Если мне не изменяет память, то именно Плутарх в своё время увековечил в анналах истории древнеегипетскую поговорку «всё боится времени, а время боится пирамид». С метким наблюдением детей Ра трудно не согласиться, но непременно хочется добавить, что вымученные сиквелы и угасающие звёзды Голливуда никак не попадают в категорию счастливцев, защищенных от гнева Хроноса.
Первый «Дэдпул», при всём своём примитивизме и ориентации на аудиторию школьного возраста, тем не менее успешно высмеивал худшие стереотипы массовой культуры, второй — едва ли не гениально потешался над собой. Третья же часть франшизы резко свернула в глубокие дебри нишевых комиксов, казалось бы, совершенно забыв тот факт, что данная тема интересует крайне узкую фокус-группу, носящую в США меткую кличку «нёрды».
оригинальное название: Deadpool and Wolverine
год: 2024
режиссёр: Шон Леви
в ролях: Райан Рейнольдс, Хью Джекман, Эмма Коррин, Мэттью Макфэдиен, Дафни Кин, Джон Фавро, Морена Баккарин, Дженнифер Гарнер, Уэсли Снайпс
Сюжет, если к абсолютно раздолбайскому нео-комиксу вообще применим данный термин, представляет собой традиционный развесёлый бред — главный герой, мутант по имени Уэйд Уилсон, известный также как Дэдпул, обладающий сверхспособностью регенерироваться буквально из кусочков, переживает кризис среднего возраста, помноженный на расставание с любимой девушкой. Под воздействием означенных факторов протагонист впадает в депрессию, бросает супергеройский бизнес и устраивается работать продавцом подержанных машин. Проходит несколько лет, и Уилсона находят представители некой могущественной организации под названием «Агентство по надзору за Временными Линиями», которые предлагают герою переселиться в параллельную вселенную, присоединиться к знаменитой организации Мстителей из комиксов Marvel и заниматься спасением мира в компании Тора, Капитана Америки и Тони Старка. Когда же протагонист интересуется причинами столь щедрого предложения, выясняется, что во вселенной, где живёт Дэдпул, скоро произойдёт пространственно-временной коллапс, поскольку супергерой Росомаха, на котором держалось всё моральное измерение космоса, недавно трагически погиб. Проявив нехарактерную для него человечность, Дэдпул решает спасти свою вселенную, и всех живущих в ней друзей, ворует хай-тек гравицапу, и отправляется в путешествие по просторам мультиверса, с целью найти ещё одного Росомаху и тем самым предотвратить апокалипсис.
Разумеется, поскольку сам протагонист — ментально остановившийся в развитии на уровне пятиклассника придурок, то, согласно законам мультиверса, в каждой новой вселенной ему попадаются всё более абсурдные версии Росомахи, абсолютно непригодные на роль спасителя. В итоге, всё же разыскав относительно приличного Росомаху (который, правда, потерял контроль над эмоциями и перебил всех коллег-супергероев в своей вселенной, но кто обращает внимание на такие мелочи?), Дэдпул возвращается в Агентство лишь для того, чтобы узнать очередную страшную тайну.
Оказывается, Агентство целенаправленно ведёт дело к уничтожению вселенной Дэдпула, правда, никакой разумной причины для таких действий так и не озвучивается, кроме разве что тонких намёков на некоторые элементы программы депопуляции — мол, твоя вселенная всё равно умирает, давайте в стиле Ницше подтолкнём падающего. Ну или же мотивация антагонистов примерно соответствует уровню доктора Зло, предполагающего картонную злобность в качестве самоцели. После того как разговор с оппонентами заходит в тупик, героев ссылают на самое дно мультиверса, которое по совместительству является также прибежищем наименее популярных персонажей комиксов Marvel. Там Дэдпул и Росомаха встретят новых друзей, создадут новые альянсы и безуспешно попытаются поразить зрителя новыми глубинами усталой комедии положений. Остаётся лишь один вопрос — будет ли усилий авторов достаточно для того, чтобы повторить не один, а целых два случая беспрецедентного коммерческого успеха?
Игра на контрастах всегда была весьма эффективным средством привлечения внимания и, соответственно, успешного позиционирования любого продукта. Именно поэтому, несмотря на всю свою угловатость и оставляющий желать лучшего интеллектуальный уровень, первый «Дэдпул», вышедший на экран почти 10 лет назад, в эпоху сахариновых кинокомиксов и смехотворных моральных дилемм, производил впечатление глотка не сильно свежего, но всё-таки воздуха. Вторая часть франшизы, несмотря на морально двойственную позицию в области политкорректности и прочих проявлений культа социальной справедливости, одновременно успешно высмеивала данные явления, чем набрала немало очков в глазах адекватной части аудитории. Разумеется, нельзя игнорировать также тот факт, что удельная доля удачных шуток в первых двух частях франшизы приближалась к 60-70 процентам, что, в свою очередь, обеспечивало качественное развлечения зрителя. Однако постоянно успешно входить в одну и ту же реку могут разве что японцы со своим Годзиллой, а команда Райана Рейнольдса, при всей её компетентности, всё же не способна достигнуть уровня комедийных гениев. Уж не знаю кто из продюсеров принял решение изменить общее направление повествования, и ориентировать его на развлечение закоренелых фанатов комиксов, но данный поворот явно не пошёл на пользу проекту.
Нельзя сказать, чтобы общий стиль или семантическое содержание фильма подверглись радикальным изменениям, но теперь для того, чтобы понимать шутки, из которых в основном и состоит любое произведение о Дэдпуле, нужны глубокие знания как в области лора комиксов, так и внутренних бизнес-процессов производящих их компаний. Несомненно, закоренелый фанат данного вида искусства, с девяносто третьего года собирающий всевозможную макулатуру и постоянно посещающий Comic Con, придёт в дикий восторг, увидев успешно забытую остальным миром Электру или концепт-арт Альхамбры до эпохи Коуты Хирано, но среднестатистический зритель не сможет уловить даже десятую долю заложенного авторами смысла.
Соответственно, далёкая от комиксов часть аудитории видит не тонкое искромётное шоу, а двух придурков изрядного возраста в клоунских костюмах, которые почему-то считают, что могут отбирать у зрителя драгоценное время, и с тоской вспоминает, что один их этих лицедеев в своё время играл на Бродвее и снимался у Нолана. «Дэдпул» никогда не мог похвастаться изящной формой, но весьма успешно компенсировал данный недостаток поистине термоядерным содержанием. Теперь же содержание приобрело слегка унылый характер, немедленно вскрывая все изъяны хорошо скроенной, но крайне небрежно сшитой упаковки. Впрочем, на сборы этот факт повлиял мало — видать, большинство американцев не могут себе представить жизнь без комиксов — и «Дэдпул и Росомаха» уверенно отбил собственный двухсотмиллионный бюджет.
Вероятно, самым обидным во всём этом является близкая к эталонам Снайдера техническая сторона проекта. Созданные фантазией сценаристов и арт-дизайнеров параллельные миры реалистичны, ярки, красивы, безумны, иногда зловещи, но неизменно скучны и ужасающе пусты, несмотря на обилие населяющих их персонажей. Постоянный поток острот и экстремальных вербальных конструкций, некогда бывший торговой маркой Дэдпула, всё ещё присутствует в фильме, но больше не вызывает ожидаемых авторами эмоций. Ильф и Петров в своё время обоснованно заметили, что если аудитории надо объяснять, что конкретная шутка смешна, то это уже не шутка, но Шон Леви явно не придерживается принципов Изнуренкова. В былые времена весь секрет популярности франшизы заключался в том абсолютно неожиданном эффекте, который производил стремительно обрушивающийся на зрителя поток энергии стендапа, умноженного на театр абсурда, от которого, увы, не осталось и следа.
И даже присутствие в фильме нескольких весьма удачных находок, вроде концепции «Кафе разбитых надежд» из вселенной Fallout, или злобной деконструкции вирусной рекламы «Хонды», никак не помогает реанимировать интерес зрителя, за исключением закоренелых марвеловских фанатов.
В редчайших случаях отличная труппа может спасти даже безнадёжной кинопроект, но свежий «Дэдпул» не относится к числу сих исключений. Никто не подвергает сомнению факт наличия прекрасного актёрского таланта у знаменитого австралийца Хью Джекмана, но в данном случае сценарий не даёт возможности ему изобразить что-либо, кроме постоянно неудовлетворенного выражения лица, изредка перемежающегося вспышками гнева. Райан Рейнольдс всегда был практически эксклюзивно комедийным актёром, но в данном случае вполне талантливое кривляние на камеру не приносит в фильм ничего нового. Мэттью Макфэдиен, выбранный на роль «очередного британского злодея» предсказуемо картонен и двухмерен. Эмма Коррин, исполняющая роль феминистской версии профессора Ксавье, интересна разве что своей причёской. Морена Баккарин, которую в каждой серии франшизы традиционно использовали в качестве аппетитной приманки, в заключительной части трилогии оказывается совершенно невнятным и асексуальным камео. И если уж мы говорим о камео, то фанаты кинокомиксов со стажем по достоинству оценят пятиминутные роли Уэсли Снайпса, Дженнифер Гарнер и Ченнинга Татума.
Итог: не сильно весёлая и не сильно шокирующая сказочка, которую тем не менее упорно пытаются рассказать всё той же аудитории, состоящий из явно повзрослевших и, возможно, даже слегка поумневших детей. Иллюзии, связанные с контркультурностью и неимоверной крутизной предыдущих частей франшизы, разрушаются на наших глазах. В целом слабовато, но вполне может заставить улыбнуться любителей не слишком тонкой иронии. Вряд ли стоит двух часов потраченного времени.
p. s. Много лет назад, обозревая вторую часть «Дэдпула», я вынужден был признать что при всех его недостатках, кинопроект обладает крайне высокой меметичностью. Надо сказать, что и свежий фильм не отстаёт, и даже вдохновил меня на деривативный мем.
Александр Костин для портала Alterlit.ru