царство первых двух царей, Саула и Давида. В древнееврейском оригинале 1 и 2 Царств были одной книгой под названием 1 Царей. Книги были разделены во II в., когда был сделан перевод Септуагинта. “Самуил” означает “испрошенный у Бога” (1:20).

ИСТОРИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Книга рассказывает о переходе от правления судей к правлению царей. Первосвященник Илий и Самуил были судьями (4:18; 7:15). Самуил был великим человеком. Помимо того что он был священником и судьей, он еще известен как первый из устных пророков (3:20, 21; 4:1).

Однако люди хотели иметь царя, как окружавшие их народы (8:5). Они отвергли не столько Самуила (и его нечестивых сыновей), сколько владычество Бога (8:7). Их предупредили о последствиях появления у них земного царя, но они все равно настаивали на своем (8:10-22). Бог позаботился о том, чтобы дать им самого лучшего из имевшихся кандидатов.

Подавляющая часть книги рассказывает о правлении Саула, который был помазан Самуилом в качестве первого царя над всем Израилем. Саул начал как смиренный юноша, но вскоре возгордился и стал делать, что хотел, даже по отношению к Божьим заповедям. Бог отверг такого царя, и Самуил помазал юного Давида как, в перспективе, следующего царя. В конце книги рассказывается о возвышении Давида и закате Саула. (Многие свои псалмы Давид сочинил, вероятно, в то неспокойное время; см. Пс. 36). Книга завершается на печальной ноте самоубийства Саула.

Считается, что большую часть книги написал Самуил (см. 10:25; 1 Пар. 29:29). Если это так, то раздел, относящийся ко времени после его смерти (25:1), написан кем-то другим, возможно, пророками Нафаном и Гадом (1 Пар. 29:29).

ПЛАН

I. ПОМАЗЫВАЮЩИЙ В ЦАРИ: САМУИЛ (1—8)

А. Ранние годы жизни Самуила (1—3)
1. Рождение Самуила (1:1—2:11)
2. Несостоятельность Илия в сравнении с духовным ростом Самуила (2:12-36)
3. Пророческое призвание Самуила (3)

Б. Еще один круг (4—7)
1. Притеснение филистимлянами (4:1—7:2)
2. Раскаяние и избавление (7:3-17). Самуил становится судьей.

В. Люди отвергают Самуила и хотят царя (8)

II. ПЕРВЫЙ ЦАРЬ ВСЕГО ИЗРАИЛЯ: САУЛ (9—31)

A. Помазание Саула и уход Самуила (9—12)
Б. Падение Саула (13—15)
B. Возвышение Давида (16:1—18:9)
Г. Преследование Давида (18:10—27:12) и смерть Самуила (25:1)
Д. Последние дни и смерть Саула (28—31)

НЕКОТОРЫЕ УРОКИ 1 КНИГИ ЦАРСТВ

Можно быть хорошим человеком и плохим отцом. Одним из таких примеров является Илий (2:12, 17, 22). Он не следил за тем, что творили его сыновья. Он слишком долго медлил и уже никак не мог повлиять на их действия. Он не проявил достаточной твердости, когда все-таки попытался наказать их (3:13). Другой пример — Самуил (8:2, 3). Вероятно, он упустил своих детей потому, что был слишком занят своими добрыми делами и не следил за тем, чем занимаются они.

Саул является классическим примером глупца, “который сам себе навредил” (26:21). Он сделал по меньшей мере шесть роковых ошибок: проявил нетерпение (13), опрометчивость (14), своеволие (15), ревность (18:8, 9), полное и окончательное непослушание (28) и совершил самоубийство (31:4). Можно сказать: “Я согрешил”, не проявляя при этом истинного покаяния и перемены жизни (26:21).

Бог смотрит на сердце, а не на внешность человека (16:7). Богу нужен был слуга “по сердцу” Его (13:14; см. Деян. 13:22).

В Новом Завете Иисус назван Христом. “Христос” — это греческое слово, означающее “помазанник”. Ветхозаветное слово с тем же значением— “Мессия”; впервые это слово появляется в 2:10. Помазание применялось для поставления священников и пророков, но наиболее значимым было то, что помазанием отделялись цари (10:1; 16:13). Саула называли “помазанник Господень” (24:7; 26:9, 10), то есть “Мессия Господень”. Ожидая Мессию, иудеи прежде всего ожидали царя.