Поговорим о самооценке и о том, как помочь ребёнку не потерять интерес к приобретению знаний.
Самооценка. Если коротко - это то, как и каким человек себя видит, как себя понимает и принимает, как себя оценивает. Ценит ли свои качества, чувства, действия. И поскольку самооценка имеет свойство формироваться под влиянием близкого окружения, то именно в руках родителей, первых учителей находится тот заветный ключик, который поможет открыть таланты, развить способности или, наоборот, закрыть дверь в счастливое будущее.
От сформированной самооценки во многом зависит, каким вырастет, кем станет маленький человек.
Самооценка связана с грустными и радостными моментами в жизни, её легко корректировать в процессе обучения в школе.
За годы моей работы с детьми я не нашла более точных правил, рекомендаций, которыми пользуюсь с того момента, как прочитала книгу Г.А.Цукерман. "Школьные трудности благополучных детей". Всегда делюсь этой информацией с родителями и учителями, которые приходят ко мне с запросом о трудностях в обучении.
Но сначала прошу вас выполнить одно задание. Это необходимо.
Чтобы помочь себе, как родителю или педагогу, осознать, что чувствует ребёнок, когда у него не всё получается.
Приготовьте лист бумаги и ручку.
Вы - взрослый человек, многому научились, школа давно позади, с вами жизненный опыт и мудрость. У вас точно всё получится! Нужно просто написать на бумаге красивым почерком одно предложение: "Я - ученик (ученица), я люблю учиться!" И прислушаться к своим чувствам во время выполнения этого задания.
Внимание! Есть одно условие! Возьмите ручку в неведущую руку: если вы пишете правой, значит, выполняем задание левой рукой и наоборот. И пишем, стараемся, чтобы буквы получились ровными, красивыми.
После выполнения задания посмотрите, как вы справились, что получилось.
И обязательно похвалите себя! Вы потрудились, проявили терпение и усидчивость, были внимательны. Это упражнение вы делали впервые! Если не всё получилось так, как хотелось бы, можно потренироваться, в следующий раз обязательно результат будет лучше!
Всю гамму чувств, которая может наполнить взрослого, выполняющего такое задание, испытывает и ребёнок, обучаясь в школе.
Сделайте выводы и, возможно, кто-то решит поменять свои некоторые стратегии и воздействия на ученика. А когда обучение приносит удовольствие и радость, уставать все участники образовательного процесса будут меньше.
Осталось только изучить правила, которые, действительно, помогают в обучении, если их соблюдать. Рекомендуется их тщательно изучить и применять по необходимости.
ПСИХОТЕРАПИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ (по Г.А.Цукерман «Школьные трудности благополучных детей». Изд-во «Знание»,1994 г.)
Наша педагогика, направленная на ликвидацию незнания, неумения, недоразвития, слишком похожа на лечение без обезболивания: пока рана незнания не затянулась, её посыпают солью нелестных оценок, искалывают замечаниями и неодобрениями. И коль скоро учить детей безупречно, так, чтобы все были отличниками, мы ещё не умеем, нам необходима психотерапия неуспеваемости, нацеленная на эмоциональное преодоление травматической ситуации, на то, чтобы уменьшить болезненность неудач, на изменение отношения ребёнка к своему учебному труду, к своим возможностям и перспективам. Заметим ещё раз, что речь идёт о неуспеваемости любой степени тяжести – не только о «двоечниках», но и о «хорошистах».
Можно обходиться в школе, а тем более дома без отметок. Но без оценок в принципе нельзя учить детей. Похвала им необходима – это очевидно. Равно необходимы и указания на ошибки, недочёты, неточности. Но одинаково вредны и безудержность, и объективность критики. Как же дозировать оценку?
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: не бей лежачего. «Двойка» (а для кого-то и «четвёрка») – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Оценку своих знаний ребёнок уже получил, дома от родителей он ждёт спокойной помощи. А как часто получает новые и уже несправедливые огорчения и попрёки!
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: чтобы избавить ребёнка от недостатков, замечайте не более одного в минуту. «Опять грязь в тетради! И мусор опять не вынес! И вещи раскидал! И портфель не сложил! И…» Успокойтесь. Знайте меру. Ещё немного, и ваш ребёнок просто «отключится», перестанет реагировать на такие речи, станет нечувствителен к вашим оценкам. И педагогическая ситуация окажется неуправляемой. Конечно, это очень трудно, но по возможности выберите из множества недостатков ребёнка тот, который сейчас для вас особенно непереносим, который вы хотите ликвидировать в первую очередь, и говорите только о нём. Остальное либо будет преодолено позже, либо просто окажется несущественным, недостойным замечания.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: за двумя зайцами погонишься… Но как выбрать самое главное? Ведь многие недостатки ребёнка – звенья одной цепи. А иногда просто непонятно, с чего начать: в тетрадях – сплошные ошибки, в знаниях – пробелы, в голове – ветер… А вы посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Здесь вы скорее встретите понимание и единодушие. Но если вы, выбрав стратегию борьбы с орфографическими ошибками, занялись со своим «грамотеем» диктовками, не корите его пока за ошибки в списывании и в изложении. Если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.
ПРАВИЛО ЧЕТВЁРТОЕ И ЦЕНТРАЛЬНОЕ: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Оценка должна иметь точный адрес. А кому адресована «пятёрка» - умнице Насте или идеальной записи в её тетради? А «двойка» кому адресована – рассеянной Юле или шести пропущенным буквам? Учитель оценивал работу по школьным нормам: в соответствии с количеством ошибок и помарок. А ребёнок читает отметку по-своему: «Я – хороший» или «Я – плохой», «Меня похвалили», «Меня не любят». И здесь – начало отчуждения. Очень хорошо, если ваша критика не оскорбляет, если вы избегаете замечаний типа «Надо же быть таким растяпой!» и говорите только о том, что из первой строчки куда-то отлучились три буквы. Тем самым вы избежите самооправдания ребёнка «А я рассеянный», которым он очень скоро начнёт прикрывать свою безграмотность. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность (и сегодняшнюю работу). В наших силах помочь ему отделить оценку его личности от оценки его работы. Адресовать к личности ребёнка надо похвалу: «Молодец, ты уже научился решать задачи в два действия!»
Положительная оценка должна относиться к человеку, который стал чуточку более знающим и умелым. Если благодаря такой вашей похвале ребёнок начнёт уважать себя за эти качества, то вы заложите ещё одно важнейшее основание желания учиться. Но при такой персональной похвале критика должна быть возможно более безличной: «Такие задачи надо решать не в одно действие, а в два». Эта формула отрицательных оценок стимулирует исправление ошибок, но не сказывается отрицательно на отношении ребёнка к занятиям, на его вере в успех.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ И САМОЕ ТРУДНОЕ: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания (так делает учитель, выставляя отметку) и не с успехами соседского Толика. «Пятёрки» и «двойки» сравнивают всех. И хотя любой педагогический трактат рекомендует оценивать каждого ребёнка по его собственным достижениям, школьная система отметок не способствует этому: «Сидоров, ты сегодня гораздо лучше написал диктант. Уже не 16 ошибок, как в прошлый раз, а 8. Но «тройку» пока поставить не имею права» - едва ли ученика порадуют и стимулируют на новые труды такие «похвалы» учительницы: ничего себе «лучше», если в оценке не видна разница между плохой и вдвое (!) более грамотной работой. Но учительница в этой ситуации – невольник далеко не идеальной школьной системы, а вот мама может помочь своему сыну, который две недели честно писал дополнительные диктовки, испечь пирог и без всякой иронии отпраздновать малую, но зримую победу над безграмотностью. И «двойку» сегодня не поминать. Ведь даже самый малый успех ребёнка – это реальный успех, победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
ПРАВИЛО ШЕСТОЕ: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить. А ваша положительная, но не обязательно высокая оценка – это своеобразная точка опоры, без которой немыслимо перевернуть мир неуспеваемости. Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и у ребёнка возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение. Помните, что достоинства у ребёнка есть сейчас (а не возникнут в результате систематических занятий и работы над собой), и это должно быть сегодня отражено в вашей оценке. Постарайтесь видеть не только теневые стороны детского поведения: ошибки, неумение, незнание. Ведь ваши «не сделал, не старался, не учишь» порождают эхо: «не хочу, не могу, не буду!»
СЕДЬМОЕ ПРАВИЛО ТЕХНИКИ ОЦЕНОЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ посвящено искусству выделить в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. Здесь не годится глобальная оценка, в которой соединены плоды очень разных усилий ребёнка – и правильность вычислений, и умение решать задачи такого типа, и грамотность записи, и внешний вид работы. Не так уж вам трудно оценить всё по отдельности? Например: «Порядок действий при решении задачи ты знаешь хорошо. Молодец. Это самое главное для решения задач. Считать ты тоже научился неплохо. Складываешь без ошибок. А вот вычитание проверь ещё раз. А записывать словами ответ задачи надо ещё поучиться. Безударные гласные в тетради по математике проверяются так же, как и в тетради по русскому языку». Вообще-то речь идёт о работе «на тройку», но если вы оценку работы начнёте с этой отметки, у ребёнка едва ли появится стимул продолжить работу и учесть ваши замечания. При дифференцированной оценке у ребёнка нет ни иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи. Возникает самая деловая мотивация учения: «ещё не знаю, но могу и хочу узнать». Но как достичь этого «хочу»?
ВОСЬМОЕ ПРАВИЛО ПСИХОТЕРАПИИ НЕУСПЕВАЕМОСТИ: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Типичная ошибка мамы шалуна: «Витюша, ты мне обещаешь в школе не драться и не бегать?» Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого вранья. Для начала возьмите с него слово, что он не подерётся прямо сейчас, когда придёт в школу, до первого урока. Если он сделал в диктанте 10 ошибок, не берите с него обещания постараться в следующий раз написать диктант без ошибок. Договоритесь с ним, что ошибок будет не более восьми, и радуйтесь вместе с ним, если это будет достигнуто.
Для маленького ученика очень важно, чтобы оценка выражалась не только на словах, но была материализована в каких-либо зримых знаках. Самый худший, но вовсе не бессмысленный знак – это отметка. Хорошо, если вы сразу замените пятибалльную отметку более дробной – десяти- и даже стобалльной. Но даже такой дробной отметкой нельзя оценивать оптом все труды ребёнка. Отдельной отметки заслуживает красота, скорость выполнения, ошибки на «невнимание» (пропуски букв) и ошибки «на правила», наличие точек в конце каждого предложения и то, что ребёнок сел за уроки вовремя, без напоминаний. Таким образом, вы неминуемо поставите за работу 1-2 «отличных» оценки – по справедливости объективной, а главное, по справедливости материнской любви, понимающей и принимающей ребёнка со всеми его «хвостами» и трудностями развития, но не закрывающей на них глаза.
Для того чтобы все названные правила психотерапии неуспеваемости оказались действенными, необходимо объединить их в последний – девятый принцип: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться – главного средства преодоления учебных трудностей. Самооценка ребёнка не является зеркальным отражением оценок взрослых, хотя и вырастает из них.
Самооценка ребёнка, воспитанного на описанных принципах безболезненного оценивания, сделает его относительно защищённым от сурового несовершенства школьной системы отметок, поможет относиться к оценкам спокойнее (но не безразличнее) и содержательнее. Если ученик сам может различить в учительской «тройке» «четыре» за грамотность и «единицу» за почерк; если его научили радоваться тому, что сегодня он решил на один пример больше, чем вчера (хотя снова получил «трояк»); если он умеет сам отличать доброе отношение учительницы к нему лично («Ты мой незаменимый помощник в классе») от её же рукой поставленных неважных отметок; если он сам всё это может, то он почти гарантирован от стыда и боли человека, не успевающего за своими друзьями.
Приучение к самооценке начните с её дифференциации. Кстати, для ребёнка совершенно естественно отдельно оценивать каждое своё усилие, а их было много: он заставил себя сесть за уроки вовремя, вспоминал, выводил буквы, не думал о мультфильмах или футболе… Но как оценить грамотность, если мама помогла найти 6 ошибок? «Мам, 6 ошибок – это очень много или не очень?» А умница-мама предлагает честную арифметику: «В тексте 21 безударная гласная (кстати, их совместный поиск – дополнительная орфографическая тренировка), ты ошибся в шести, а 15 написал правильно» – «Мам, так я не самый безграмотный! Я уже что-то могу?!»
Ради этого «я могу» и стоит постараться отказаться от стереотипного отношения к школьной отметке, освоить общедоступные правила психотерапии и профилактики неуспеваемости, принципы действенной, врачующей любви к ребёнку, но любви именно к этому, сегодняшнему ребёнку, а не к тому, каким вы мечтаете его видеть. Он таким может стать, но ещё не завтра. А ваша помощь ему нужна здесь и сейчас.
Успехов в учёбе! Пусть каждый день приносит радость!