Наверное, самые известные стихи из всей книге Исход находятся в главе 20, где даны Десять заповедей. Эти повеления составляют основу свода нравственных законов как Ветхого, так и Нового Заветов и, как часто говорят, являются фундаментом, на котором зиждется западная цивилизация. Изучающим Библию нужно понять несколько связанных с ними фактов.
Десять заповедей иногда называют «аподиктическими» законами. Знатоки Ветхого Завета в Моисеевом законе различают законы двух типов: аподиктические и казуистические. Аподиктический закон выражен в повелительной (отрицательной или утвердительной) форме («Не поклоняйся…»; «Помни…»); он декларирует закон отвлеченно, не уточняя, как его применять в каждом конкретном случае. Казуистический же закон, или прецедентное право, декларируется как ситуация «если [или когда]… тогда»: если совершается такое-то преступление, тогда нужно делать то-то и то-то. В различных кодексах древнего Ближнего Востока присутствовали оба эти типа, но в большинстве государств преобладали казуистические законы. В законе Моисея имеются законы, которые можно характеризовать как казуистические (см., например, Исх. 21:2-6). Однако Десять заповедей — это явно аподиктические законы.
Эти заповеди называют «Десятисловием» (см. Исх. 34:28). Суть нескольких отдельных законов выражена в нем всего в двух еврейских словах. Например, повеление «Не убивай» состоит всего из двух слов: ло (то есть «не»), и тирцах (глагол «убивай»).
Существует некоторое разногласие в отношении того, какие законы составляют Десять заповедей. Иудеи считают Божье заявление о Себе в Исх. 20:2 первой заповедью; для других же это лишь преамбула, а вовсе не одна из Десяти заповедей. Иудаизм объединяет стихи 3–6, считая их второй заповедью, запрещающей поклоняться другим богам и использовать каких бы то ни было идолов. Католики традиционно объединяют стихи 3–6, но делают их первой заповедью, а затем десятую заповедь делят на две, чтобы сохранить требуемое число. Как бы текст ни делили, его учение от этого не меняется.
Ссылки на Десять заповедей или их полное повторение содержатся в нескольких местах Библии. Они записаны во Втор. 5, где повторяются для нового поколения, готового войти в землю обетованную. Это новое поколение должно было принять завет и Закон для себя.
Эти заповеди считались основополагающими в понимании Израилем своего морального долга. Смотрите, например, Иер. 7:9, где пророк, высказывая осуждение Иудее, цитирует четыре из последних шести заповедей. Подразумевается, что первые две заповеди народ нарушил.
Заповеди являются вводной частью и основой для всех последующих законов. Фактически, большинство законов в книге завета (гл. 21—23) и в Пятикнижии в целом восходит к одной из Десяти заповедей.