Не всегда всё начинается с операции
Кто меня читает, наверняка встречали посты о переломе шейки бедренной кости. Каждый раз речь шла об эндопротезировании «с колёс» - привезли, обследовали, прооперировали.
Это единственно правильный вариант, именно он даёт пожилому человеку шанс на выживание. Давным-давно показано, рассказано и доказано, что, если не прооперировать пожилого пациента с переломом шейки бедра в первые 2-3 суток после травмы, то дальше вероятность сделать операцию резко уменьшается, поскольку быстро наступает декомпенсация в работе органов и систем.
Если же операция сделана быстро, опороспособность ноги сразу же восстановлена, то старички и опомниться не успевают - а уже можно опять ходить, стереотип жизни прежний.
Однако, такая идеальная картинка случается не всегда. Каждый раз, когда привозят пожилого человека с переломом шейки бедра, сразу же начинается обследование. От простого - к сложному. Стандартный протокол, плюс разнообразные анализы/исследования/тесты с учетом анамнеза. Подключаются нужные специалисты, собирается консилиум, который обсуждает ситуацию, оценивает риски и принимает решение.
С бухты-барахты такого пациента в операционную никто не возьмёт, равно как и процесс тормозить не станет - каждый час имеет значение.
Соответственно, представим ситуацию, когда по результатам обследования становится очевидно, что делать операцию в данный момент нельзя. Риск операции превышает её целесообразность. Тот самый случай, когда хирурги (которым бы всё оперировать, да оперировать) вынуждены зачехлить свои скальпели, и уступить место другим специалистам. Что тогда?
Сейчас приведу пример. Пациентке 86 лет. Шла, шла, и упала. Хотела встать - и не смогла. Дело было в субботу. В районной больнице, к сожалению, не было нужного потенциала, поэтому родственники быстро переориентировались на нас.
В целом пациентка очень сохранна - в здравом уме и трезвой памяти. С минимальным терапевтическим букетом. Приличная кровь, хорошая ЭКГ, еще нет тромбов в венах голеней. Казалось бы - можно сразу ехать в операционную. Однако что-то насторожило кардиолога, внутренний голос какой-то: кардиолог сделал тропониновый тест, который делают при подозрении на инфаркт миокарда. Что вы думаете? Тест зашкаливает! Острый инфаркт миокарда! При этом - нормальная ЭКГ. Вот такие чудеса. Начинается терапия, одновременно планируют и выполняют коронарографию. Это когда в сосуды сердца вводят контрастный препарат, и под рентгеновским контролем смотрят проходимость сосудов сердца. А на коронарографии сужение коронарных артерий на 80 и 60%. То есть, если бы мы взяли пациентку на стол без этих исследований, сердце бы точно не выдержало. Бог отвёл.
Сразу же сделали стентирование коронарных артерий - внутрь сосудов установили трубочки, расширяющие просвет, и сердце стало кровоснабжаться нормально. Теперь придётся сделать паузу - после стентирования назначают большие дозы кроверазжижающих препаратов, поэтому оперировать временно нельзя - будет сильное кровотечение.
Придётся ждать. И тут мы возвращаемся к исходным данным: шейка-то сломана, нога неопорная, пациентка лежит со всеми вытекающими последствиями.
Последствия такого лежания, надо сказать, катастрофичны. По мировой статистике, неоперированные пожилые люди с переломом шейки бедра погибают в течение первого года после травмы в 80-90% случаев. Не выживают. И вовсе не от перелома, а от потери возможности двигаться. Движение - жизнь. И наоборот.
Что же происходит? Всё просто. По большому счёту, всё упирается тоже в движение, но - крови. От движения крови зависит наша жизнь. Вот, смотрите: человек лежит горизонтально, не двигается, мышцы не качают кровь. Сходить в туалет - проблема. Люди перестают пить - сгущается кровь. Растет риск формирования тромбов. В мягких тканях спины, которые сдавленны весом тела, крови мало, начинается ишемия, а следом - некроз тканей, он же - пролежни. В лёгких под действием силы тяжести жидкость скапливается в задних отделах - застойная пневмония. Из-за дефицита вода пища перестаёт нормально двигаться по кишечнику - запор, кишечная непроходимость. Мало мочи, нет возможности нормально осуществлять гигиенические процедуры, восходящая мочевая инфекция - пиелонефрит. И т.д., и т.п.
Это я еще не сказал про голову. Пассивное положение в сочетании со сгущением крови - гарантированная ишемия головного мозга со всеми вытекающими неприятностями, когда психика меняется радикально, за три дня мы молем получить совершенно другого человека, который даже близких не узнаёт.
Вот так тезисно я набросал список неприятностей, которые ожидают и пациента, и его родственников, если по какой-то причине не удается заменить сломанную шейку бедра на эндопротез в первые 2-3 дня после травмы. Выглядит это всё так себе.
Но пост совсем о другом. Пост о хорошем. Что же делать, если операция по какой-то причине не состоялась? Очень просто: ухаживать.
Адекватный уход может стать реальной альтернативой операции.
Звучит странно - какая альтернатива, когда нога сломана?? Вот, представьте.
Итак, задача номер один - жидкость. Обязательно пить, любой ценой, хоть через вену. Минимум литр жидкости в сутки любым способом человек должен получать. Лучше - полтора.
Задача номер два - движения. Присаживаться в постели хоть немного, двигать руками, шеей, второй ногой. Много раз в день. И дышать.
Третье - контроль спины, ягодиц, пяток. Пролежни могут образоваться быстро, нельзя дать им шанса. Есть масса приспособлений для профилактики, но главное - не лежать пластом.
Четвёртый пункт максимально важен. Через 2-3 дня после травмы острой боли в области перелома уже нет. Уже можно с посторонней помощью человека не только посадить, свесив ноги с кровати, но и поставить на здоровую ногу. Сломанная может стоять рядом, на нее нельзя только опираться. Зато можно опираться на ходунки, и даже ходить с ними. Первое время, разумеется, с поддержкой.
Так вот если через всё это удаётся пройти - можно будет вернуться к вопросу об операции. Её сделать никогда не поздно - если позволяет общее состояние. А им нужно заниматься.
Я неоднократно наблюдал, особенно в бытность свою травматологом, когда еще не были нам доступны эндопротезы, как очень заботливые родственники буквально вытягивали с того света своих бабушек и дедушек. Больница не была на это способна, а вот у родственников получалось. Если родственники были, конечно.
Сейчас технически многие больницы на эти подвиги тоже способны, но основная надежда всё же по-прежнему на родственников - 90% работы происходит после выписки из стационара. В этих ситуациях главное - грамотно пережить первые несколько дней и не попасть на осложнения сразу.
В подтверждение своих слов покажу фото той самой активной старушки, у которой инфаркт даже на ЭКГ не отображался. Кардиологи, терапевты, реабилитологи - и вуаля! - мы уже сидим, стоим, и ходим с ходунками! До операции дойдёт, думаю, где-то через месяц. А пока поработают смежные специалисты.