Найти в Дзене

Эдвардс Деминг и его система глубинных знаний как тема конференц-сессии

Оглавление

Уникальные формы учебной работы это именно то, ради чего и стоит открывать уникальные школы. Лидеров Изменений нужно обучать с той же ответственностью, с какой обучают хирургов, ведь от их действий зависит будущее, а порой и жизнь предприятия.

Классику американской литературы Марку Твену приписывают фразу «Никого ничему нельзя научить, но всему можно научитьСЯ». И действительно, исходной точкой на образовательном пути менеджера является самомотивация. Для него не существует философский дилеммы Эриха Фромма «иметь или являться», он предпочитает подлинные знания сертификатам и корочкам.

Натуры такого склада в России существовали всегда и потому неудивительно, что на заре российского капитализма (в 90-х и нулевых годах XXI века), они с энтузиазмом встретили деловую философию американского статистика и гуру менеджмента Уильяма Эдвардса Деминга. Одной из компонент его философии является Система Глубинных Знаний. Мы рассказывали о ней на сайте журнала сообщества Kinsmark в 2002-м году. Тогда термин переводился ещё как «глубокие», а не «глубинные знания». Знакомить с подходом Деминга к образовательному багажу управленца можно по-разному, вот пример из архива профсообщества Kinsmark.

Пространство доктора Деминга

О Сократе мы знаем благодаря Платону, о Деминге благодаря его текстам, хронике и воспоминаниям последователей. Первым россиян покорил своими мемуарами Генри Нив (в конце 90-х у нас перевели его книгу «Пространство доктора Деминга»). Нарождающееся менеджерское сословие увлеклось вопросами управления, а кое-кто начал строить карьеру в управленческом консалтинге. Факт того, что путь Деминга к сердцам гендиректоров пролегал через блестящее технико-математическое образование, работу в реальных фирмах и непризнание его идей на родине (в США), учитывают далеко не все. Многие решили, что знакомство в идеями Деминга может заменить и образование, и опыт. Минуя стадию изучения управления как такового и ничего не зная о великой Русской Школе Научной Организации Труда, самые смелые принялись консультировать директоров и взошли на кафедры (осторожно, таких «специалистов» немало и сегодня). Одно несомненно: пространство доктора Деминга, как киновселенная Marvel, увлекает, принося настоящие переживания, даже если они порождаются не реальным трудом управленца, а наблюдением за ним со стороны... Вот почему каждый практик, каждый Гарри Поттер от управления так ценен для нашего клуба.

А что у нас

В главе 18 своей книги Нив, со ссылкой на Деминга, называет четыре связанные между собой опоры его Системы Глубинных Знаний. Каждый управленец может считаться соответствующим должности, если у него есть: понимание системы и теории оптимизации, некоторые знания о статистической теории, психологии и теории познания. Но насколько глубоки должны быть знания в этих областях? Обязательный набор для профессионального директора по оргразвитию выглядит похожим образом:

  • базовое высшее системное образование (инженерное, физтех, физмат, IT и т.п.)
  • знание теории систем, логики и основ программирования
  • ориентация на практику и достижение в любой из базовых отраслей: маркетинг, финансы, бизнес-процессинг, бизнес-анализ, HR, IT, инновации
  • знание когнитивистики и социогеномики (вместно психологии)
  • широкий кругозор, знакомство с теорией познания,

однако диплом не даёт гарантий того, что человек выучился, а не просто учился, а говорить уверенно и красиво учат на специализированных курсах. Остаётся контролировать глубину знаний по достижениям, примерам работ, самостоятельным письменным суждениям и доказуемому опыту. С контролем понятно. А как обучать взрослых так, чтобы они не просто узнавали, а понимали?

Концепция Деминга не противоречит подходу к знаниям в системном Change Management. Автор «Дао Белой Вороны: Управление изменениями, нацеленное на развитие» Маркус Шин предлагает обратить внимание на саму систему дополнительного образования, которая в силу объективных экономических причин является однобокой.

Не та модель Люди давно покупают на маркет-плейсах, заказывают на дом индивидуальные наборы суши, ожидают с автозавода предзаказанные автомобили индивидуальной сборки словом, хорошо знакомы с вытягивающей производственной моделью. И в то же время знания они всё так же покупают по выталкивающей. Максимум, что может быть позволено учащемуся бизнес-школы это собрать из готовых «кирпичиков» индивидуальную программу обучения. Он не формулирует на входе свои потребности и не может влиять на содержание учебного курса. Даже популяризаторы Lean-менеджмента, в котором вытягивание положено в самую основу, разрушают выталкивающие модели где угодно, кроме как в дополнительном бизнес-образовании.

Понимание образования. Шин выделяет в среднем и высшем образовании две компоненты научение и воспитание, а в дополнительном образовании три компоненты: информирование, понимание через личный опыт, осмысление через обретение скрытых знаний.

Так как же найти что-то ценное на глубине, не погрузившись? В случае знаний о социогеномике этого не получить никак иначе, а вот показать слушателям, как добиться лучшего понимания других вопросов без погружения, вполне реально.

Пример занятия по методам познания

В первых числах октября 2010 года в Казахстане прошёл V Международный Алматинский Форум по менеджменту качества. 2 октября в рамках форума прошла конференц-сессия на тему «Живое знание в системе глубинных знаний доктора Деминга». Его провели эксперт по TQM Владимир Шпер (Москва) и эксперт по управлению развитием и автор методики Елена Маркушина (Санкт-Петербург).

V Международный Алматинский форум по менеджменту и качеству

Конференц-сессия это сообщение слушателям познавательной информации, разделенной на тематические, творчески/нестандартно поданные эпизоды. Ведущих всегда больше одного и свои «доклады» они читают по очереди. Начинает теоретик, продолжает практик и так по всем темам сессии. Такие события проводятся в целях:

  • ознакомления (уровень 1),
  • углубления понимания (уровень 2),
  • уточнения применения (уровень 3).

В случаях для специально собранных команд мероприятие называют theme-diving погружение в проблему (тему, вопрос, аспект и т.д.).

Данная конференц-сессия уровня 2 направлена на закрепление в памяти участников опыта погружения в философию глубинных знаний У.Э. Деминга и следует по 4-м её аспектам:

- Понимание важности системостроения и системного подхода;

- Осознание естественной изменчивости процессов;

- Обращение к теории познания;

- Понимание важности двустороннего видения и ценности скрытых знаний (синдром Туриста);

- Применение big data для проверки гипотез;

- Использование достижений когнитивистики;

- Знание как понимание причин и логики взаимосвязей процессов и явлений.

В архиве ВШКР сохранилось видео об этом событии.

Живое знание и система глубинных знаний доктора Деминга

Живое знание, как и «живая» вода, в прямом смысле оживляет застывшую картину представлений. Оно основано на понимании причин, вносит ясность в видение, примиряет с настоящим, включает самосознание.

Тема «Живое знание» фокусирует внимание на познаваемом, а не узнанном; изменяющемся, но не изменившемся, то есть, на сведениях, находящихся в динамике и формирующих картину, которая не может быть определена однажды раз и навсегда. Популярным инструментом получения живого знания руководителем является панель бизнес-индикаторов. Визуализация мысли (как визуализация данных) – обязательный атрибут конференц-сессии на тему «Живое знание».

Как происходит конференц-сессия

Аудитория делится на две группы (удобно, когда зона слушателей учебного зала разделена центральным проходом). Участник выбирает для себя сторону зала, где ему удобнее находиться: на стороне скептиков или сторонников, «знаек» или «незнаек». Название групп зависит от состава участников. Каждая из них участвует в обсуждении сообразно выбранной роли: сторонники защищают предложенную точку зрения или концепцию, скептики оппонируют; «незнайки» задают «глупые» вопросы, «знайки» проявляют осведомленность. В течение мероприятия группа может предлагать общее решение на предложенные задачи. Каждый принятый ведущими вопрос или ответ означает очко для команды. Победившая команда получает право по окончании основного времени сессии остаться и задать свои вопросы. Ведущие имеют право поощрить любого участника призом (это могут быть: книга, скидка на обучение, персональная консультация, публикация статьи в журнале).

Что для этого нужно

Для проведения мероприятия необходимы: проектор, экран, ноутбук, выход в Интернет, чистые листы и ручки для участников. Организаторы ведут выборочную видео-запись и фотографирование. Медиа-отчёт рассылается участниками сессии в качестве обратной связи и как альтернатива свидетельствам об участии.

Для проведения двухчасового семинара для одной организации лидеру корпоративной группы или ответственному лицу необходимо сообщить Управлению Kinsmark о своём желании провести семинар не позднее, чем за 2 месяца до желаемой даты.

Контент семинара может быть расширен и поскольку в конечном счёте речь идёт о лучшем будущем компании, рекомендуем в качестве базового семинар/вебинар по теме «Управление развитием компании: кайдзен + импрувмент». Он поможет вашим руководителям быстрее перейти от теории к практике эффективного управления развитием.

Эта статья написана живым человеком без применения нейросетей, приложений и т.п. В неравной борьбе каналов за читательское внимание, пожалуйста, поддержите нас подпиской и лайком. Это добавит нам положительной мотивации продолжать работу. Вы также можете влиять на редакторскую политику, сообщив в комментариях, о чём в рамках наших тем вы бы хотели прочесть в будущих публикациях.

Подборка Сообщество Kinsmark

Подборка Дао Белой Вороны

Подборка по теме Гуру менеджмента