Найти тему
Перо и Пыль Истории

Кем были Хтонические греческие божества

Оглавление

Хтонические боги — это устрашающая группа греческих божеств, связанных с подземным миром и душами умерших. Сегодня рассмотрим 5 таких богов и связанные с ними мифы.

«Эней и Сивилла в Подземном мире» Яна Брейгеля Младшего, 1630-е гг., Музей Метрополитен, Нью-Йорк; с «Орест, преследуемый фуриями» Адольфа-Уильяма Бугро, 1862 г., Музей искусств Крайслера, Норфолк
«Эней и Сивилла в Подземном мире» Яна Брейгеля Младшего, 1630-е гг., Музей Метрополитен, Нью-Йорк; с «Орест, преследуемый фуриями» Адольфа-Уильяма Бугро, 1862 г., Музей искусств Крайслера, Норфолк

Греческие боги делились на 2 категории: те, что над землей, и те, что под землей. Хтонические боги Древней Греции обитали в подземном мире мертвых или были связаны с ними. Наиболее выдающимися хтоническими богами были Аид, Персефона, Деметра и Геката, и все они были переплетены в мифе о похищении Персефоны и Элевсинских мистериях. Эринии, другие известные хтонические божества, играли важную роль в древней мифологии и литературе. Древние греки боялись этих богов подземного мира из-за их связи с мертвыми и идеей самой смерти.

Что вообще означает «хтонический»?

Души в Ахероне, Адольф Хиреми-Хиршль , 1898, Österreichische Galerie Belvedere, Вена.
Души в Ахероне, Адольф Хиреми-Хиршль , 1898, Österreichische Galerie Belvedere, Вена.

Слово хтонический происходит от греческого χθών (khthon), что переводится как «земля» или «почва». Хтонический буквально переводится как «под землей», но в терминах греческой мифологии означает «подземного мира». Тесно связанные с душами умерших, хтонические боги могут быть рассмотрены в простых терминах как боги подземного мира.

Боги земледелия и урожая также во многих случаях определялись как хтонические. Это связано с тем, что семена высаживаются в землю, а урожай связан с циклом рождения и смерти. В поэме «Труды и дни» Гесиод советует земледельцам молиться хтоническим богам перед сезоном сбора урожая. Боги подземного мира часто наделялись характеристиками богов земледелия, поскольку они были глубоко связаны с землей.

1. Аид: Бог подземного мира

Похищение Прозерпины Джаном Лоренцо Бернини, 1622 год, Галерея Боргезе, Рим.
Похищение Прозерпины Джаном Лоренцо Бернини, 1622 год, Галерея Боргезе, Рим.

Аид, старший сын Кроноса и Реи, был, пожалуй, самым выдающимся из хтонических богов. Как бога мертвых, Аида не следует путать с богом смерти Танатосом. Аид был правителем и богом подземного мира и единственным из первого поколения греческих богов, кто не обитал на горе Олимп.

Греки боялись Аида из-за его роли бога мертвых. Произнесение его имени считалось плохим предзнаменованием и избегалось любой ценой. Таким образом, его часто эвфемистически называли Плутоном, богатым, в связи с идеей, что все богатства земли находились в его царстве. Другие имена, данные ему, были Zeus katachthonios: «Зевс подземного мира».

Самый известный миф с участием Аида — это похищение Персефоны. Получив разрешение от отца Персефоны, Зевса, Аид похищает Персефону, чтобы сделать ее своей невестой. Как царь подземного мира, Аид также играет роль в мифах об Орфее и Геракле. Хотя смертным не разрешалось входить в царство мертвых, жена убедила Аида позволить Орфею попытаться спасти свою жену от смерти. Аид также помог Гераклу во время его 12 подвигов, позволив ему забрать Цербера из подземного мира для его последнего задания.

2. Персефона: королева подземного мира, богиня весны

«Возвращение Персефоны», Фредерик Лейтон , 1891 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Возвращение Персефоны», Фредерик Лейтон , 1891 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Персефона, дочь Зевса и Деметры, носит титулы Богини весны и Королевы подземного мира. До похищения Аидом и последующего восхождения на престол правительницы подземного мира Персефона была известна как Кора, что переводится как дева или дочь. Богиня была в основном известна тем, что похищала и ела зерна граната, находясь в подземном мире.

Имя Персефона переводится как «несущая разрушение», что резко контрастирует с ее именем до того, как она стала богиней подземного мира. Как и ее муж, она стала устрашающим божеством и часто упоминалась в эвфемизмах. Одним из ее прозвищ было Деспоина «госпожа», хотя Деспоина также является именем отдельного божеством. В античной литературе, включая Теогонию и Одиссею, ее называют «ужасной Персефоной» и другими показывающими страх людей перед этой богиней терминами.

Персефона появляется во многих мифах и поэмах Древней Греции за пределами мифа о ее похищении. В мифе об Орфее и Эвридике Персефона — та, кто сжалилась над Орфеем и убедила Аида оставить его в живых. Напротив, в «Одиссее» Одиссей приносит ей в жертву барана, чтобы умилостивить духов мертвых. В орфизме Персефона играет важную роль как мать Загрея.

3. Деметра: хтоническая богиня урожая

Статуя Деметры , 4 век до н.э., Британский музей, Лондон
Статуя Деметры , 4 век до н.э., Британский музей, Лондон

Деметра — вторая дочь Кроноса и Реи и мать Персефоны, тёща Аида. Сестра и возлюбленная Зевса, сестра Геры, Гестии, Аида и Посейдона. Деметра была богиней земледелия и урожая. Как богиня земли и ее щедрот, она считалась хтонической богиней из-за связи между урожаем и землей. В Афинах мертвых называли людьми Деметры или Деметриос.

Неясно, как появилось имя Деметра, хотя вторая половина -метра переводится как мать. В отличие от дочери или брата, Деметра не вызывала страха у людей и, таким образом, не получала эвфемистических прозвищ. Один из эпитетов, данных богине, - Χθονιη "Хтония". Этот эпитет, наряду с ассоциированным между ней и мертвыми, закрепляет за ней статус хтонической богини.

Деметра наиболее известна своей ролью в похищении Персефоны. Когда бог подземного мира похитил ее дочь, Деметра обыскала всю землю в поисках Персефоны. Времена года прекратили меняться, и великая засуха охватила землю, поскольку Деметра была слишком охвачена отчаянием из-за своей пропавшей дочери. Несмотря на то, что в конечном итоге Персефона воссоединилась со своей матерью, она была вынуждена провести часть года в подземном мире с Аидом. В этот период, когда ее дочь отсутствует, Деметра скорбит, в результате чего земля становится бесплодной.

Элевсинские мистерии: культ хтонических богинь

Большой Элевсинский рельеф , ок. 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Большой Элевсинский рельеф , ок. 27 г. до н.э. – 14 г. н.э. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Элевсинские мистерии были древнегреческим мистериальным культом, вращающимся вокруг похищения Персефоны и воссоединения с ее матерью Деметрой. Говорят, что этот мистериальный культ предшествовал олимпийскому пантеону. Главной темой культа был цикл утраты, поиска и восхождения или рождения, смерти и возрождения. Участники культа в первую очередь поклонялись Персефоне и Деметре как хтоническим богиням и были связаны секретностью, чтобы защитить обряды культа.

Гомеровский гимн Деметре рассказывает историю похищения Персефоны и его последствий, включая связи с Элевсином. Когда Деметра бродила по земле в поисках своей дочери, она нашла убежище у царя Элевсина и выкормила его детей, Демофонта и Триптолема. Деметра попыталась даровать Демофонту бессмертие, поместив его под священный огонь, но была остановлена ​​его матерью. В наказание Деметра потребовала построить в ее честь храм в Элевсине.

4. Геката: королева рая и ада

Вотивная фигурка , I век н.э., Британский музей, Лондон
Вотивная фигурка , I век н.э., Британский музей, Лондон

Геката — греческая богиня магии, колдовства, ночи и перекрестков. Как богиня границ, Геката рассматривается как хранительница границы между землей и подземным миром. Именно эта ассоциация с лиминальными местами классифицирует Гекату как хтоническую богиню. Гекату часто изображают как трехтелую богиню, известную как гекатаион .

Возможно, что Геката — чужеземное божество, рано принятое греками, поскольку многие ученые не считают, что ее имя греческого происхождения. Два эпитета, связанных с ней, были Αιδωναια 'подземного мира' и Χθονιη 'Хтония'. Подобно Деметре, эти эпитеты закрепляют за Гекатой статус хтонической богини.

Геката впервые появляется как фигура в «Теогонии» Гесиода, где она описывается как дочь титанов Астерии и Перса. Богиня также играет роль в Элевсинских мистериях, поскольку она помогает Деметре найти свою дочь.

В книге VI «Энеиды» Геката описывается как «Царица на небесах и в аду» (VI.257). Геката упоминается и в других древних произведениях, таких как «Метаморфозы» Овидия.

5. Фурия: еще одна хтоническая фигура

«Юнона, напуганная фуриями», Джулио Бонасконе , 1576 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк
«Юнона, напуганная фуриями», Джулио Бонасконе , 1576 г., Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Фурии, также известные как Эринии, являются божествами мщения, которые обитают в подземном мире. Согласно Теогонии, они возникли из крови Урана, когда он был кастрирован. Однако Эсхил утверждает, что Фурии были дочерьми изначального существа Никс, в то время как в Энеиде Вергилия богини были детьми Плутона и Нокс (Аида и Никс). Их роль заключалась в том, чтобы наказывать людей за преступления, совершенные против их ближних. Их также часто ассоциировали с призраками жертв. Из-за их связи с душами умерших Эринии считались хтоническими божествами.

Три богини - Алекто, Мегера, Тисифона - получают прозвище Эвменид "Милостивые" в знаменитой трилогии Эсхила "Орестея". Это следует той же схеме, что и Аид и Персефона, где божество настолько внушает людям страх, что им дают эвфемистическое прозвище.

Фурии появляются во многих историях греческой и римской мифологии. В «Илиаде» их призывает Агамемнон в клятве, закрепляющей их роль божеств мщения. В «Эвменидах» Эсхила фурии служат призраку убитой Клитемнестры, преследуя ее сына Ореста. Фурии снова выполняют поручение презираемой женщины в «Энеиде», когда Алекто помогает Юноне помешать троянцам исполнить свое предназначение.

Поклонение хтоническим богам

«Царство Плутона» Матеуса Кюзеля , 1668 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Царство Плутона» Матеуса Кюзеля , 1668 г., Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Жертвы, приносимые хтоническим богам, часто закапывались или сжигались в траншее в земле, а не готовились на алтаре. Другим важным аспектом жертвоприношений хтоническим богам было проливание крови и возлияния в траншеи в земле, как показано в Одиссее. Использование подземных жертвоприношений имеет смысл при поклонении богам подземного мира, поскольку они находились не на небесах, а под землей. Эти практики заметно отличаются от жертвоприношений олимпийским богам, где животные готовились и служили в качестве жертв.

Еще одним отличием хтонических и олимпийских богов было время проведения их ритуалов. Хтоническим божествам поклонялись ночью, жертвоприношения и обряды совершались под покровом темноты. Аналогично, в Элевсинских мистериях ритуалы совершались только ночью. Однако подробности неизвестны из-за тайного характера культа.

Разным богам подземного мира поклонялись и умилостивляли их, используя разных животных. Поклонники Деметры приносили в жертву свиней в ее честь, в то время как поклоняющиеся Гекате очищали себя кровью собак и оставляли свои тела на перекрестках для нее. Аида почитали, принося в жертву черных животных.

Хтонические боги: злые или просто внушающие страх

«Орест, преследуемый фуриями» , Адольф-Уильям Бугро , 1862 г., Музей искусств Крайслера, Норфолк
«Орест, преследуемый фуриями» , Адольф-Уильям Бугро , 1862 г., Музей искусств Крайслера, Норфолк

Многие из хтонических богов, особенно Аид, приобрели репутацию злых через мифы и современные пересказы. Однако греки не считали этих богов злыми или антитезой олимпийского пантеона. Напротив, эти боги, хотя и быстро впадали в гнев, были известны своей справедливостью и пассивностью. Боги подземного мира всегда получали добрые и любезные прозвища, чтобы гарантировать, что они не будут разгневаны. Главным исключением из этого правила были Эринии, чьей работой было наказывать тех, кто нарушал клятвы и законы. Важно подчеркнуть, что хтонических богов боялись не потому, что они были злыми, а потому, что они были связаны с мертвыми.