Найти тему
Перо и Пыль Истории

Антигона: трагическая история Софокла, рассказанная в 13 произведениях искусства

Оглавление

Почувствуйте трагедию Антигоны, соблюдающей законы богов и предстающей перед судом по законам человеческим, воплощенную в произведениях искусства.

Основным источником для истории Антигоны является одноименная трагедия Софокла , одного из трех знаменитых греческих драматургов, двое других — Эсхил и Еврипид . Антигона Софокла продолжает трагическую траекторию, заданную Эдипом в его попытках ниспровергнуть свою судьбу. После изгнания Эдипа из Фив его два сына, Этеокл и Полиник, изначально согласились разделить трон, поочередно правя каждый год. Однако, когда первый год правления Этеокла закончился, он отказался передать правление Полинику. Полиник ответил, собрав армию при поддержке царя Аргоса. Хотя Антигона пыталась умолять своего брата Полиника отменить нападение, он не стал ее слушать.

1. До Антигоны: Семь воинов против Фив

Клятва семи вождей против Фив, Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон, около 1800 г., Музей искусств Кливленда
Клятва семи вождей против Фив, Анн-Луи Жироде де Руси-Триозон, около 1800 г., Музей искусств Кливленда

Под предводительством Семи воинов против Фив армия Аргоса катастрофически атаковала стены Фив. Они были сокрушительно разбиты, и два брата убили друг друга в битве, как и предсказывал Эдип. Бывший зять и дядя Эдипа, Креонт, стал новым царем Фив. Он похоронил Этеокла с честью, но постановил, что тело Полиника должно было гнить на поле битвы — самое ужасное наказание из возможных.

2. Миссия Антигоны

Погребальная урна из гробницы Цейкны, изображающая смерть Этеокла и Полиника, 200-150 гг. до н. э., Музей Ватикана
Погребальная урна из гробницы Цейкны, изображающая смерть Этеокла и Полиника, 200-150 гг. до н. э., Музей Ватикана

Антигона и ее сестра Исмена были последними выжившими членами своей семьи. Они потеряли обоих родителей и братьев из-за трагической судьбы. «Антигона» Софокла начинается с того, что Антигона просит Исмену встретиться с ней тайно, где она рассказывает ей о постановлении Креонта, что тело Полиника должно оставаться непогребенным. Такая бессердечность оставила бы его дух томиться в лимбе, неспособный спуститься в подземный мир, как ему следовало бы.

3. Верная сестра или предательница?

«Антигона» Феликса Ресуррексиона Идальго, предоставлено Музеем и библиотекой Лопеса
«Антигона» Феликса Ресуррексиона Идальго, предоставлено Музеем и библиотекой Лопеса

Разгневанная за брата, Антигона объяснила, что «Креонт поклялся, что никто не будет его хоронить, никто не будет его оплакивать, но это тело должно лежать в полях, сладостное сокровище, которое найдут стервятники, когда будут искать еду... а наказание — побить камнями на городской площади». Она добавила резкое заключение: «ты можешь доказать, кто ты: верная сестра или предательница своей семьи».

4. Исмена отказывается от помощи

«Антигона и Исмена» , Эмиль Тешендорф , 1892, цифровая коллекция Нью-Йоркской публичной библиотеки.
«Антигона и Исмена» , Эмиль Тешендорф , 1892, цифровая коллекция Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Однако Исмена была полной противоположностью своей волевой, упрямой сестры. Тихая и сдержанная, она боялась гнева Креонта и отказалась помочь Антигоне с ее предполагаемым захоронением брата. Несмотря на ее отчаянные попытки напугать и отговорить Антигону от ее миссии, ее слова только еще больше раздражали ее сестру. В конце концов Антигона в гневе отослала от себя сестру, сказав:

«Уходи, Исмена: я скоро возненавижу тебя, и мертвые тоже, ибо твои слова ненавистны. Оставь мне мой глупый план: я не боюсь опасности; если это означает смерть, то это будет не худшая из смертей — смерть без чести».

5. Полиник похоронен

Антигона и Полиник , Литрас Никифорос , 1865, Национальная галерея, Афины
Антигона и Полиник , Литрас Никифорос , 1865, Национальная галерея, Афины

На следующее утро взошло солнце, и тело Полиника лежало под тонким слоем земли. Возможно, оно не было полностью похоронено, но этого было достаточно, чтобы позволить его душе отправиться в подземный мир. Испуганный часовой побежал сообщить Креонту как раз в тот момент, когда новый царь заявлял о своей приверженности правосудию и верховенству закона перед группой поддерживающих его фиванских старейшин. Люди, стоявшие на страже прошлой ночью, ничего не видели и не могли выдать виновного. Докладчик часового еще больше разгневал царя своим предположением, что, возможно, это дело рук богов. Креон отпустил его, отдав краткий приказ немедленно найти виновного.

6. Взятие Антигоны в плен

Антигона хоронит Полиника, Себастьян Луи Гийом Норблин де ла Гурдэн, XIX век, Высшая национальная школа изящных искусств, Париж
Антигона хоронит Полиника, Себастьян Луи Гийом Норблин де ла Гурдэн, XIX век, Высшая национальная школа изящных искусств, Париж

Хотя часовой ушел испуганным, он вскоре придумал план. Раскрыв тело Полиника и скрывшись из виду, он застал Антигону в момент его перезахоронения. Он привел ее к царю Креонту. Потрясенный встречей со своей племянницей, Креон сначала не мог в это поверить. Однако Антигона без колебаний призналась в своих деяниях, настаивая на том, что, хотя она и нарушила его законы, она соблюдала гораздо более могущественные законы богов. Креон приказал привести к нему Исмену, обвинив ее в равной степени в преступлении. Исмена попыталась признаться и присоединиться к своей сестре в ее смертном приговоре, но, по словам Софокла, Антигона отказалась позволить ей взять на себя вину.

7. Хаймон умоляет о своей будущей невесте

Антигона, обнаруженная над телом ее брата, Джона Гибсона, XIX век, Королевская академия художеств, Англия
Антигона, обнаруженная над телом ее брата, Джона Гибсона, XIX век, Королевская академия художеств, Англия

Креонт приказал увести девушек в тюрьму, решив казнить Антигону, но еще не решив судьбу Исмены. Позже сын Креонта Хаймон, который был помолвлен с Антигоной, предстал перед отцом. Поначалу притворяясь сочувствующим решению отца, Хаймон сначала попытался спорить за жизнь Антигоны страстным рассудком, но в «Антигоне» Софокла он вскоре впал в отвратительную перепалку с отцом. Креонт поклялся, что убьет Антигону прямо там, пока Хаймон наблюдает, но Хаймон выбежал из дворца.

8. Приговорен к смертной казни

Антигона, приговоренная к смерти Креоном, Джузеппе Диотти, 1845 г., Аккадамия Каррара, Бергамо
Антигона, приговоренная к смерти Креоном, Джузеппе Диотти, 1845 г., Аккадамия Каррара, Бергамо

Напомнив о невиновности Исмены, Креонт освободил ее. Вместо того чтобы сразу обагрить руки кровью, он приговорил Антигону к заключению живой в пещере в пустыне. «Она получит еду, как положено, чтобы простить государству ее смерть. И пусть она молится богам ада: они ее единственные боги: может быть, они покажут ей спасение от смерти, или она узнает, хотя и поздно, что благочестие, оказанное мертвым, — напрасная жалость». Антигона храбро, но печально заняла свое место в пещере. Фиванцы, которые ранее поддерживали твердое решение Креонта, составлявшие хор Антигоны Софокла, были тронуты жалостью и сочувствием к ней.

9. Оправданная Антигона

Манто и Тиресий, Генри Синглтон, 1792, Tate Collective, Англия
Манто и Тиресий, Генри Синглтон, 1792, Tate Collective, Англия

Креонт начал колебаться в своем приговоре только тогда, когда столкнулся со слепым оракулом Тиресием, который настаивал, что боги не одобряют его обращение с телом Полиника. Креонт быстро снова вспыхнул гневом, обвинив Тиресия в получении взятки за то, чтобы сказать это. Тиресий решительно возразил и удвоил свое сообщение. Он сказал Креонту:

«Ты бросил дитя этого мира в живую ночь, ты удержал от богов ниже дитя, которое принадлежит им: одно на могиле перед смертью, другое, мертвое, лишенное могилы. Это твое преступление: и фурии и темные боги ада скоры на ужасное наказание для тебя».

Наконец, тронутый долгой историей правдивости старого пророка, Креонт смягчился. Он собрал часть своих людей и поспешил построить гробницу для Полиника и освободить Антигону.

10. Гемон обнаруживает тело Антигоны

«Гемон, обнаруживающий тело Антигоны» , Генри Фюсли , 1800, Музей Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния
«Гемон, обнаруживающий тело Антигоны» , Генри Фюсли , 1800, Музей Хантингтона, Сан-Марино, Калифорния

Сначала они занялись телом Полиника. Когда он и его люди приблизились к пещере, где он заключил Антигону, они услышали скорбный голос Хаймона, доносившийся изнутри. Они поспешили к входу, чтобы увидеть, что Антигона повесилась. «Хаймон лежал рядом с ней, обняв ее за талию, оплакивая ее, свою любовь, потерянную под землей, крича, что его отец украл ее у него».

11. и 12. Самоубийство Хаймона

«Смерть Гемона», Розмари Бек , 1993; с «Похоронами Гемона» , Розмари Бек , 1991, Фонд Розмари Бек
«Смерть Гемона», Розмари Бек , 1993; с «Похоронами Гемона» , Розмари Бек , 1991, Фонд Розмари Бек

Хотя Креонт пытался молить о прощении, Хаймон плюнул в лицо отцу. Он бросился на Креонта с мечом, но, промахнувшись, обратил его против себя и умер вместе с Антигоной.

13. Последняя трагедия

«Антигона, совершающая возлияние над телом своего брата Полиника», Уильям Генри Райнхарт , 1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк
«Антигона, совершающая возлияние над телом своего брата Полиника», Уильям Генри Райнхарт , 1870, Метрополитен-музей, Нью-Йорк

К тому времени, как Креонт вернулся в город, неся на руках своего единственного сына, посланник уже принес новость в Фивы. Креонт вошел с новостью, что его жена тоже лежит мертвой, покончив с собой, узнав о самоубийстве Хаймона. Совершенно сломленный, Креонт пошел посмотреть на тело жены, полностью обвиняя себя в потере и ее, и своего сына.

14. Конец «Антигоны» Софокла

Бюст Софокла, 150-50 гг. н.э., Британский музей.
Бюст Софокла, 150-50 гг. н.э., Британский музей.

В «Антигоне» Софокла история заканчивается тем, что главный советник Креонта излагает зрителям урок пьесы.

«Нет счастья там, где нет мудрости; мудрость невозможна, кроме как в покорности богам. Громкие слова всегда наказываются, а гордые люди в старости учатся быть мудрыми».