Адаптация новых сотрудников является неотъемлемой частью успешного функционирования компании. Этот процесс не только снижает риск увольнения на испытательном сроке, но и способствует увеличению общей продуктивности, а также помогает новым сотрудникам интегрироваться в коллектив более эффективно. Для более детального понимания эффективности текущей системы адаптации необходим аудит.
Анализ текущего положения и выявление потребностей являются крайне важными этапами в аудите системы адаптации. При этом опросы для сотрудников представляют собой важный инструмент для проведения аудита. Используя опросы, можно понять, чего именно не хватает новым сотрудникам в первые три месяца работы.
Для удобства, опрос можно разделить на следующие блоки:
Процесс адаптации: оценка самого процесса адаптации, выявление его плюсов и минусов.
Обучающие материалы: оценка полноты, полезности и качества предоставляемых обучающих материалов.
Наставничество: оценка взаимодействия с наставником или ментором во время процесса адаптации.
Поддержка: оценка уровня поддержки, оказываемой новым сотрудникам во время адаптации.
Общие вопросы: возможность высказать какие-либо дополнительные предложения и замечания по улучшению процесса.
Кроме того, для набора последующей обратной связи, можно разработать вопросы для руководителей, чтобы выявить используемые инструменты и ресурсы для адаптации новых сотрудников, а также узнать, какая помощь может потребоваться руководителю для обеспечения успешной адаптации.
Привожу пример вопросов для составления опроса по адаптации персонала
Вопросы для сотрудников
Процесс адаптации
- Как в настоящее время проходит процесс адаптации в вашем отделе?
- Какие этапы включает в себя процесс адаптации?
- Что вам больше понравилось/запомнилось в периоде адаптации?
- С какими трудностями вы столкнулись в периоде адаптации?
- Были ли у вас поставлены задачи на испытательный срок?
- Смогли ли вы выполнить все поставленные задачи на испытательный срок?
- Каким образом осуществлялся контроль за выполнением задач во время испытательного срока?
- Довольны ли вы своими результатами на испытательном сроке?
Обучающие материалы
- Какие материалы использовались во время вашей адаптации?
- Где были размещены эти материалы?
- Есть ли что-то, что вы хотели бы улучшить или изменить в материалах, предоставленных для обучения?
- Какие материалы бы вы порекомендовали изучить новому сотруднику?
Наставничество
- У вас был наставник или ментор во время испытательного срока?
- Считаете ли вы, что взаимодействие с наставником или ментором было эффективным? Почему?
- Приходилось ли вам просить помощь?
- К кому вам приходилось обращаться за помощью?
Поддержка
- Как бы вы оценили уровень поддержки, предоставленной вам во время адаптации?
- Могли бы вы упомянуть ситуации, когда поддержка от коллег или руководства была наиболее критической для вас?
- С какими отделами вы взаимодействовали? Как строилось взаимодействие?
- Ваше мнение о коммуникации внутри вашей команды?
- Как вы обычно помогаете новичку?
- Что, по вашему мнению, способствует более быстрой адаптации сотрудника в коллективе?
Общие вопросы
- С какими трудностями вы столкнулись в процессе адаптации и как они были преодолены?
- В каких ситуациях у вас возникала мысль "а рассказал бы мне кто-нибудь об этом на самом старте"?
- Что бы вы предложили изменить или улучшить в процессе адаптации для будущих сотрудников?
- Какой бы вы дали совет новому сотруднику компании?
Вопросы для руководителей
- Какие материалы доступны в вашем отделе?
- Как происходит процесс адаптации сотрудников в данный момент?
- С какого времени новому сотруднику даются рабочие задачи?
- С какими трудностями может столкнуться новый сотрудник?
- Что важно узнать после окончания испытательного срока?
- У вас есть наставники или менторы, обладающие необходимыми гибкими навыками для поддержки новых сотрудников?
- Сколько времени вы готовы уделить обучению нового сотрудника?