Найти в Дзене
Surround Sound AudioDisc

Почему я не люблю винил и считаю его тормозом прогресса (часть 1 из 2)

Оглавление

…остановившим развитие многоканальной музыки на долгие 20 лет. Или коллекция винила против коллекции других видов дисков

Потребление — это одна из сфер жизни. В конце и начале года (после 13-й получки) у нас есть возможность разобраться, какое потребление является импульсивным и иррациональным, а какое мы можем определить как "стоящее", пошедшее нам на пользу.

Символ потребления выглядит привлекательно, заманчиво, дорого и… бессмысленно
Символ потребления выглядит привлекательно, заманчиво, дорого и… бессмысленно

Как это ни цинично звучит, увлечённое прослушивание музыки, связанное с коллекционированием её на звуковых носителях, также попадает под определение потребления.

И здесь надо чётко понять и разделять психологическую, эмоциональную (первую) сторону этого процесса от второй - материальной, связанной непосредственно с вещами, которые подкрепляют первую.

Конечно, меломаны мы, а значит, во всём этом есть великая доля метафизики, иррационального, слепая вера в святые Граали, совершенно диковинные с точки зрения физики метафоры и определения, которые мы даём своим фетишам.

Домашняя эзотерика - святые Граали, фетиши, сувениры: антиквариат
Домашняя эзотерика - святые Граали, фетиши, сувениры: антиквариат

Мы склонны наделять их эзотерическими свойствами… Верим в совместимость несовместимого… Звук у нас может быть тёплым и холодным, как вода из крана на кухне. Он у нас бывает, даже, жирным и не очень, словно мы дегустируем мясо…

Да, давно я не брал в руки шашек журнал «Стерео и видео»: вот уж где кладезь всех таких красивостей, вот где ушлые журналюги, транслируя техническую беллетристику, рассказывают нам эзоповым языком свои сказки на ночь! Порой, оно выглядит так.

Оказывается, что звук бывает, даже, цифровым!

Как это?

— Это ли, когда ты сидишь на уроке геометрии, а учительница озвучивает все цифры числа π (пи) после запятой

π = 3,14….

И этот урок слегка затянулся. Прошёл уж целый день, а конца этим цифрам так и не видно… льются, как цифровой поток с диска. Вот, она – магия и бесконечность «цифры» - аллилуйя!

Но, давайте на 10 минут, требуемых для прочтения этой статьи, представим себя материалистами, а не крестоносцами и прочими защитниками веры. Просто представим себя людьми с высшим образованием, а значит и с критическим мышлением, и здравым смыслом.

Отбросим в сторону всю маркетинговую мишуру, дешёвые «ёлочные игрушки и бенгальские огни» рекламы, возьмём во внимание только физические свойства материала, учтём т.н. «сопромат» и обоснуем потребительские качества таких ведущих носителей звуковой информации, как

1 - виниловая граммофонная пластинка, в народе именуемая винилом, пластом, LP;

2 - цифровой диск: CD, DTS-CD, SACD, DVD, DVD-Audio, Blu-ray (см. часть 2 из 2), или по-народному: диск, сидюк, дивиди, блюрик.

Никакого холивара не ждите. Нет фетишам, иконам на иконостасах, только правда и голые факты, цифры, комментарии. А в самом конце вывод (см. в часть 2 из 2).

Граммофонная пластинка - пионер
Граммофонная пластинка - пионер

Начнём с пионера-первопроходца музыкальной индустрии:

1 - ГРАМПЛАСТИНКА

Принцип звукоизвлечения трением был придуман в середине 19 века.

Досье на месье де Мартенвиля
Досье на месье де Мартенвиля
Фоноавтограф при помощи подсоединённой к конусу с мембраной иглы записывал звук на закопчённое стекло или бумагу. Устройство могло только записывать звук, но не воспроизводить его.
Изобретатель фоноавтографа Эдуард-Леон Скотт де Мартивилль - 1853 год
Изобретатель фоноавтографа Эдуард-Леон Скотт де Мартивилль - 1853 год
Записи Мартивиля учёные смогли воспроизвести лишь в 2008 году. На сохранившихся записях француз поёт, читает молитву и Шекспира, звенит камертоном.
Фоноавтограф
Фоноавтограф

The Phonograph

Благодаря сохранившимся в архивах источникам, я слышал голоса очень известных людей: Александра Третьего, Николая Второго, Льва Николаевича Толстого, Владимира Ильича Ленина, Петра Чайковского и других. Послушайте и вы:

Изобретатель фонографа Томас Эдисон - 1877 год
Изобретатель фонографа Томас Эдисон - 1877 год

Meet Edison's Tinfoil Phonograph from 1877

Поначалу Эдисон записывал голос на фольгу, но это было непрактично - фольга часто рвалась.

Фольга - физический носитель звука
Фольга - физический носитель звука
В 1880-х процесс был доработан: в одной из основанных Александром Беллом лабораторий предложили записывать звук на картонные цилиндры, покрытые воском. Запись голоса королевы Виктории сделана на восковой цилиндр.
Мануал фонографа
Мануал фонографа

Эта технология трения постепенно развивалась. В 1931 году Американская радиокомпания (RCA) успешно выпустила в пробном режиме пластинку с «плотным» звучанием 33 1/3 оборотов в минуту (то есть лонгплей, называемый LP). Первоначальная скорость составляла 78 оборотов в минуту, а рекорд по скорости - 33,3 оборота в минуту, и тем значительно увеличивалось время воспроизведения.

HISTORY OF VINYL RECORDS #1 - The 78 RPM Single. Manufacturing plant RCA

В 1945 году в Британии изобрели метод «предварительной записи», чтобы расширить диапазон по ВЧ, записав на диск звук с 78 оборотами в минуту (Standard Play, называемый SP).

С 1948 года выпускаются пластинки с частотой вращения 33 1/3 оборотов в минуту. После нескольких лет разработки время записи на одной стороне составляет почти 30 минут, что намного больше, чем в прошлом, поэтому её называют долгоиграющей. Напротив, исходя из первоначальной технологической ситуации, существует так называемый "SP", то есть стандартный режим, который составляет 78 оборотов в минуту. Почти все популярные пластинки имеют скорость 33 оборота в минуту, поэтому виниловые пластинки напрямую называются "LP".

SQ - Quadra 4.0 - одна из кодировок для винила
SQ - Quadra 4.0 - одна из кодировок для винила

В начале 1970-х годов, с появлением квадрафонии (4.0) – первого формата окружающего звучания, на граммофонную пластинку научились нарезать четыре, вместо одного (моно – 1.0) и двух каналов (стерео – 2.0).

Звуковоспроизведение требовало декодирования, иглы со специальной геометрией, которая карябала дорожку диска не двумя, а четырьмя своими гранями, погружаясь глубже в канавку.

-11

Продажи винила превосходили тогда все остальные носители (плёнки и кассеты). Как могут понять технически осведомлённые читатели, «модернизация» пластинки под 4 канала на 2-х дорожках при столь микроскопической механике, страдала от множества проблем, связанных, как с кодированием, «чтением» квадрафонических пластинок вертушкой, так и последующим декодированием звуковых сигналов.

Декодеров было несколько, но только CD-4 работала сравнительно сносно. Учтите, что тогда тоже шла война форматов и никто из производителей не хотел уступать рынок, постепенно входя на этот рынок, внося сумятицу в намерения покупателей. Какой декодер, какую пластинку к нему покупать? Сколько их, по какой цене? Это был маркетинговый бардак, да простят меня за это слово читатели.

CD-4, QS, SQ, UD4 - квадра-кодировки для винила
CD-4, QS, SQ, UD4 - квадра-кодировки для винила

Несовершенства виниловой технологии, а главное, необходимое требование к её совместимости с обыкновенной стереосистемой, рыночная конкуренция производителей свели на нет развитие данного направления и объёмной музыки в целом.

Мыслящий здраво читатель сразу поймёт, что к качеству музыки с 4.0 эти рыночные дрязги отношения не имеют. Ибо магнитофоны 4.0 звучали хорошо.

Квадрафонический магнитофон Akai гарантирует успех
Квадрафонический магнитофон Akai гарантирует успех
Ведь элементарно: студийная мастер-лента с альбомом прямо копировалась на бытовую плёнку. А для копирования на винил требовалось проделать промежуточную операцию – кодирование!

А уж какой звук возникает при усилиях трения стеклом по железу, слышит любой человек, хоть с двумя, хоть с четырьмя ушами (как я).

Из-за этого эпоха забвения началась в 1977 году и продлилась политикой отмены многоканальной музыки на долгих два десятка лет.

Прервусь на этом проблемном моменте и вернусь к нему в конце статьи.

Чёрный "Параноид" внутри бывает и красным
Чёрный "Параноид" внутри бывает и красным

Между тем, виниловые пластинки, как носитель звука и музыки, занимали почти весь 20-й век, вплоть до появления компакт-дисков в 1982 году. В настоящее время эти два вида диска конкурируют на аудио-рынке с переменным успехом.

На этом можно подвести маленький итог: аргументы за и против звука, порождённого механическим трением двух твёрдых поверхностей друг от друга.

Если я пропустил некоторые «аналоговые прелести» винилового звука, как со знаком плюс, так и минус, пожалуйста, добавьте в комментариях под статьёй и я перенесу их сюда.

ИТОГИ

ЗА:

1. Защита авторских прав. По сравнению с быстрой воспроизводимостью цифровой музыки, виниловые пластинки имеют характеристики «только для чтения» из-за особенностей производственного процесса, и частные лица не могут легко скопировать их. Объективно, авторское право на запись играет определённую защитную роль от пиратства.

2. Большой конверт / упаковка. Конверт доставляет эстетическое удовольствие от его художественного оформления, если, конечно, дизайнер\художник\печатник для этого постарались.

ПРОТИВ:

1. Низкое качество звука. Первородные грехи формата, ещё удовлетворявшие слушателей в 19 веке, не могут радовать нас в 21 веке. Деградация звука начинается уже с подготовки матрицы, с коей потом начнётся печатка тиража. Динамический диапазон понижают до стандартов грампластинки (иначе будет прыгать игла – об этом будет видеоролик, не пропустите во второй части статьи, из самой студии на улице Abbey Road). А потом свою деградирующую силу запускают родимые пятна любой механической технологии:

- Детонация, наводимая всем, что есть вокруг: приводным механизмом проигрывателя, вибрацией пола от воздействия соседей-слонов, собственными акустическими системами;

- Воздух по определению грязный, значит, оседание пыли на трущиеся поверхности неизбежны, а её фатальное влияние на звук необратимо;

- Даже самый новый винил скрипит «песком на зубах» из-за всего на свете: от микротрещин в канавках, до пыли и статического электричества. Это аксиома;

-15

- Малое разделение каналов, а в квадрафонии особенно;

- Ухудшение звука при приближении тонарма к пятаку диска;

- Низкая точность и степень детализации воспроизведения записей;

- Низкое отношение сигнал/шум;

- АЧХ низкочастотных и высокочастотных сигналов оставляет желать лучшего;

- Звуковые артефакты, вызываемые от процесса прессования пластичной массы: опережение и запаздывание звукового сигнала – флаттер, «вау»;

- Свистящие ВЧ – интермодуляционные искажения – сибилянты, паразитные частоты, вызванные износом от трения. Игла точит.

Зазубрины в дорожках постепенно стачиваются иглой, становясь источником шума
Зазубрины в дорожках постепенно стачиваются иглой, становясь источником шума

- Винил характеризуется также внесением собственной окраски в звучание музыки.

Да, кому-то нравится «фестивалить со звуком», однако, это совсем не то, что было записано в студии звукозаписи музыкантами.

Когда любители винила нарочно «не слышат» этого, значит, им так легче жить с этим, они обманывают себя и оппонентов.

Раз не слышат, надо показать им правду: справа на фото спиленная иглой дорожка

Дорожка на виниле до (слева) и после использования (справа)
Дорожка на виниле до (слева) и после использования (справа)

Но зачем нам обман? Мы пришли в мир музыки за звуком без искажений. Культ и вера – это не наше, ведь мы материалисты, не так ли?

Я не аудиофил и намеренно не привожу здесь цифры, поскольку и без них слышу то, что там творится при трении, когда слушаю музыку. Но если любезные читатели посчитают это полезным, можно добавить сюда усреднённые технические характеристики, применяющиеся в этой отрасли звукозаписи / звукочтения.

3. Быстрый износ трущихся частей тракта: дорожек винила, звуко-снимающей иглы, пассиков/роликов. Как и велосипедные тормозные колодки, они будут продолжать изнашиваться и изнашиваться при использовании. В отличие от компакт-дисков и электронных файлов, которые считывают содержимое без прямого контакта, виниловые пластинки получают информацию при непосредственном контакте с записью через картридж (стилус).

Реклама стилуса - конечно, самого классного в мире
Реклама стилуса - конечно, самого классного в мире

В связи с этим люди сосредоточены не на расслабленном прослушивании музыки, а на мыслях, каков процент износа принесёт сие мнимое удовольствие. Ибо потом неизбежно приходит жестокая расплата: решение вопросов с поиском новых игл, новых пластинок, запчастей и немалых денег на их покупку.

Игла не знает преград в износе – на то она и алмаз
Игла не знает преград в износе – на то она и алмаз

Когда я занимался винилом, лично меня всегда беспокоил тот самый момент истины, когда становится понятно, что пора менять иглу. Нет же чётких определений того, что этот час наступил! Или есть?

Да: мне нужны час и минута, я такой.

В любом случае игла будет карябать дорожку, даже с учётом того, что слон потоптался по моему уху и я не слышу деградации звучания. Это всё так, знаете, «аналогово»: можно так, можно этак – инженер звукозаписи, может, начудил… а «это святое» (ирония).

Но вот «цифра»: либо работает, либо нет.

4. Время воспроизведения невелико. Поскольку время односторонней записи для пластинки LP составляет всего около 30 минут, слушатель вынужден покидать кресло (зону комфорта) и менять сторону диска.

А для более продолжительных музыкальных произведений вас заставят покупать дополнительные диски. И снова танцы вокруг проигрывателя.

5. Неудобства в эксплуатации. Поскольку виниловые пластинки не могут перематываться вперёд или воспроизводить следующую песню во время воспроизведения, аналогичного цифровой музыке, при прослушивании произведения необходимо прослушать сторону диска от начала до конца.

В определённой степени от людей требуется «работа», так как воспроизведение пластинки - синоним терпения: для этого нужно много времени на подготовку, а это очень хлопотно и совсем несравним с выбором песен на компакт-диске.

Замедление жизни, но не времени
Замедление жизни, но не времени

Пластинка либо заставит вас замедлить темп жизни и слушать по одной стороне за раз, либо принудит вас забыть о ней, однажды, навсегда.

6. Малопригодность грампластинки для хранения музыки с окружающим звучанием. Механика бессильна перед трением. В этой технологии всё и всегда истирается, глубина канавки не бесконечна, и декодирование пьезо-вибраций, когда игла карябает винил, потерпело крах.

Эволюция аудио от моно до квадро в 1970-е
Эволюция аудио от моно до квадро в 1970-е

Другими словами, квадрафония была действительно замечательной разработкой в первой половине 70-х, но получила плохую репутацию как раз из-за винилового формата, и соответствующих ограничений, связанных с пластинками.

7. Технологические и коммерческие причины разной репродукции грампластинок. Бывают особые обстоятельства, связанные с заводским пресс-оборудованием, когда на какой-нибудь местный заводик доставляется разная мастер-лента, с которой затем нарезается металлическая матрица, служащая, в свою очередь прессом для массового производства.

Любителям аналоговой простоты и чистоты звука (короче, аудиофилам) ещё не стало тошно страшно от этого безумного количества электромеханических издевательств копий для печатания «копий»? На сколько процентов все эти копии идентичны, кто-нибудь считал? Посмотрите, тогда, видео с заводов (ниже, во части 2 из 2).

Но обязательно найдутся комментаторы, которые скажут: винил – копия студийной записи. - Ой, ли?

Таким образом, из-за различного оборудования для воспроизведения и мастеринга качество звучания одной и той же записи, произведенной в двух местах, отличается. Не потому ли обросли меломанскими легендами всевозможные первопрессы, индийские, болгарские, тропилловские и прочие тьмутараканские «печатки»?

Господа виниловоды, вам, должно быть, очень скучно живётся, вы очень свободны и богаты, раз вам не терпится сравнивать продукцию всех этих заводов, основываясь лишь на слухах, ибо вы сами не можете посещать заводы и разбираться в местных условиях, в использовании оборудования. Зато разговоров-то… и каждый среди вас великий спец, а не только фото с лучистым нимбом в золотой рамочке на местной Доске почёта.

8. Сверх-бережное хранение. В то же время к сохранению виниловых пластинок надо относиться более тщательно, чем к компакт-дискам. Их следует располагать вертикально и плотно прижимать, чтобы предотвращать деформацию. Место размещения должно быть проветриваемым и сухим, чтобы избежать появление плесени, тараканов-меломанов и прочих поедателей аналоговых картона и целлюлозы.

И никаких сделок с грызунами! – Они аудиофилами не считаются!

Не следует забывать об основных мероприятиях и необходимом оборудовании перед прослушиванием, а также обратить внимание на удаление пыли, чистку стилуса и другие процедуры обслуживания, требующих терпения.

После прослушивания пластинки немедленно сотрите пыль с её поверхности. А ещё лучше помойте правильным (тут, главное, не продешевить!) шампунем. Только дорогая рекомендованная журналом «Стерео» моющая жидкость наполнит комнату ароматами козла леса и не растворит звуковые дорожки на любимом диске вместе с пылью. Запишите дату этой процедуры.

Щётка зла - полюбишь и козла
Щётка зла - полюбишь и козла

И вообще, привейте себе привычку вести дневник с датами и затратами. Они помогут определять время на прослушивание музыки, оставшееся в промежутках между техобслуживанием, как-то:

- сменой игл, пассиков, пополнением коллекции из моющих жидкостей, настройкой тонарма, смазкой трущихся частей горюче-смазочными материалами (ГСМ), регулировки скорости вращения (конечно, если вы не ди-джей).

Коллекция из моющих жидкостей значительно повысит ваше ЧСВ
Коллекция из моющих жидкостей значительно повысит ваше ЧСВ

Прикупив однажды по глупости пластиночку, вы автоматически становитесь домоводом коллекционером других не менее важных и полезных в хозяйстве вещей. Не важно, что к музыке они отношения не имеют, зато греют душу и кошельки ваших маркетологов.

Ничто так не радует жизнь, как коллекционирование и домоводство
Ничто так не радует жизнь, как коллекционирование и домоводство

Внезапно вас найдёт рекламная компания, навязчиво предлагающая купить стиральную машину для пластинок за 100500 денег.

-25

Устоять, вы, конечно, не сможете. А впрок закупленная коллекция шампуней как нельзя лучше скрасит вашу тоску по всему аналоговому натуральному. Да, и машинка настолько хороша, что однажды, заменит вам основную домашнюю стиралку. Домочадцы оценят её строгий дизайн: это готично.

-26

Цена этого универсального устройства вряд ли испугает вас, если вы аудиофил со стажем и тугим кошельком. Для хранения пластов потребуется ещё и целая комната или дополнительная квартира. Why not? It’s fun!

-27

Это тот самый случай, когда размер вещи, указанный как позитивный фактор (ЗА: «красивая картинка на большой обложке»), становится негативным (ПРОТИВ: когда таких «картинок» становится много). Диалектический материализм чистой воды, проходили в средней школе.

-28

9. Неизбежная потеря ваших денег и времени. Любая грампластинка – это кот в мешке. Новые тоже продаются с дефектами. Если их не нашлось, вы их наделаете просто самим процессом эксплуатации, которая заставит вас однажды выбросить её в мусорный бак или продать за бесценок.

Сам себе мастер золотых дисков.
Сам себе мастер золотых дисков.
Как вариант: прибить гвоздём на стену, или поместить её в рамку и сделать рукотворный "золотой диск" (как вам дизайнерская идея? - дарю, не благодарите!) или сувенирные часы.

Рукоделие облагородит ваше хобби, займёт ваши очумелые руки делом и создаст стильный комфорт и уют в вашем доме.

Часы Пинк Флойд - или мастер часов
Часы Пинк Флойд - или мастер часов

Покупая подержанную пластинку, обязательно проверьте, нет ли царапин, особенно если в комплекте несколько пластинок, и вам придётся слушать их одну за другой, расходуя на это время, которое вы были настроены использовать по другому назначению.

Если вы не сможете их прослушать от начала до конца быстро / вовремя, велик шанс надолго испортить себе (и продавцу - вспоминаете такое?) настроение, а также потерять кровно заработанные деньги. И потом снова потратить время на поиски другого, без дефектов, комплекта.

Мне встретился забавный комментарий, описывающий такую ситуацию:

Я купил её за 20 долларов у чувака, который продавал пластинки на Kijiji - это что-то вроде канадского Craigslist... Он утверждал, что пластинка была "в отличном состоянии! ", так что я ехал за ней 25 минут. Я подхожу к нему, и он вытаскивает её из кармана куртки, чтобы показать мне, какая она мятая, и, к моему ужасу, на ней не было защитного внутреннего чехла! Я нервно стою и наблюдаю, как он кладёт пальцы прямо на виниловую поверхность, пока вытаскивает её из картонного конверта. Я слышал, как он царапал стенки пласта, когда вынимал его. На альбоме было множество лёгких потертостей, но не слишком глубоких.
Чувак был очень горд этим, как будто это был школьный проект его сына или что-то в этом роде.
Я прослушал пласт уже раз десять, и это звучит феноменально! В двух песнях слышен щелчок в течение примерно 3 оборотов или пяти секунд, остальное звучит довольно эффектно.
Жаль, что у меня нет вкладышей. Чуваку, наверное, нравится коробка с ними для кошек…

Знакомо? И снова самообман: пласт скрипит, две песни в хлам, но наш покупатель доволен.

---- Звучит "феноменально"? Чта-а-а-а...?))))

А что ему остаётся ещё делать? В начале виниломан лжёт себе 1 раз, потом просто свято верит в ложь всю жизнь.

10. Расходование ресурсов планеты.

Мусорные горы - перспектива для отходов из винила
Мусорные горы - перспектива для отходов из винила

Короткий срок службы пластинок приводит к проблемам утилизации мусора и нерациональному использованию природного сырья.

11. Тупик в развитии. Эта технология достигла своего апогея уже очень давно и развиваться ей некуда. Всё остальное, что не связано со звуком – ваша игра в поддавки с акулами бизнеса, где в роли добычи, конечно, же не они.

From Phonographs to Spotify: A Brief History of the Music Industry

ВЫВОД:

В эпоху цифровых технологий всё ещё есть люди, которые покупают виниловые пластинки главным образом потому, что привыкли или находятся под влиянием продающих маркетинговых технологий, ротируемых музыкальными лейблами. А они не одну собаку съели на этом поприще, внедряя в доверчивые умы виниловые легенды.

Мне думается, здесь также эксплуатируется наш животный инстинкт:

психологическая зависимость человека, такого же биологического существа, как кошка и собака, смотреть на двигающиеся предметы, в нашем случае, когда мы слушаем музыку во время кручения диска.

А можно и не слушать, достаточно просто смотреть… некоторые этим и называют своё меломанство.

Примеры: можно вечно смотреть на капающую воду из крана, горение костра, пролетающие метеориты в ночном небе. + на вращающийся пласт со съезжающим к пятаку тонармом.

 Магия вращения. На него можно смотреть вечно: анабиоз, мгновенное помутнение рассудка.
Магия вращения. На него можно смотреть вечно: анабиоз, мгновенное помутнение рассудка.

ВАЖНО:

Я думаю, что мировые производители проигрывателей здорово сдали свои коммерческие позиции после того, как закрыли от глаз вращение дисков CD, DVD, BD и убрали с панелей своей продукции индикаторы звука / мощности / радиации / радости / курса нац. валюты и т.п. завораживающих вещей.

Первое поколение проигрывателей компакт-дисков - до сих пор восхищает
Первое поколение проигрывателей компакт-дисков - до сих пор восхищает

Как же круто смотрелась аппаратура на заре цифровой эры в 1982, 1983, 1984 годах!

Lo-D DAD-1000 Specifications Hitachi / Lordi – Монстр во плоти!
Lo-D DAD-1000 Specifications Hitachi / Lordi – Монстр во плоти!

А сейчас в роли аудио-компонентов какие-то унылые кирпичи, наводящие тоску… Согласны? Вы ещё удивляетесь падению интереса к «цифре»?

Пример современного кирпича для воспроизведения CD
Пример современного кирпича для воспроизведения CD

Таким образом, сложилась специализированная мифология, основанная на уловках и ухищрениях. Вот тут некоторые её крючки, над которыми заставляют думать простого потребителя музыки.

Зачем? Да, чтобы отвлечь потребителя на потребление неважной чепухи (а не звука), и, главное, сакрализировать ущербность данной технологии.

МИФОЛОГИЯ ВИНИЛА

Креаторы мифологии - очередной симпозиум экспертов по сакрализации шеллакового мусора
Креаторы мифологии - очередной симпозиум экспертов по сакрализации шеллакового мусора

Этот список мифов и легенд вы также можете дополнить, мне же вспомнилась сия ерундовина:

1. Должны ли виниловые пластинки быть чёрными?

Виниловые пластинки, также широко известны как "бакелитовые пластинки". Причина, по которой люди называют это виниловыми пластинками, может заключаться в том, что большинство бакелитовых пластинок чёрного цвета, но есть также виниловые пластинки других цветов, такие как жёлтые, прозрачные, флуоресцентные, белые, серо-буро-малиновые.

Привлекательный дизайн также служит отвлечению от главного - качеству звука: лишь бы костюмчик хорошо сидел
Привлекательный дизайн также служит отвлечению от главного - качеству звука: лишь бы костюмчик хорошо сидел

В то же время, вам могут напечатать фотографию певца на пластинке, отчего её стоимость становится выше.

Kiss - Love Gun [picture LP]
Kiss - Love Gun [picture LP]

Некоторые люди также считают, что выпуск нескольких разных версий одного и того же альбома в разных цветах — это "потребительство". Как-то пользователь сети в интернете сказал в соответствующем обсуждении:

"Похоже, что на это просто не хватает денег".

Но, судя по обсуждениям в интернете, большинство потребителей мультиверсионных пластинок не отвергают эту модель. Один любитель, лишённый дальтонизма, сказал, что полностью поддерживает такой подход:

"Когда у меня есть несколько цветных версий пластинок, я проигрываю их в определённое время и выбираю одну в соответствии с моими предпочтениями в зависимости от обстановки дня или моего настроения".
Boney M. - Oceans Of Fantasy [picture disc, side A]
Boney M. - Oceans Of Fantasy [picture disc, side A]

Лично я не понимаю, что в этом привлекательного, но огромное количество вариантов винила разных цветов показывает, что существует рынок для таких вещей, ориентированный на коллекционеров, которым нужно иметь их все.

Boney M. - Oceans Of Fantasy [picture disc, side B]
Boney M. - Oceans Of Fantasy [picture disc, side B]

И, возможно, один из способов понять это заключается в том, что из-за хайпа вокруг винила в наши дни, вы можете приобрести две разные версии одновременно, а затем решить, какая из них вам больше нравится, и продать другую ...? Или что?

2. Существует ли специальный материал для виниловых пластинок?

Первое поколение пластинок и долгое время после этого изготавливалось из шеллака. Однако, из-за проблем с водостойкостью и долговечностью шеллака его постепенно заменили синтетическими пластиками.

В то же время существуют и бумажные пластинки, продаваемые вместе с бумажными медалями от организации «Гринпис». Экологично, что ж.

3. Могут ли виниловые пластинки быть только круглыми?

Разнообразие форм винила будоражит, окрыляет и ... разоряет
Разнообразие форм винила будоражит, окрыляет и ... разоряет

Пластинки также бывают квадратными, пятиконечными и веерообразными. Не имеет значения, какой формы будет пластинка, главное, чтобы текстура пластинки была круглой.

Самая удобная форма для грампластинки - двойного назначения (аудио-ваза под фрукты)
Самая удобная форма для грампластинки - двойного назначения (аудио-ваза под фрукты)

ВОЛШЕБНЫЕ УЛУЧШАТОРЫ

4. Существуют ли прогрессивные технологии в производстве и воспроизведении пластинок?

Да, но выглядят «улучшайзеры», порой, как пятое колесо в телеге. Ибо зачем собаке пятая нога, если рождённый ползать летать не будет. Никогда.

1) Чистящий стилус. Скажем, вот такой картридж с иглой и щёткой Dustamatic, собирающий пыль / виниловую стружку после прохождения иглы по дорожке:

Dustamatic - полюбуйтесь на цену в крепкой валюте 1975 года = $79.95
Dustamatic - полюбуйтесь на цену в крепкой валюте 1975 года = $79.95

Виниловоды, ау! У вас есть такие? Нет? А почему?

2) Direct Metal Mastering. Ещё году этак 1982, немецкие компании Telefunken-Decca (TelDec) и Georg Neumann предложили технологию DMM.

Direct Metal Mastering - режет металл со страшной силой
Direct Metal Mastering - режет металл со страшной силой

Direct Metal Mastering

это прямая запись аналогового звука на металлический алюминиевый мастер-диск, покрытый медью. Технология DMM исключила промежуточную запись на магнитную ленту и последующую гальваническую обработку лакового мастер-диска.

И где она сейчас?

3) Мастеринг винила на половинной скорости

Пинк Флойд о половинной скорости звучит первые 11 раз хорошо
Пинк Флойд о половинной скорости звучит первые 11 раз хорошо
— Это процесс изготовления винила, при котором станок для нарезки мастер-диска работает на половинной скорости. Для LP-альбома это будет 16 и две трети оборотов в минуту. Медленная нарезка звуковой дорожки на пластинке даёт более высокое качество звука.

Платите ваши денежки, господа!

4) Тяжёлый винил. Магический heavy vinyl крушит своих более лёгких конкурентов на рынке, невзирая на свою высокую цену. Это за гранью моего понимания.

180 г - масса имеет значение
180 г - масса имеет значение

Может ли мне кто-нибудь внятно объяснить суть превосходства рекламируемого винила весом 180 граммов над обычным?

5) Прямой привод диска. Бесконтактный привод вращающегося «стола» даёт наилучшие показатели детонации, твердили мне в 1980-е. Верю. Но почему же в современных вертушках я чаще всего вижу пассиковые приводы?

Пассиковый привод в 2023 г - стандарты меняются и не в лучшую сторону, и вы ещё верите им?
Пассиковый привод в 2023 г - стандарты меняются и не в лучшую сторону, и вы ещё верите им?
Так куда делась физическая аксиома? Опять двойные и лукавые стандарты, альтернативная наука для доверчивых виниловодов?
- Тут что, законы физики меняются в угоду текущей конъюнктуре? Мая плакаль…

6) Тангенциальный тонарм - ещё одна «прорывная» технология. Действительно, проблема нелинейных искажений была выявлена давно и её воздействие на серьёзного слушателя объявлено неприемлемым (это цитата, если что).

Решение выглядит весьма элегантно. «Прямой» тонарм, как говорят, давал преимущества перед обычным способом слежения за дорожкой.

Когда-то я сам мечтал о такой машине! Свято верил в её магию. Что поделаешь, молодость, задор, вера во всемогущество технологии против законов физики делали своё дело.

Американские инженеры честно признают проблему и находят решение, вот оно:

RABCO SL-BE, RABCO ST-4 – Тонарм с системой RABCO для вертушки. Подразделение корпорации Jervis Corporation

RABCO SL-BE, RABCO ST-4 – Тонарм с системой RABCO для вертушки.
RABCO SL-BE, RABCO ST-4 – Тонарм с системой RABCO для вертушки.
Мы воспроизводим звук без сбоев
Матрицы производятся с помощью машин, которые перемещают режущую головку по пластинке по прямой линии. Система воспроизведения, которая перемещается по вашей пластинке под любым другим углом, приводит к износу и искажениям.
При использовании обычной системы на вашем проигрывателе вращающаяся канавка притягивает стилус к центру записи. Это называется усилием скольжения.
Усилие при скольжении приводит к износу внутренней стенки канавки и стилуса и приводит к потере чёткости, а также к уровню искажений, просто неприемлемому для серьезного слушателя.
Самое точное регулирование системы анти-скейтинга годится только для среднего поля диска, оставаясь постоянным, что не может полностью компенсировать разную силу, оказываемую во время воспроизведения записи. Даже полное устранение ошибки отслеживания не устраняет проблему, связанную с усилием, с которым поворачивается рычаг анти-скейтинга.
Система RABCO воспроизводит его по прямой. Звукосниматель перемещается по прямой линии. Пластинка воспроизводится в точности в том виде, в каком она была записана изначально, на ней нет устройства анти-скейтинга по одной причине: система RABCO устраняет усилие при скольжении.
Мы хотим рассказать вам подробнее о том, как мы устраняем его, так и ошибки при отслеживании, напишите нам, и мы сразу же вышлем полную информацию.

Красивое инженерное решение, нечего сказать! Только я до сих пор не пойму, почему обычные кривые тонармы задавили их – тангенциальные, своей численностью? Если «тангенц» настолько крут, то где он (?), почему сейчас он не рекламируется так же рьяно, как кривой?

Но вы только вдумайтесь, какая несусветная глупость и изощрённый подлог кроются в конструкции большинства бытовых вертушек!!!

Обычная вертушка с кривым (не тангенциальным!) тонармом
Обычная вертушка с кривым (не тангенциальным!) тонармом

Лаковую матрицу нарезают станком с тангенциальным тонармом, а считывать дорожки потом заставляют кривыми тонармами.

Я не понимаю этой логики, поскольку её здесь просто НЕТ. Как и нет мозгов у покупателей таких вертушек. Всё промыто элитными моющими средствами.

Да, и очень давно надо....
Да, и очень давно надо....

Личный опыт №1

В комментариях по реакции некоторых читателей я вижу, что меня принимают за зелёного мутанта цифромана с 4-я ушами, сроду нажимающего одну кнопку MP3.

А как иначе? Слушает всякие там миксы-шмиксы, ругает стерео и винил, бредит тарабарскими словами - хайрез, атмос, объём, пятиканал: ведь явный пожиратель цифры! Рептилоид о пяти ушах...

Для таких добавлю историю из личного опыта.

Во второй половине 1980-х мне довелось пользоваться вот таким аппаратом:

Sharp Optonica RP 114 (вертикальный проигрыватель)

Sharp Optonica RP 114 (вертикальный проигрыватель) - именно такой серебряный и был
Sharp Optonica RP 114 (вертикальный проигрыватель) - именно такой серебряный и был

Да, смотрелся он эффектно, просто зверь-машина, чудо японской мысли…

Но ещё раз обращаю ваше внимание на тезис потребления, с которого я начал эту статью. Решением купить что-то или нет, руководит целый комплекс наших дактилоскопических сенсоров. И тут снова с орлиной зоркостью включаются глаза – они округляются, будь вы, даже, японцем.

Sharp Optonica RP 114 (вертикальный проигрыватель) - ещё раз
Sharp Optonica RP 114 (вертикальный проигрыватель) - ещё раз

Таким образом, страшную силу имеет визуальное восприятие, особенно характерное для биологического вида под названием советский меломан. Он часто слушал музыку и продолжает это делать глазами: графики, АЧХ, дизайн – для него всё.

Музыку можно смотреть
Музыку можно смотреть
Это такой тип современной визуальной ультра-экстрасенсорики, сильно развитой у тех, кто «качает». Даже несмотря на то, что музыку "качки" привыкли брать бесплатно, смотреть коню в зубы – второй по значимости их ритуал: они музыку не слушают, они её смотрят. Не переплатили ли?
Гражданин смотрит на музыку. Со стороны.
Гражданин смотрит на музыку. Со стороны.

Итак, что видим:

Вертикальная вертушка!? Ого-го! - Не может же такая красивейшая вещь играть плохо!
Вертикальная вертушка!? Ого-го! - Не может же такая красивейшая вещь играть плохо!

- вертикальная вертушка!? Ого-го! - Да-да, ведь не может же такая красивейшая вещь играть плохо! Да, она ещё и автоматическая! Да, ещё и крутится! Да, ещё и импортная! «Шарп»!

Импорт - нашё всё, особенно Sharp
Импорт - нашё всё, особенно Sharp

Магнитофон Грюндиг, четыре дорожки. Берегись автомобиля

Но звучало сиё японское чудо так себе… возможно, из-за спиленной иглы, а может, от того, что иглы (их там 2) копеечные.

Разобраться не было возможности, поскольку ремонтом и снабжением японских запчастей никто серьёзно в СССР не занимался, стоило всё дорого, импортом заправляли пресловутые «Берёзки» и моряки дальнего плавания.

В золотую эру аудио «наша народная» фирма «Шарп - Sharp», любила удивлять своих покупателей, предлагая продвинутый сервис там, где никто его не ожидал, при довольно среднем качестве самой продукции.

Ещё один родовитый Шарпей
Ещё один родовитый Шарпей

Вот в таком извечно-подвешенном состоянии товарного дефицита и жили наши голодные меломаны. А откуда у голодного логика, опыт, знания, деньги, блат? Как следствие – запиленный ещё кем-то там, за бугром, пласт – это эталон «аналога» и свет, затмевающий все «Голубые огоньки» вместе взятые.

На полном серьёзе находятся комментаторы, считающие винил аналогом....
26 кг импорта - мечта советского меломана
26 кг импорта - мечта советского меломана

Сам прошёл через это и понимаю чувства верующих. Но не понимаю, почему они застряли там в позапрошлом веке, ведь на дворе уже начинается вторая четверть 21 века.

7) Лазерный проигрыватель виниловых пластинок. Да, звучит мифически, как о гибриде лошади с человеком – кентавре, однако компании действительно старались удовлетворять растущие потребности потребителей, надо это признать. Где-то в 2000 году такой мутант появился на свет.

Похоже на то, что сей «циклоп» ELP прожил недолго, и тут в ролике о фирме «Гора-вода - 山水 – Sansui» упоминаются некоторые из причин почему так вышло.

Однажды «Гора-вода - 山水 – Sansui» родила мышь свой квадра-декодер, конкурировавший с пятью другими.

Кроме того, в этом видео демонстрируется ещё одно достижение Sansui – вертушка P-L95R с автоматическим проигрыванием обеих сторон пластинки. Вот короткое видео о том, как это работало: эффектно с виду, дёшево по факту. Дрова.

Sansui Auto-Reverse Turntable - Closing the drawer on a HiFi legend

Смотрится такая аппаратура круто даже сейчас (если не лезть внутрь под крышку).

8) Проигрыватель видео с виниловых дисков. Пытаясь синтетически совместить привычный всем носитель информации с несвойственной ему информацией, японцы зашли очень далеко. «Панасоник-сан», однако.

National DiscLord DP-330 VHDpc National DP-330 — проигрыватель VHD, выпущенный в 1987 году. Он имеет логотип VHDpc, что означает, что его можно использовать с некоторыми японскими компьютерами MSX1/MSX2, имеющими необходимый интерфейс VHD и возможности наложения. В данной модели есть поддержка 3D VHD: есть кнопка на передней панели для включения и выключения 3D мини-разъем для подключения необходимых 3D-очков National DA-92A или Victor IF-D3S.

Проигрыватель видео виниловых пластинок National DiscLord DP-330 VHD pc ¥83,000(1987 年頃)

Как же сейчас не хватает миру технической мысли японцев и их футуризма!

Но давайте смотреть правде в глаза. Первый же прогон пласта сквозь шлифовальный станок алмазную иглу, буквально обнулит все эти хитрые усилия по «спасению сверхчистого аналога»: треск и песок обязательно убьют звук. Ладно, кому не нравится первый, схожий результат получит после десятого, уж точно. От этого, разве, что-нибудь меняется? Ресурс никакой: 10 – это не тысячи.

Хотел сказать - не миллионы, но сочувствие и эмпатия не позволили

Личный опыт №2

Я уже не раз отвечал в комментариях, какой ценой мне далось прозрение. Повторюсь. Дело в том, что увлечённый идеей перфекционизма, я собирал свою музыкальную коллекцию в 1980-х на катушках / бобинах с 19-й скоростью, то есть на максимально высоком и возможном тогда уровне.

Если у кого-то получалось делать это лучше, напишите в комментариях. Не забудьте озвучить цену вашего успеха.

Компакт-диск пришёл лишь к концу десятилетия.

Пласты рассматривались как часть особо важной части в коллекции, но чаще всего как источник, с которого записывалась музыка. Плёнку можно было слушать много раз без видимой потери качества, согласны?

Ниже идёт моя личная история о том, как выглядит приобщение к домашнему аналоговому звуку. Без понтов, чистая правда, что значит и чего стоит аналоговое аудио в советской квартире.

Итак, фирменный, оригинальный источник был первым условием для коллекции.

А какой тогда был? - Ессно, только винил.

Магнитофоны ("мафоны") были разные, но со вторым обязательным условиемналичием сквозного канала с контролем записи в наушниках от начала пластинки до момента подъёма над ней тонарма.

Мафон со сквозным каналом - тоже был нужен для опыта и дальнейшего развития
Мафон со сквозным каналом - тоже был нужен для опыта и дальнейшего развития

И вот тут пришёл опыт, сын ошибок трудных, так как винила было много и разного. Не думаю, что другие обожатели винила, как я когда-то, обрели подобный опыт и прошли через это чистилище.

Надо напомнить, что плёнка, даже абсолютно новая, только что вскрытая, имела лютую особенность осыпаться, загрязняя головки магнитофонов. Поэтому, аналоговый набор - элитная коллекция аудио-пуриста, состоящая из спирта / водки / одеколона «Шипр» с ватой и спичками, как и молитва «Отче наш», открывал каждый ритуал звукозаписывающей сессии.

Можете представить, сколько дублей мне приходилось, порой, делать с одного диска прежде, чем его менял другой – для второй стороны катушки. А после трёх пластов мои уши просто распухали и отваливались.

Так и жил без них, покуда в 2010 не отросло сразу две пары. Спасибо 5.1!
Я - мутант о 4 ушах
Я - мутант о 4 ушах

Таким путём за несколько лет квестов коллекционирования «святого аналога», что прошёл, я столько всего наслушался, всего вот этого – «винилового счастья», что и врагу не пожелаю.

Наигрался я в эти аналоговые фетиши, игрушки и сказки!! С меня хватит....

Скорее, пожеланием виниловодам будет протестировать хотя бы часть своих пластинок (сотню, другую) в наушниках, чтобы понять, о чём я тут говорю.

Ага и вот так 200 раз подряд... Всё в порядке с ушами? А с винилом?
Ага и вот так 200 раз подряд... Всё в порядке с ушами? А с винилом?

Из чего можно заключить, что как только на горизонте забрезжил цифровой восход, я тут же пересел с винилового поезда на поликарбонатный. Произошло это где-то в 1991 году.

Чистый аналог, сразу же видно... и слышно! Признайтесь, это на 100% аналог! Готовы к такому?
Чистый аналог, сразу же видно... и слышно! Признайтесь, это на 100% аналог! Готовы к такому?

РЕЗЮМЕ

Подводя итоги этому расследованию, взвесим все «за» и «против»:

«За»: 2.

«Против»: 10.

Обратите внимание, что в пользу винила не говорит ни один аргумент, который был бы связан, собственно, с аудио-характеристиками и качеством звучания, то есть самым важным, чего мы ждём от аудио-продукта. Не так ли?

Потребительские цена/качества этого продукта: 2/10

Пилите, SHURA, пилите... И Шюра пилит...
Пилите, SHURA, пилите... И Шюра пилит...

А теперь о главном, что заставило меня написать эту статью о виниле, как предмете коллекционирования, его пороках и регрессивном / репрессивном влиянии на моё музыкальное хобби, которому я посвящаю свой канал.

Если считать годом возрождения мультиканальной музыки, её ренессансом 1997 год (примерно), тогда легко понимаем, что формат окружающего звучания потерял в своём развитии целых 20 лет! В этом повинен только винил, его техническое несовершенство, которое оказалось не под силу победить всеми усилиями инженеров звукозаписи с 1970 по 1977 год.

Невозможность адаптации винила для записи на него 4 дорожек. А так как винил доминировал на аудио-рынке 1970-х, квадрафония приказала долго жить – до 1997 года.
Об этом моя статья - Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда (см. ссылку ниже)

Эх, сколько хорошей музыки не преодолело прокрустово ложе стереофонии за эти годы!

The Police - Every Breath You Take - singles - цветной миф
The Police - Every Breath You Take - singles - цветной миф

Создав «заумную» мифологию и коммерческий хайп, производители грампластинок тем самым объясняют повышение цены на свою изнашиваемую продукцию.

И кто мне подскажет, зачем они это делают? Я что-то никак не пойму...

На самом деле, возрождение винила — это уже не просто про товар или коллекцию, оно стало "социальной валютой", стимулирующей активность фанатов. Другими словами, виниловые пластинки стали маркетинговым инструментом, помогающим артистам продвигаться по всему миру. Предпосылка, конечно, заключается в том, что винил достаточно горячий, раскрученный товар.

Styx - Cornerstone [1979. LP] - тоже играет и льёт воду на мельницу винилового фетиша
Styx - Cornerstone [1979. LP] - тоже играет и льёт воду на мельницу винилового фетиша

Любой юбилейный бокс-сет, включающий в себя грампластинку, становится дороже в разы, по сравнению с теми, комплектация которых ограничивается CD, DVD, BD.

Вот наглядный пример. Всяк, кто покупает музыку, знает об этой разнице в ценах:

Амазон и его цифры не врут
Амазон и его цифры не врут

По мнению Эндрю Молла, доцента Северо-Восточного университета в США, ценность стратегии распространения нескольких версий винила заключается в том, что:

"мы не только увеличиваем участие фанатов в музыке, но и увеличиваем доходы".

Но почему именно доходы от винила? Как это понимать?

А понимать это следует так: тем самым «империя звукозаписи» наносит ответный удар по пиратам и любителям скачать в сетях аудио и видео на халяву. Индустрия работает локтями, отбивается где может, «отбивает бабки», украденные вольными халявщиками - лёнями голубковыми.

От этой прямоты фирмачей, от их сермяжной правды, я тоже стал циником и скажу не менее прямо и цинично:

Здоровый и потребительский цинизм "цифровика"
Здоровый и потребительский цинизм "цифровика"

Если лейблы, увеличивая цену на винил, тем самым сохраняют приемлемую цену на цифровые носители, потребителем которых я являюсь, тогда Я ПОДДЕРЖИВАЮ действия лейблов и их ценовую политику.

И, ДА ЗДРАВСТВУЕТ ВИНИЛ!!!

Не важно, что он деревянный, главное - аналоговый. И наоборот.
Не важно, что он деревянный, главное - аналоговый. И наоборот.

Пусть не переводятся те простаки, которые обеспечивают моё хобби на должном, самом, самом, самом высоком уровне!

Просто огромное цифровое спасибо за ваш аналоговый вклад в моё дело. Вы - лучшие!
Просто огромное цифровое спасибо за ваш аналоговый вклад в моё дело. Вы - лучшие!

Спасибо, мужики, как же здорово, что вы ещё есть на этом рынке! Вы такие классные, просто горжусь вами и вашими возможностями! Аплодирую стоя!

(Пример: намедни я купил два многоканальных ВЕЧНЫХ синих диска: один за 2 доллара, второй за 4. Какой бы винил я купил за эти деньги? – Правильно, только напрочь убитый, годный в роли плакатика, «золотого диска» на стену.)
Когда заходите в магазины винила, вспоминайте этих троих....
Когда заходите в магазины винила, вспоминайте этих троих....

Ведь кесарю кесарево, а слесарю слесарево. Я очень рад за царские доходы виниломанов, спасибо им за то, что они дали мне - слесарю, вдали от религиозного экстаза и снобизма, скромно слушать музыку в самом лучшем виде.

ДК - дом культуры дома - как-то так и выглядит цифровой мир аудио
ДК - дом культуры дома - как-то так и выглядит цифровой мир аудио

Завершение этой статьи находится во второй части, где я разбираю особенности коллекционирования цифровых носителей – различных компакт-дисков CD, SACD, DVD, BD – то есть разумной альтернативы шеллаковому идолу.

The Truth About Vinyl - Vinyl vs. Digital – Правда о виниле

Как бы там ни было, эту часть я оставляю незавершённой и готов вносить изменения, если читатели, особенно разумные и грамотно пишущие, смогут внести полезные правки в защиту винила.

Но я сразу должен напомнить, что цель моего канала – популяризация многоканальной, окружающей музыки, чему грампластинка сильно навредила в 1977 году, став тормозом прогресса. Поэтому исправления будут рассматриваться сквозь эту призму. Да-да, через такую: )))

Призма правильная - квадрафоническая
Призма правильная - квадрафоническая

Подписывайтесь на мой канал, читайте о музыке в 3D, совершенствуйте свой домашний кинотеатр!

Почему я не люблю винил и считаю его тормозом прогресса. Альтернатива винилу (часть 2 из 2)

Чего хотят люди от многоканальной музыки?

Почему объёмный звук не становится популярным среди меломанов?

Домашняя замена лазера в Pioneer BDP-LX 55

Сможет ли ИИ микшировать и восстанавливать звукозаписи?

Ремонт потухшего дисплея Blu-ray Pioneer BDP-LX 55, BDP-450, BDP-440

С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок

Surround Master! Неужели чудо свершилось?!

Очередная "Тёмная сторона Луны" или снова тёмные хитрости шоу-бизнеса

Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда

Домашняя замена лазера в Pioneer BDP-LX 55

Получил ресивер Denon AVR-X4700H из Японии. Распаковка

Сам себе мастер: замена блока лазерных головок в транспорте Pioneer BDP-LX 55

С "Долби" Atmos и в шалаше… из фетра и палок

Действительно ли стерео – это хорошо? Баланс – основа основ.

Surround Master! Неужели чудо свершилось?!

2.0 против 5.1 и аналог против цифры. Чья возьмёт?

Бандероль с 10 дисками SACD 4.0 из Великобритании. Распаковка.

Калибрую звук под своё помещение – Audyssey

Квадро 1970-х: история едва не потерянного чуда

Домашний CD ап-микс из 2.0 в 5.1, 103 серия: Kim Wilde "Teases & Dares" (1984)

Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc

"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!

Вынос шеллакового мусора  посредством ДК 5.2
Вынос шеллакового мусора посредством ДК 5.2