Наверняка многие автомобилисты попадали в непростую ситуацию. Подъезжаешь к знакомому перекрестку, который всегда проскакивал на ура, а сегодня тут пробка. Причем пробка почти не движется. Вроде и перекресток не самый оживленный. Что это может быть? Спустя полчаса подбираемся поближе, и становится понятна причина: не работает светофор! Вроде простое устройство с тремя разноцветными фонариками, а вот не работает! И сразу тысячам людей доставляются неприятности, все сразу стали опаздывать, кто на работу, кто на встречу, а кто-то и на самолет. То, что творится на перекрестке с неработающим светофором, особенно в часы пик, можно описать одним словом – хаос. Чуть больше повезло тем, кто едет по главной дороге, хотя в такой ситуации приоритет уже не имеет большого значения, лишь бы хоть как-то проехать. Повернуть налево практически невозможно. А пробка все растет и растет. Наконец прибывают инспекторы-регулировщики и порядок со временем восстанавливается. А потом восстанавливают работу светофора, и все становится как всегда. Несложно представить какой хаос воцарится в каком-нибудь мегаполисе, если вдруг разом выйдут из строя ВСЕ светофоры.
Неработающий светофор значительно задерживает движение через перекресток и увеличивает вероятность на нем ДТП. Точной статистики на этот счет нет, все зависит от интенсивности движения на конкретном перекрестке и уровня культуры вождения в конкретном городе, но можно предположить, что неприятности увеличиваются многократно.
Вот такое полезное изобретение – светофор. Кажется, что он существовал всегда, еще в детстве учили стихи по правилам дорожного движения: «Красный свет – дороги нет». Но светофор в том виде, в каком мы его знаем сегодня, появился всего сто лет назад.
Считается, что первый светофор для регулировки уличного движения появился в 1868 году в Лондоне, и установлен он был возле британского парламента. Но он больше напоминал железнодорожный семафор, имел две большие стрелки, которые вручную поднимал и опускал полицейский. Стрелки могли принимать либо горизонтальное положение, либо под углом 45 градусов. В первом случае это означало «Стоп», а во втором «Движение с осторожностью». В темноте дополнительно горел газовый фонарь с сигналами красного и зеленого цвета, но вскоре этот фонарь взорвался, сильно ранив полицейского, и этот эксперимент прекратили.
До изобретения светофоров полицейские были вынуждены регулировать движение вручную. Они использовали жезлы, специальные таблички на большом шесте и даже нагрудные фонари.
5-го августа 1914 года в американском городе Кливленд были установлены первые полуавтоматические светофоры конструкции Джеймса Хога. Они имели два сигнала — красный и зеленый, управлял ими полицейский, который сидел в специальной будке. Правда, ни власти, ни автомобилисты еще не осознавали важность этого устройства, гораздо привычнее были живые регулировщики. В 1920 году один из руководителей полиции Детройта Уильям Поттс внедрил в городе светофор собственной конструкции, он уже имел три сигнала: красный, желтый и зеленый. В этом же году такие светофоры установили и в Нью-Йорке, которые значительно упорядочили архаику тогдашнего движения, ньюйоркцы называли эти светофоры «пробочными башнями». Но у этих светофоров были существенные недостатки. Во-первых, они стояли посередине перекрестка, ограничивая движение, а во-вторых, требовали присутствия человека. 10% нью-йоркских полицейских целый день только и занимались тем, что регулировали движение.
Наконец в 1923 году, тоже 5-го августа, чернокожий американский изобретатель Гэррет Морган запатентовал первый автоматический светофор, который сам переключал сигналы. Это уже было абсолютно беспристрастное устройство, благодаря ему очередность проезда перекрестка становилась независимой от личности водителя или полицейского. Все оказались равными перед законом. Демократия. В то время в США использовалось около 50 различных типов светофоров, но изобретение Моргана быстро вытеснило их с американских перекрестков. И началось триумфальное шествие автоматического светофора по всему миру. А 5-го августа в мире стало считаться Днем Светофора.
В Советском Союзе впервые установили светофор в январе 1930 года в Ленинграде, на пересечении проспектов 25 Октября и Володарского (сейчас это Невский и Литейный), а в декабре того же года светофор появился на пересечении Кузнецкого Моста и Петровки в Москве. Отличием советских светофоров от американских было то, что у советских зеленый сигнал был сверху, а красный снизу.
Были и чисто советские экспериментальные варианты светофоров – в виде циферблата с четырьмя секторами. Два узких боковых сектора желтые, сверху – зеленый и красный снизу. По циферблату равномерно ходит стрелка, показывая, разрешено или запрещено движение. Существенным недостатком такого типа светофора стало то, что стрелка была плохо видна издалека, и через несколько лет эксплуатации этот эксперимент свернули.
В разных городах нашей страны сигналы светофора и правила проезда перекрестков могли различаться. Например, в Ростове-на-Дону в 1940-х годах могли одновременно гореть красный и зеленый сигналы, это означало, что разрешен поворот налево. В Ленинграде в то же время поворот налево разрешался при одновременном включении желтого и зеленого сигналов. А в Москве в 1950-х годах использовали «четырехглазые» светофоры с двумя зелеными сигналами. Один сигнал разрешал двигаться прямо и направо, а два дополнительно разрешали поворот налево. Иногородним водителям было непросто разобраться.
В 1959 году СССР присоединяется к Женевской Международной Конвенции о дорожном движении 1949 года, и ПДД в нашей стране стали приводиться к международным нормам. Так, например, если раньше ограничения скорости в конкретном населенном пункте устанавливались местными органами власти, то теперь введены стандартные – 60 км/ч. Светофоры тоже были упорядочены, теперь красный и зеленый сигналы заняли привычное сейчас положение: красный сверху, зеленый снизу.
Количество автомобилей с каждым годом увеличивалось, и со временем светофоры получали множество дополнений и улучшений. Появились дополнительные секции, «стрелки», отдельные секции для пешеходов, трамваев и даже лошадей. Современные светофоры представляют собой интеллектуальное устройство, все для повышения безопасности движения. Лампы накаливания повсеместно заменены яркими светодиодными матрицами. На светофорах может отображаться различная информация: время до окончания разрешающего и запрещающего сигналов, включенный разрешающий сигнал для пешеходов за поворотом, оперативная ситуация на дороге и многое другое. Для слабовидящих пешеходов может применяться голосовое информирование.
Приведем несколько интересных фактов про светофоры.
Среди дальтоников встречаются люди, не различающие зеленый и красный цвета, поэтому современные светофоры имеют оранжевый оттенок красного сигнала и синий оттенок зеленого, чтобы они могли его видеть.
В Японии поначалу светофоры имели разрешающий сигнал синего цвета вместо зеленого, но со временем выяснилось, что глаз человека значительно лучше воспринимает зеленый, нежели синий цвет.
Ученые подсчитали, что жители крупных мегаполисов тратят около 6 месяцев своей жизни на ожидание зеленого сигнала светофора.
В Рио-де-Жанейро водители могут проезжать на красный свет с 10 вечера до 5 утра, не останавливаясь. Это связано с риском ограбления на пустынных перекрёстках, и, чтобы этого избежать, власти разрешили водителям нарушать ПДД в ночное время.
В мире существует несколько памятников светофору. Самый большой из них находится в Лондоне и представляет собой целое светофорное дерево из 75 светофоров. В нашей стране такие памятники тоже есть, в Пензе тоже есть свое светофорное дерево из 36 отработавших светофоров, а в Новосибирске памятник представляет собой скульптурную композицию в виде постового, который приветствует светофор.
Счастливого пути! Зеленого света!
Читайте также в нашем блоге:
Корейский автопром: краткая история