Скрип — тревожный сигнал для автомобилиста.
Любые посторонние звуки в автомобиле, например, постоянный скрип или скрежет при нажатии на педаль тормоза — повод для беспокойства и сигнал к диагностике проблемы. Такие звуки могут раздражать, вызывать у водителя усталость, отвлекать от управления, а в таком состоянии и до аварии недалеко.
Причин, почему скрипят тормоза, достаточно много, и не все они связаны с поломками в системе. Но стоит внимательно отнестись к этой проблеме и принять меры по ее устранению.
Рассмотрим, что может вызывать скрип тормозных колодок и что делать в такой ситуации. Стоит отметить, что решить проблему со скрипом смазкой тормозного диска нельзя — звук пропадет, но и тормоза перестанут работать должным образом.
Почему появляется звук при нажатии на тормоз
Звук при нажатии на тормоз возникает из-за того, что при остановке транспортного средства педаль тормоза прижимает неподвижную часть тормоза (суппорт) к движущимся элементам, связанным с колесом (диск или барабан). В результате этого процесса система нагревается, что приводит к незначительному изменению геометрии металлических частей.
В процессе нагревания металл расширяется лишь на несколько сотых миллиметра, однако из-за высокой скорости и напряжения механизма это может вызвать вибрации. Эти вибрации могут быть усилены в случае попадания грязи в тормозную систему или при наличии неисправностей в элементах. Кроме того, также могут появиться звуки, такие как писк или скрип.
Почему возникает скрип при торможении
Определить причину этого явления довольно сложно. Данная проблема не отражается на приборной панели, поэтому выявить ее можно только субъективно, например, по звуку или ощущениям при нажатии на педаль тормоза.
Скрип при торможении не всегда означает поломку: он может возникать даже при исправной работоспособности автомобиля. В спортивных машинах, например, скрип при торможении считается нормальным, так как колодки сильно прижимаются к дискам.
Также стоит учитывать, что системы с керамическими элементами начинают работать корректно только после нагрева, и в холодном состоянии они могут издавать сильный скрип.
Сигнал датчика износа
Сигналом износа для некоторых моделей тормозных колодок служит так называемый "скрипун". Этот инновационный датчик предупреждает о необходимости замены колодок. Внешне он представляет собой металлическую пластину, которая вставляется в тормозную колодку на всю ее глубину, а сверху выступает на 2–3 мм. Обычно такие датчики устанавливают только на два колеса: на переднюю и заднюю ось.
Когда износ накладки на датчике достигает установленного производителем значения, возникает характерный звук, напоминающий скрип или писк. Это сигнал о том, что время заменить тормозные колодки.
Однако не следует полностью доверять "скрипунам". Если колодки изнашиваются неравномерно, есть риск повреждения тормозного диска.
Проблемы с тормозными колодками
Каждая колодка имеет свой ресурс использования. Когда они износятся до критического уровня, водитель при торможении услышит яркий скрип, который со временем может перейти в скрежет.
Потерям тормозного усилия на педаль при износе колодок, также возможны вибрации и увеличение тормозного пути.
После установки новых колодок может возникнуть скрип — это является нормальным явлением. После протирки фрикционных накладок к диску звук станет менее неприятным через 300-400 км пробега.
Последствия использования неоригинальных запчастей в автомобиле
Завершенная работа автомобиля зависит от оптимальной совместимости каждой детали в нем. Только подлинные запчасти гармонично взаимодействуют между собой. При выборе аналогов, даже высококачественных, существует риск несоответствия, например, в геометрии или размере.
Недостаточно качественные тормозные колодки и диски зачастую изготавливаются из дешевого металла с менее оптимальной плотностью и составом по сравнению с оригинальными компонентами. Кроме того, копии могут содержать недостаточное количество антишумных присадок и смазок, что приводит к сохранению неприятного звука при торможении даже после длительного использования.
Рекомендуется приобретать колодки и тормозные диски одного производителя для более быстрой процедуры притирки.
Воздействие грязи и пыли на работу тормозной системы
Чаще всего тормозная система автомобиля открыта, что позволяет грязи и абразивным частицам, например, песку, попадать на ее поверхность. В результате механического воздействия может возникать характерный скрип. Однако это обычно не препятствует эффективности торможения.
Появление скрипа также может быть связано с попаданием технической жидкости на поверхность системы, часто возникающим во время проведения ремонтных работ или технического обслуживания. В таких случаях скрип должен исчезнуть самостоятельно.
Если скрип тормозной системы продолжается из-за попадания грязи в течение длительного времени или во время движения, рекомендуется провести полную разборку механизма и проверить функциональность суппортов.
Коррозия металла
Иногда при торможении вы можете услышать скрип. Это может быть вызвано коррозией металлических деталей тормозной системы.
Такой скрип чаще всего появляется после длительной стоянки автомобиля, мойки или езды в сырую погоду.
Не беспокойтесь, следы ржавчины на тормозных дисках обычно исчезают самостоятельно после 10-30 километров пробега.
Чтобы ускорить процесс, можно попробовать резко затормозить.
Сильное торможение
Интенсивное торможение может привести к перегреву тормозной системы, особенно при спусках с горы или движении по неровным дорогам. В таких ситуациях скрипы возникают из-за деформации металла из-за высоких температур.
Если неприятный звук не исчезает, а эффективность торможения значительно ухудшилась даже на ровной поверхности, следует обратиться в автосервис.
Как избавиться от скрипа тормозов
Если при торможении вы слышите неприятный звук, который продолжается и во время движения, не спешите обращаться в автосервис. Важно сначала выяснить причину появления скрипа.
Обратите внимание на следующее:
- Если тормозные колодки или диски были только что заменены, возможно, стоит просто подождать. Посторонние звуки должны исчезнуть со временем. Если после пробега в 400 км стуки не прекратились, стоит проверить состояние тормозной системы.
- Вы можете самостоятельно оценить состояние колодок. Для этого снимите колесо с той стороны, где слышен скрип, и осмотрите тормозные накладки: их толщина должна составлять не менее 4 мм.
- Если причина скрипа — попадание грязи, вы можете снять колесо и колодки, а затем очистить загрязнения с помощью сухой чистой тряпки.
- Также рекомендуется смазать места контакта суппорта с диском и направляющие. Для этого используйте специальную тормозную смазку, рекомендованную производителями автомобилей. Не используйте продукты с графитом, литол или обычные противоскрипные смазки.
- Иногда достаточно изменить стиль вождения: чаще активно тормозите, старайтесь совершать поездки каждый день. Это поможет предотвратить образование ржавчины и коррозии на металлических частях.
Если скрип не исчезает после всех проведенных мероприятий, следует заменить колодки или диск в зависимости от их состояния.
Рекомендуется менять колодки одновременно с дисковыми или барабанными тормозами и на обеих осях сразу. Лучше выбирать оригинальные детали, а если это невозможно, покупайте запасные части одного производителя и серии.
Для предотвращения появления скрипов необходимо регулярное обслуживание тормозной системы. Колодки и диски — расходные материалы, которые нужно заменять в соответствии с графиком технического обслуживания. После приобретения подержанного автомобиля их замена обязательна, чтобы контролировать износ и его равномерность на каждом колесе.
Подводя итоги
Скрип тормозной системы возникает при трении металлических компонентов. Это не всегда указывает на поломку: если тормоза работают эффективно и колёса не блокируются, причиной может быть загрязнение или наличие технической жидкости.
Также скрип может быть вызван изношенными тормозными колодками или датчиком износа, а также новыми деталями после их замены.
Определить источник скрипа можно самостоятельно, но в автосервисе сделать это будет проще. Не забывайте и о профилактике: регулярное техническое обслуживание, своевременная замена расходных материалов и использование противоскрипной смазки.
Приобрести тормозные колодки redBTR