Существует мнение, что есть только один инструмент, который качественно влияет на качество психотерапии и это... личность самого психолога! За 7 лет в психологии я часто слышала данное утверждение и каждый раз думала, какая это глубокая мысль.
Недавно, вновь обратилась к бестселлеру "Дар психотерапии" Ирвина Ялома и задумалась, откуда растут корни этой мысли и в чем её истинный смысл.
Явление переноса или мнение психоаналитиков
Перенос - процесс в психотерапии, когда клиент бессознательно переносит на терапевта чувства, связанные с важными людьми из своего прошлого. Пусть в классическом психоанализе роль терапевта весьма пассивна, факт существования этого явления — уже доказательство того, что личность терапевта играет важную роль в психотерапевтическом процессе. Рассуждая об этом, я вспомнила, что Фрейд писал, что управление переносом требует от терапевта способности к глубокой рефлексии и отслеживания и распознавания своих собственных реакций. Чем терапевт осознаннее, тем эффективнее он извлекает инсайты из переносов.
Ключевые факторы, способствующие изменениям у клиента по Карлу Роджерсу
Роджерс как основоположник клиент-центрированной терапии верил, что ключевыми факторами, способствующими изменениям у клиента, являются:
- Эмпатия — способность психолога глубоко понимать внутренний мир клиента
- Безусловное позитивное отношение — принятие клиента таким, какой он есть, без осуждения и оценки
- Конгруэнтность — искренность терапевта в отношениях с клиентом, сонаправленность всех посланий от терапевта клиенту
Можно заметить, что все эти факторы завязаны только на личности психолога. А значит, ещё один столп психологии подтверждает приведенное выше утверждение.
Терапевт - активный участник процесса
Экзистенциальный психотерапевт Ирвин Ялом в своем труде подчеркнул, что важный аспект эффективности терапии — психотерапевтический альянс. Под этим красивым словосочетанием в психологии подразумевают доверительные и теплые отношения клиента и терапевта, направленные на достижение общей цели — стойких адаптивных изменениях в жизни клиента.
Он говорил о том, что в процессе терапии важна не только техника, но и способность терапевта быть искренним, открытым и готовым к саморазоблачению. Ялом в своих работах часто приводит примеры того, как его личное участие в терапии помогало клиентам находить решения своих проблем.
Подобную степень открытости поощряют не все современные терапевты. В наше время, некоторые могут упрекнуть его в нарушении кодекса психолога и чрезмерной открытости. Однако именно этим Ирвин Ялом покорил своих клиентов и миллионов последователей его метода.
Дональд Винникотт и "достаточно хороший терапевт"
Автор теории объектных отношений, Дональд Винникотт, тоже не преуменьшал значение личности терапевта в работе с клиентами. Он утверждал, что способность терапевта создавать безопасное пространство для обсуждения трудностей человека и уметь контейнировать его сложные и порой невыносимые эмоции — ключ к успешной психотерапии.
Для Винникотта терапевт не просто специалист, который применяет техники. Он является опорой для клиента, способной выдерживать его агрессию, тревогу и глубокие эмоциональные переживания. Терапевт, как личность, помогает клиенту восстановить или развить способность к самоидентификации. При этом, никто не отрицает, что у самого психолога могут быть некоторые трудности или ограничения профессиональных компетенций. Отсюда рождается концепция "достаточно хорошего терапевта": иногда хватает того, чтобы психолог мог выдержать груз психологических проблем пациента, даже если он не владеет огромным массивом сложных современных техник. Простая человеческая теплота и умение слушать бывает эффективнее любых методик.
Что в итоге?
Личность психолога действительно является главным инструментом в его работе, и это подтверждается теориями многих известных авторов. Они подчеркивают, что терапия — это не просто набор техник, а живой процесс, в котором личностные качества терапевта напрямую влияют на результат.
Таким образом, личность терапевта формирует пространство для изменений, создавая атмосферу доверия, безопасности и принятия. Это доказывает, что психотерапия — это не столько о технике, сколько о глубоком человеческом взаимодействии, где терапевт через свою личность помогает клиенту преодолевать трудности.