Найти в Дзене

Автомобили Юрия Гагарина

12 апреля 1961 года сбылась самая дерзкая и фантастическая мечта всего человечества – полет человека в космос. Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» сделал всего один виток вокруг Земли, полет длился 108 минут, но эти минуты перевернули весь мир. Был сделан гигантский скачок в космос. На первого космонавта обрушился невиданный поток славы, Гагарин в одночасье стал героем не только Советского Союза, но и всей планеты. Весь мир хотел видеть Гагарина, и он после своего полета объехал множество стран, встречаясь с тысячами людей, представляя не только себя, но и всю страну. В историю вошли гагаринская доброта и непосредственность, легендарная гагаринская улыбка. В 1960-е годы самыми популярными людьми в мире были Гагарин и «Битлз». Юрий Гагарин был не только первым космонавтом и послом мира, но и интересной многогранной личностью. В обычной жизни космонавт Гагарин был совсем другим – совершенно земным и простым, не чуждым радостям обычной жизни. Гагарин был примерным семьянином, г
Юрий Алексеевич Гагарин
Юрий Алексеевич Гагарин

12 апреля 1961 года сбылась самая дерзкая и фантастическая мечта всего человечества – полет человека в космос. Юрий Гагарин на космическом корабле «Восток-1» сделал всего один виток вокруг Земли, полет длился 108 минут, но эти минуты перевернули весь мир. Был сделан гигантский скачок в космос. На первого космонавта обрушился невиданный поток славы, Гагарин в одночасье стал героем не только Советского Союза, но и всей планеты. Весь мир хотел видеть Гагарина, и он после своего полета объехал множество стран, встречаясь с тысячами людей, представляя не только себя, но и всю страну. В историю вошли гагаринская доброта и непосредственность, легендарная гагаринская улыбка. В 1960-е годы самыми популярными людьми в мире были Гагарин и «Битлз».

Юрий Гагарин был не только первым космонавтом и послом мира, но и интересной многогранной личностью. В обычной жизни космонавт Гагарин был совсем другим – совершенно земным и простым, не чуждым радостям обычной жизни. Гагарин был примерным семьянином, горячо любил свою жену и двух дочерей. Любил спорт, занимался самыми разными его видами: баскетбол, волейбол, водное поло, хоккей, футбол, легкая атлетика. Увлекался бадминтоном, водными лыжами, теннисом. Любил музыку, умел играть на гитаре, неплохо рисовал, играл в шахматы и бильярд. Дружил со многими известными людьми своего времени. И еще был заядлым автолюбителем, любил мотоциклы и автомобили. Вот про автомобили Гагарина и пойдет наш сегодняшний рассказ.

Как это бывает практически всегда со знаменитыми людьми, со временем истории про автомобили Гагарина обросли множеством легенд и домыслов, которые сейчас ни подтвердить, ни опровергнуть нет никакой возможности.

Итак, автомобиль номер один – ЗИМ (ГАЗ-12). Тут сразу возникают непонятности. Есть воспоминания многих очевидцев, что Юрий Алексеевич приобрел его и ездил на нем еще до полета в космос. Но это больше похоже на вымысел. Во-первых, ЗИМ – это был автомобиль для партийной номенклатуры среднего звена и распределялся соответствующим образом. Хотя, ЗИМ, в отличие от «Чайки» и легковых ЗИЛов, был и в свободной продаже, но стоил весьма недешево. Вряд ли никому еще тогда не известный старший лейтенант Гагарин мог позволить себе такую дорогую покупку, тем более он недавно женился, и у него родились две дочери. А во-вторых, водительские права Гагарин получил только после своего триумфального полета. Ну а как же очевидцы? Рискнем предположить, что Гагарин действительно ездил на ЗИМе, но это была машина кого-то из его друзей, и он на ней просто учился вождению.

ЗИМ (ГАЗ-12)
ЗИМ (ГАЗ-12)

Автомобиль номер два – ГАЗ-69. Первым автомобилем, официально предоставленным в распоряжение Юрия Гагарина, был ГАЗ-69 одной из воинских авиационных частей с личным водителем-сержантом. По другой версии этот «Козлик» был подарен Гагарину правительством. Существует легенда и о другом связанном с первым космонавтом «газике». Когда в 1962 году Гагарин приезжал в Чернигов, программа визита подразумевала проезд на открытом автомобиле на стадионе перед горожанами. Однако выяснилось, что открытого автомобиля в распоряжении местных властей нет. Тогда гаишники нашли открытый ГАЗ-69 кого-то из гостей возле стадиона, и, недолго думая, просто угнали «Козлика», а после проезда на нем Гагарина, вернули на место. Хозяйка «газика», согласно легенде, приехала как раз на встречу с космонавтом и пропажи не заметила.

Автомобиль номер три – кабриолет ЗИЛ-111В, небесно-голубого цвета с бежевым тентом, который вез Юрия Гагарина 14 апреля 1961 года из аэропорта Внуково в Кремль на встречу с Никитой Хрущевым. Все видели кадры хроники, когда Гагарин на этом ЗИЛе едет по улицам Москвы, а вдоль всех улиц стоят и ликуют тысячи людей и на проезжую часть бросают букеты цветов. Позже такой кабриолет предоставлялся Гагарину для официальных мероприятий.

Автомобиль номер четыре – ГАЗ-13 «Чайка» черного цвета. Этот автомобиль был предоставлен Юрию Алексеевичу как служебный и возил его до самой гибели в 1968 году.

Чайка
Чайка

Автомобиль номер пять – ГАЗ-21 «Волга» бежевого цвета с номером 12-04 ЮАГ. Скорее всего, это просто красивая легенда, согласно которой Гагарин купил эту машину на премию за космический полет. И номера ему выдали именно такие – дата полета и его инициалы. Хотя, это номера Московской области и серия ЮАГ выдавалась как раз в 1961 году. Но нет ни одной фотографии такой машины с этими номерами. Кто-нибудь в курсе?

Автомобиль номер шесть - ГАЗ-21 «Волга» черного цвета с номером 78-78 МОД. Вот это абсолютно реальная машина, много подлинных фотографий. Юрий Алексеевич получил ее в подарок от Совета министров СССР после своего полета. Она была собрана по спецзаказу, ее отличает уникальная, небесно-голубая отделка салона. С этой машиной тоже связана одна легенда. Когда Гагарин приехал в Горький на ГАЗ, заводчане спросили насчет машины, выпущенной заводом. Космонавт честно ответил, что проблемы есть, часто ломается. За одну ночь, пока Гагарин был с официальными визитами в этом городе, рабочие полностью перебрали автомобиль. После этого случая Юрий Алексеевич ежегодно поздравлял заводчан с Днем машиностроителя. Очевидно, что «Волга» проблем больше не доставляла.

Автомобиль номер семь - Matra-Bonnet Jet VS, спортивное двухместное среднемоторное купе. Эту машину Юрий Алексеевич увидел во время своего зарубежного турне во Франции в 1965 году на выставке авиакосмического концерна Mécanique Avion Traction, выпускавшего еще и спортивные автомобили. Гагарин долго рассматривал машину, и представители компании заметили повышенный интерес космонавта к своему автомобилю. Они немедленно организовали отправку Matra-Bonnet Jet VS в Москву своим ходом с техником компании за рулем и с комплектом запчастей. По возвращении Гагарина из турне, его во французском посольстве уже ждал подарок. С этим автомобилем тоже связана одна легенда. Один югославский журналист сфотографировал Гагарина, когда он рассматривал Матру и написал статью, что якобы первый космонавт больше интересуется автомобилями, чем космонавтикой. Эта статья попалась на глаза главному идеологу КПСС, «серому кардиналу» Михаилу Суслову. От его гнева Юрия Алексеевича спас Николай Каманин, командовавший первым отрядом космонавтов. Он заметил Суслову: машина была подарена Гагарину потому, что он увлекается быстрой ездой. Гагарин редко пользовался своей Матрой, предпочитая ездить на черной Волге. Не знаем точно, но, видимо, гагаринская Матра была единственной в СССР.

Ну и еще один автомобиль нельзя обойти вниманием при упоминании Юрия Гагарина. Это автобус ЛАЗ-695Б, который доставил его на стартовую площадку «Востока-1» и потом возил всех космонавтов до 1967 года, до гибели Владимира Комарова. После этого автобус был сочтен несчастливым, отправлен в отставку и заменен другим ЛАЗом. Летчики и космонавты люди суеверные. С автобусом связан один ритуал. Когда автобус ехал на стартовую площадку, неизвестно, то ли Гагарину приспичило по малой нужде, то ли Королев приказал облегчиться, но автобус остановили и Гагарин помочился на переднее колесо. Полет прошел нормально, и до сего дня этот ритуал неукоснительно соблюдается космонавтами, считается к удачному полету.

Гагарин любил быструю езду, что неудивительно для летчика и космонавта. Попадал он и в аварии. Однажды он протаранил старенькую «Победу». Инспектор ГАИ, увидев кто участник, немедленно стал выписывать протокол владельцу «Победы». Гагарин возмутился, признал свою вину и оплатил расходы по восстановлению чужой машины.

Какие машины из гагаринского автомобильного наследия живы?

Жива черная Волга 78-78 МОД, она находится под стеклянным колпаком в Музее Гагарина в городе Гагарин Смоленской области. Еще точно такая же Волга и с таким же номером находится в Музее космонавтики, но там честно написано, что это копия.

ЗИЛов-111 тоже два, один находится в историко-мемориальном зале 147 автобазы Министерства обороны, второй в музее техники Вадима Задорожного. Какой именно ЗИЛ вез Гагарина в Кремль в 1961 году, документы не сохранили, поэтому оба ЗИЛа претендуют на это звание. Два ЗИЛа лучше, чем ни одного.

Легендарный ЛАЗ-695Б тоже жив. После списания из Байконура он долгое время находился сначала в Москве, потом во Львове и в 1989 году прибыл в Музей Гагарина в плачевном состоянии. Несколько лет назад его восстановили и теперь он на ходу, и выезжает на торжественные мероприятия.

А вот французская гагаринская Матра сейчас в Литве. После гибели Юрия Алексеевича его вдову Валентину Гагарину посетил известный в то время коллекционер из Литвы Кястусис Индзюлас, возглавлявший общество поклонников ретро-машин. Он уговорил продать ему Матру. Российский Музей космонавтики пытался уговорить коллекционера продать автомобиль, но пока попытки не увенчались успехом. Зачем Литве автомобиль русского космонавта, когда они от всего русского открестились? Надеемся на лучшее.

Читайте также в нашем блоге:

Конец эпохи личных гаражей

Корейский автопром: краткая история

Остановил инспектор ГАИ, как общаться с ним

-11