Многие сейчас считают летающие автомобили транспортом из будущего. Думаю вы удивитесь, когда узнайте, что первый в мире летающий автомобиль собрали 65 лет назад в СССР. А как вам такой советский электромобиль, который все еще на ходу? Сегодня расскажем о передовых технологиях авто СССР.
1950—1960-е годы можно назвать золотой эпохой Горьковского автомобильного завода. Предприятие запустило серийное производство легендарных «Волги» ГАЗ-21 и «Чайки» ГАЗ-13. А модификации грузовика ГАЗ-52 до сих пор можно встретить на дорогах. Ведущий конструктор экспериментального отдела скоростных и специальных автомобилей Алексей Смолин в 1960 году «загорелся» идеей создания гражданского автомобиля повышенной проходимости. Но как сделать машину, которая могла бы ездить по дорогам, преодолевать водные препятствия, мчаться по дюнам, снегу, льду и грязи? Столь высокую универсальность могло обеспечить только летающее средство. Смолин менее чем за год подготовил проект такого транспортного средства.
На первых испытаниях, летающий ГАЗ-16 показал себя не с лучшей стороны. Во первых, мощности двигателя хватало, чтобы поднять машину на 15 см над землей. Во вторых выяснилось, что управлять автомобилем почти не возможно. Дело в том, что для маневрирования предполагалось использовать те же потоки воздуха, что поднимали машину над поверхностью. Кроме того, сильно падала скорость передвижения, а сама конструкция из-за нехватки тяги практически опускалась на землю.
Ошибки учли при создании второго экспериментального прототипа — ГАЗ-16А. Его официально представили в 1962 году и даже привезли в Кремль для демонстрации достоинств продукта. К конструкции автомобиля добавили пару мотоциклетных двигателей мощностью по 28 лошадиных сил каждый. Они обеспечивали работу двух вспомогательных винтов, расположенных в хвостовой части машины и заключенных в своеобразные кольца. Вращающиеся навстречу друг другу поворотные лопасти обеспечивали возможность маневрирования автомобиля. Новый прототип мог разгоняться по дорогам 170 км/ч и подниматься на воздушной подушке на 15 см, с 14 пассажирами на борту! Однако автомобиль не попал в серийное производство из-за сложности производства и неэкономичности габаритов (7,5м х 3,5м). Небольшая толщина воздушной подушки, позволяла аппарату летать только над ровными поверхностями с небольшой(40 км/ч) скоростью.
Поговорим о другом популярном сейчас изобретении - электромобили. Заявленный срок службы аккумулятора у современного электрокара - 25 лет. Это конечно долго, однако не сравнится с этими 60-летними электромобилями СССР, которые все еще на ходу!
Началось все с того, что в в 1935 году, в Лаборатории Электрической Тяги института МЭИ был разработан электромусоровоз ЛЭТ, затем появились первый электробус СВАРЗ-ЛК и спустя 6 лет, электрогрузовик НИИГТ. Полноценный электромобиль разработали в 1948 специалисты НАМИ.
Такие машины, быстро нашли применение в почте. На одном заряде машины могли проехать 55-70 км, а максимальная скорость не превышала 36 км/ч. Срок эксплуатации таких «электричек» - 6 лет.
Шли годы, в 1974 году УАЗ и ВНИИЭМ представили совместный проект - электромобиль У-131.
На время испытаний У-131 трудились в Черкизовском мясокомбинате. В их задачи входила развозка мясной продукции.
В 1978 УАЗ представил уже свой электромобиль – УАЗ-451МИ.
Удачным решением было оснащение электрокара бортовым зарядным устройством, благодаря чему было возможно при разгрузке длинной в час зарядить аккумулятор на 70-75%.
Осенью 1978 года машина вместе со своим конструктором отправилась на выставку в США, где произвела настоящий фурор. Ещё бы, ведь это была первая в мире машина, работающая на переменном токе.
В 1981 тот же Ульяновский завод собрал электрокар УАЗ-3801.
Электромашина могла разогнаться до 70 км/ч. При этом без дополнительной зарядки запас хода был порядка 50 км. Но после того как машины оснастили системой рекуперации энергии торможения, запас хода увеличился до 75 км.