Опираясь на свой опыт, я предложу модель маркетинга, элементы которой уже показали свою эффективность в разных нишах. Это поможет вам снизить зависимость от торговых площадок и другие риски, выйти из ценовой конкуренции, построить бренд и повысить продажи его продуктов.
В этой статье базовые принципы воздействия на аудиторию. Перейдите из пассивного режима в активный.
Вместо введения
Если вы сейчас напишете в поисковой строке Яндекс, Youtube или Google фразу “как повысить продажи на Wildberries”, то получите ссылки на рекомендации по улучшению и оптимизации карточек, выбору ниши и т.п.
Моё предложение расширить мышление за пределы таких сущностей, как витрина на маркетплейсе и ниша. Для этого давайте взглянем на ваш бизнес, как на объект, у которого есть:
- Ядро, его программный код.
- Методы.
- Свойства.
Ровно их мы и разберем, а вы получите не только рецепт, но и понимание технологии успешного бренда. Какие-то вещи вам покажутся сложными. Если с их пониманием будут затруднения, то просто читайте статью. По мере ознакомления с другими публикациями (моими или моих коллег) её смыслы вас догонят, и перед вами откроется новый мир.
1. Ядро бренда.
Чтобы вас не бросало из стороны в сторону, действия были выверенными, а не хаотичными, необходимо построить для бренда логическую базу, его смысловую модель. Вот, что нужно для этого сделать:
- Понять ключевую и вечную проблему аудитории, которую вы решаете.
- Понять свою бизнес-модель — кто именно клиент, что ему предлагаете, как это будет реализовано, почему на этом заработаете.
- Обозначить миссию. Вы можете её и не озвучивать напрямую аудитории, но она должна быть понятна хотя бы вам.
- Выстроить смыслы, которые объяснят продукт клиенту на языке его эмоций.
Помните, бренд без смыслов — бессмысленный бренд. А чтобы вам было легче понять пункты, вот, упрощенный пример:
- Ключевая проблема — коммуникация с другими людьми.
- Бизнес-модель. Клиент — женщина со средним достатком, которая покупает одежду на WB (Ozon, Megamarket, Яндекс Маркет и т.п.). Что — чувство уверенности в себе и возможность проявить себя внешне (как важные факторы общения). Как — стильная и недорогая женская одежда, а также готовые образы, которые помогут женщине правильно её носить. Почему — мы предложим несколько готовых образов, которые отвечают контексту жизненных ситуаций и помогут женщинам правильно в них о себе заявить. Мы будем регулярно создавать новые трендовые коллекции, чтобы мотивировать женщин обновлять свой гардероб.
- Миссия: “Научить женщин коммуницировать с внешним миром, не ломая свою природу и сохраняя собственные границы”.
- Дизайн одежды, материалы, качество и смысловое содержание контента на маркетплейсах, в соцсетях и на сайте создадут доверие к торговой марке и её продуктам, повысят ценность покупки.
Итак, бизнес-модель и сопровождающие её смыслы — фундамент будущего роста продаж. С этим, вообще, нужно выходить на рынок. Важно помнить, что ядро бренда не константа и может претерпевать изменения.
2. Методы.
Ниже неполный список методов бренда, который поможет вам влиять на картину продаж. Отмечу, каждый из них можно рассматривать, как отдельный объект со своими методами и свойствами. Итак:
- Продукты, как способ решения проблемы клиента. У них есть методы (технология и процесс создания), а также свойства (дизайн, состав, цена и т.п.).
- Каналы коммуникации — маршруты доставки информации до потребителя.
- Маркетинговая упаковка — это то с чем соприкасаются клиенты в каналах коммуникации и через что получают представление о бренде и его продуктах.
Как это реализуется на практике? Давайте разберем по пунктам.
2.1. Продукты.
По сути, продукт — это конвертер эмоциональных и рациональных запросов клиента в ваши деньги. Нет идеального шаблона продуктовой матрицы. Но ваша линейка должна четко отрабатывать юнит-экономику (часть “ПОЧЕМУ” в вашей бизнес-модели).
Помните, проблема первична, продукт вторичен. Многие предприниматели допускают ошибку, формируя ассортимент, тупо, по цвету и типу . Вы должны подумать о следующем (например, в контексте бренда женской одежды):
- В чем женщина пойдет на работу.
- В чем она отправится на свидание.
- Как она будет выглядеть на вечеринке.
- Что на ней будет надето, когда идет на прогулку и т.п.
Концентрируясь на проблеме клиента, вы будете создавать продукты для её решения (а не просто продукты). Чем больше вы идентифицируете ситуаций в жизни клиента, тем больше перед вами предстанет возможностей улучшить юнит-экономику.
Так вы создадите основу для выхода из ценовой конкуренции. Согласитесь, платье, в котором женщина впечатлит мужчину выглядит более привлекательнее, чем просто платье, даже если стоит в несколько раз дороже.
2.2. Каналы коммуникации с аудиторией.
Вообще, создавать бренд и начинать бизнес имеет смысл с четкого понимания, что вы сможете выстроить связь со своей аудиторией.
Какие цифровые каналы коммуникации вы знаете? Давайте перечислю некоторые из них (что у всех на виду):
- Торговые площадки (маркетплейсы, доски объявлений и т.п.).
- Контекстная реклама.
- Таргетинг в соцсетях.
- SMM.
- Медиа.
- Поисковые системы.
- Рассылки по базе (например, CRM-маркетинг) и т.п..
Большинство предпринимателей на WB, Ozon, Яндекс Маркет и т.п. имеют только один канал — собственно, торговые площадки.
Очевидно, что добавление новых источников трафика (аудитории) увеличивает охват целевой аудитории и повышает продажи. Только есть нюанс — необходимо обеспечить рентабельность каналов, на которую влияют:
- Модель воронки (или воронок) продаж.
- Качество юнит-экономики, которая является частью бизнес-модели.
Как видите, и схема маркетинговых коммуникаций тоже опирается на ядро вашего бренда, в первую очередь на бизнес-модель.
И, вот, методы работы с каналами:
- Расширение (вы добавляете новые).
- Интенсификация (тщательно прорабатываете каждый).
- Диверсификация (стремитесь к модели, когда нет тотальной зависимости от какого-то одного канала).
- Комбинирование (пропускаете одну и ту же аудиторию через разные каналы, используя, например, инструменты ретаргетинга).
Про каждый из каналов будет отдельная публикация. Подписывайтесь и наблюдайте. Поехали дальше.
2.3. Маркетинговая упаковка.
Чтобы работать с каналами коммуникации, вам нужны носители информации. И ваша ключевая задача — залезть в голову большинства людей, кто коснется вашего бренда, собирая таким образом вокруг него лояльную аудитории, как основного источника продаж.
Задача упаковки в том, чтобы сделать ценность бренда и его продуктов понятной, вызывающей доверие и желание купить.
Искусство маркетинга в том, чтобы вызвать у клиента эмоции и предложить смыслы, которыми он сам себе объяснит покупку. Эти смыслы могут быть артикулированы словесно (устно или текстом), а также переданы через изображение (фото, видео, дизайн).
Маркетинговая упаковка (в финальной реализации) имеет три основных слоя — смысловой, визуальный и технический. Давайте разберем структуру носителей упаковки бренда, который продает свои товары на маркетплейсах.
САЙТ
Может выполнять следующие задачи:
- Является концентратом смыслов и дает представление о бренде и его продуктах.
- Является инструментом переработки трафика из контекстной рекламы, таргетинга, соцсетей и SEO в лояльную аудиторию и лиды.
- Оптимизировать процессы в компании через онлайн и иные веб-сервисы — будь то оптовая платформа, интеграция с маркетплейсами, розничный интернет-магазин и т.п.
При прочих равных, бренд у которого есть сайт имеет преимущество перед тем, у которого его нет. И, вообще, совокупное преимущество бренда состоит из множества преимуществ при прочих равных.
Для сайта важны:
- Смыслы и структура.
- UX/UI дизайн.
- Качественный и уникальный контент.
- Масштабируемые и недорогие в обслуживании фронтенд и бэкенд решения. Т.е. речь идет об интерфейсах в браузере и платформе на сервере.
Большинство сайтов, сделанные на коленке и на конструкторах (да еще с обозначением в подвале, на каком именно) идет не на пользу бренду. Хочется сказать владельцам таких ресурсов, мол, ребята, давайте чуть посерьезнее.
ВИТРИНА НА МАРКЕТПЛЕЙСЕ
Эта тема широко освещена в соцсетях. И всё же, давайте перечислим свойства хорошей витрины:
- Эмоционально-содержательные и технически качественные фотографии.
- Понятное для человека описание в карточке.
- Динамичное видео, которое вызывает эмоцию и дает представление о товаре.
- Красивая и стильная инфографика.
Часто встречаю “артефакты” в карточках, которые роняют ценность бренда, переводят его в сегмент эконом и буквально вгоняют в режим ценовой конкуренции. Назову их:
- Неудачный выбор модели, которая не может обеспечить нужную подачу.
- Плохая цветопередача и “грязненькие” кадры.
- Видео, будто неумело снятое на телефон.
- Колхозная инфографика с цыганскими нотками.
Неправильное понимание бизнес-модели приводит к тому, что владельцы торговых марок пытаются создать карточку за шапку сухарей (мол, у нас дешевый товар, поэтому создание карточки должно быть дешевым). Об этом у меня на канале есть сразу несколько статей.
Видео в карточке должно быть привлекательным, динамичным и информативным. Для тех, у кого Youtube не работает, могут посмотреть ролик по ссылке в Дзен. Это видео не для маркетплейсов (ASTI LAVIN не работает с МП), но что-то можете себе подчерпнуть, например, добавить в свои ролики немного здоровой провокации.
Конечно, есть и более консервативная подача, но даже в ней есть место динамике:
Данное видео создано в Max Sharun. Права принадлежат ООО Аметра, ТМ GUAHOO.
СОЦСЕТИ
Много людей пытаются найти информацию о бренде в сети. Поэтому кроме сайта большим плюсом будет и качественно упакованные соцсети.
Если вы хотите, чтобы ваша торговая марка была успешной, то контент в социальных сетях должен быть посвящен ключевой проблеме клиента и методам ее решения.
Большинство же владельцев брендов выкладывают в соцсети публикации только про то, какой классный товар у них есть.
Необходимо разумное соотношение между продающим, объясняющим и развлекательным контентом, где первый тип должен быть в меньшинстве.
Конечно, рождать крутые смыслы и визуализировать их на должном уровне требует усилий, но если вы делаете всё правильно, то с помощью контента можете масштабировать лояльную аудиторию и продажи своего бренда через SMM.
РЕКЛАМНЫЕ КРЕАТИВЫ
Если вы запускали контекстную рекламу и таргетинг, то видели — количество показов кратно превышает количество кликов. О чем нам это говорит — еще на этапе показов вы можете сформировать лояльную бренду аудиторию.
По этой причине необходимо ответственно подходить к созданию рекламных креативов. Опять же, он должны опираться на смыслы вашей бизнес-модели, триггеров клиентов и схему маркетинговых коммуникаций непосредственно.
И на этапе показов ваша задача — получить внимание, запомниться и обеспечить переходы целевых клиентов. О том, как создавать рекламные креативы будут статьи и разделы курса, который я готовлю.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
Это важно, если вы хотите, чтобы вашу торговую марку узнавали. Ключевой ресурс, за который борются предприниматели, государство, общественные организации и т.п. — внимание человека и память.
Фирменный стиль — один из факторов памяти. Маркетплейсы дают доступ к огромной аудитории. Но игнорирование простых правил маркетинга приводит к тому, что некоторые из торговых марок прозябают в минусах в то время, как другие имеют многомиллионные обороты. "Не пренебрегать малым" — одно из правил успешного бизнеса.
3. Свойства бренда.
Мы можем разделить их на количественные и качественные. Все вместе они характеризуют успешность бренда и его ценность на рынке. Давайте, перечислим.
Итак, некоторые из количественных:
- Объем аудитории.
- Показатели воронки.
- Возврат инвестиций (ROI).
- Общая рентабельность.
- Вовлеченность и т.п.
Теперь о качественных:
- Бизнес-модель.
- Модель маркетинга.
- Структура сбыта и т.п.
И если вы хотите выстроить концептуальный бренд, то просто обязаны определить, как именно он будет выглядеть именно через свои свойства.
Представьте, что вы строите бизнес и бренд с целью последующей продажи или привлечения инвестора. И ваша задача — сделать инвестиционный объект привлекательным. А теперь вопрос: "Чем вы отличаетесь от этого гипотетического инвестора?" Т.е. сделайте объект привлекательным и для себя, как главного инвестора на текущий момент.
Вместо заключения
Ваш конечный результат, объем продаж и устойчивость бренда, напрямую зависит от фундамента, структуры бизнеса и ваших действий (рутинных, тактических и стратегических) в этом направлении.
Без изменений в голове и поведении, вы вряд ли станете ловеласом, просто меняя костюмы и образы. Сама же погоня за трендами и бизнес-идеями, тест ниш и т.п. похожи на действия девушки, которая отчаянно пытается выйти замуж, меняя партнеров.
Если у вас есть задача построить системный и концептуальный бренд, который будет не только расти, но приносить вам радость от жизни, то, вот, несколько рекомендаций по его созданию:
- Рассматривать бренд и бизнес, как объекты, требующие инвестиций средств, времени и усилий в маркетинг с той же ответственностью и серьезностью, что и в производственный комплекс.
- Относиться к своей аудитории с любовью, видеть в ней людей, а не источник доходов. Представьте себе какого-то клиента (или несколько) и сделайте крутой продукт для него или её. Понравится одному человеку, понравится и многим.
- Создавать качественную упаковку (по смыслам, визуально и технически), чтобы ваши продукты были понятны клиентам. Так вы проявляете к ним свою любовь.
- Выстраивать собственные каналы коммуникации, продвижения и продаж и снизить зависимость от какого-то одного (особенно маркетплейсов).
Да, это сложный процесс и не нужно пытаться всё сделать сразу.
И я готовлю курс по маркетингу для предпринимателей, а также методологию, которые помогут вам осознать эту область знаний, получить практический опыт и действительно построить бренд.
И уже сейчас вы можете обратиться ко мне за консультацией. Также я и моя команда упакуем ваш бренд и выстроим каналы коммуникации.
Домашнее задание
Попробуйте представить свой бренд (и записать в Google Docs) ответы на следующие вопросы:
- КТО ваш клиент? Его хотелки, ожидания, вопросы, возражения, контекст жизни.
- ЧТО вы хотите ему предложить? Речь о ценности.
- КАК она реализуется? Т.е. как ваше товарное предложение соотносится с тем, чего хочет клиент. Сразу говорю, клиент не хочет дешевую одежду или низкие цены. Ваше ценовое предложение — один из ответов на его ожидания (но не базовое желание).
- ПОЧЕМУ вы зарабатываете или заработаете? Т.е. здесь уже юнит-экономика, схема продаж и т.п.
- КАК сейчас происходит коммуникация с аудиторией?
- Показатели воронки, рентабельности и т.п.
Суть задачи в том, чтобы вы хотя бы попытались задуматься о бизнесе, как объекте и увидели его под другим ракурсом.
Статьи по теме на моем канале
Как продать женские трусики на МП? Пример упаковки карточки фото и видео контентом. https://dzen.ru/a/ZruzdJTjK0eySt4U.
Если бы Demix заказывал контент у нас? Пример упаковки карточки с мячом. Вы поймете суть моего подхода. https://dzen.ru/a/ZqPOS9ZQ5lzDVBnL.
Как создавать продающие фото и видео для МП? https://dzen.ru/a/Zp0Df2C1ghHDwCr1
Как создать и продвигать бренд женской одежды, обуви, белья и аксессуаров. Рекомендую к прочтению владельцам соответствующих ТМ https://dzen.ru/a/Zp0Df2C1ghHDwCr1.
Продвигаться на маркетплейсах стратегическая ошибка. Объясняю, почему бренд на МП в некотором смысле оксюморон. https://dzen.ru/a/ZVoUMztUnQGekzyK.
Что такое UX/UI и как это помогает бренду продавать больше. Немного матчасти по созданию сайтов. https://dzen.ru/a/ZV29wWKCb3rUNtJi.
Большинство брендов на МП не бренды. Объясняю, почему многим называться брендом преждевременно. https://dzen.ru/a/ZedbI5Az0099Z9-x.