В 2019 году Индия вступила в воздушный бой с Пакистаном, в котором ее МиГ-21 одержали верх над пакистанскими F-16.
Эта победа не была случайностью, а стала результатом хороших летных навыков пилотов индийских Воздушных сил, продемонстрированных еще на совместных с США учениях Cope India 2004 года.
Во время тех учений советские МиГ-21 ВВС Индии столкнулись с американскими F-15 Eagles и разгромили их в 90% боев.
Такое поражение заставило ВВС США приобрести больше истребителей F-22 Raptor.
В настоящее время МиГ-21 "Бизон" является самым современным вариантом МиГ-21 в индийских Воздушных силах.
Этот известный советский истребитель планируют окончательно вывести из эксплуатации в 2025 году.
Американские пилоты были вынуждены признать мастерство индийских коллег.
Полковник ВВС США Дж. Грег Нойбек заявил, что индийские пилоты "превосходно управляли своими самолетами и разбирались в тактике".
Командир 3-й эскадрильи ВВС Индии Хариш Наяни (в отставке) вспоминает, что перед Cope India 2004 индийские пилоты готовились с особой тщательностью.
"Для нас учения Cope India 2004 стали настоящим открытием и ободрили нас. Результаты нас удивили. Мы усвоили урок, что даже старая машина может быть боеспособной с модернизациями", - сказал Хариш Наяни.
Эскадрилья индийских Миг-21 прибыла в город Гвалиор, чтобы установить программное обеспечение PFM (предполетное сообщение).
Эта система включала приемник радиолокационного предупреждения (RWR) и бортовой глушитель, который был специально запрограммирован для распознавания и противодействию радиолокационной сигнатуре истребителя F-15.
В ходе подготовительной стадии был проведен объединенный брифинг, на котором были обозначены основные правила и учтены аспекты безопасности.
В дальнейшем состоялось несколько учений, где две военно-воздушные силы выполняли задания в условиях наступательной (OCA) и оборонительной (DCA) противовоздушной обороны.
“У нас было преимущество в том, что с нами был Ил-76 системы АВАКС. Мы бы чередовали OCA и DCA. Что было удивительно, так это то, что Миг-21 из-за своих небольших размеров, передовых систем РЭБ и радара мог при определенных сценариях превзойти F-15 ”, - сказал Хариш Наяни.
Один из индийских пилотов, вспоминал инцидент, когда ему удалось уничтожить F-15.
Он отметил, что они смогли заметить приближающийся F-15 уже на расстоянии около 20 км, в то время как сам Миг-21 благодаря маленькому размеру не был заметен на радарах противника.
Однако пилот F-15, сфокусированный на радаре все свое внимание и не обратил внимания на Миг-21 перед ним.
Это позволило Миг-21 совершить имитированный запуск ракеты и уничтожить F-15.
Бывший командир индийской эскадрильи также добавил, что пилоты ВВС США были удивлены и поражены после этого инцидента.
Они поняли, что даже старый Миг-21 с модернизацией может быть смертоносным.
Этот случай стал ценным уроком для всего мира и подтвердил, что воздушное превосходство не всегда зависит от возраста истребителя.
МиГ-21, ставший символом эпохи, остается настоящей иконой в авиации, будучи первым сверхзвуковым истребителем и самолётом с самым длительным сроком службы в истории.
В настоящее время ВВС Индии — единственная сила в мире, ещё использующая данный тип самолётов.
Последняя модель МиГ-21 Бис была выпущена в далеком 1985 году, однако даже сегодня они все еще вызывают удивление.
Интересно, что именно МиГ-21 был выбран для участия в недавних военных учениях.
Причина была в том, что индийские пилоты новейшего истребителя Су-30МКИ отказались демонстрировать возможности машины перед американскими коллегами.
Пилоты ВВС США были настолько поражены мастерством МиГ-21, известного у индийцев как "Бизон", и захотели увидеть его кабину.
“Когда они (пилоты ВВС США) заглянули внутрь, это было словно путешествие в прошлое. Кабина старого МиГ-21 в основном состояла из циферблатов и стрелок. Однако было и что-то новое: интерфейс с цифровыми показателями и многофункциональный дисплей в едином козырьке лобового стекла,” — делится воспоминаниями Хариш Наяни.
Способности МиГ-21, такие как низкая радиолокационная заметность, мгновенная скорость разворота и потрясающее ускорение, сыграли ключевую роль в учениях Cope India.
Кроме того, внедрение нового нашлемного прицела и дальнобойных ракет класса "воздух-воздух" Р-73 превратило МиГ-21 в опасного противника в условиях ближнего боя.
Российские военные с юмором комментируют такую ситуацию: “Хорошо, что американцы смогли осознать свои недостатки в мирное время, а не во время войны. Если бы пилоты 3-го крыла столкнулись с мощью российской авиации в годы холодной войны, они вряд ли долетели обратно обратно на Аляску.”
Таким образом, МиГ-21 не только пережил десятилетия, но и продолжает удивлять и восхищать авиаторов всего мира, оставаясь значимой частью истории военной авиации.
МиГ-21: Легенда, превосходящая время
МиГ-21 — это не просто самолет, это настоящая икона советской авиации.
Состоящий на службе уже более шести десятилетий, этот истребитель является самым массово производимым сверхзвуковым реактивным самолетом в истории.
Разработанный в ответ на потребности Корейской войны, МиГ-21 стал не только перехватчиком малой дальности, но и легким ударным истребителем, оставив заметный след в военной истории.
Первый полет МиГ-21 состоялся в 1955 году, и вскоре он занял особое место в рядах истребителей.
На протяжении трех десятилетий этот самолет сражался в горячих точках холодной войны, встречаясь с такими противниками, как F-4 "Фантом" в конфликтах по всему миру.
Этот «летучий монстр», как его называют, удостоился чести служить около 60 странам на четырех континентах.
И даже спустя годы после того, как мир перешел ко многим современным технологиям, МиГ-21 продолжает выполнять боевые задачи.
Капитан группы М. Дж. Винод, имевший опыт службы в 4-й эскадрилье ВВС Индии в 1992-1997 годах, охарактеризовал МиГ-21 как «ракету с маленькими крыльями».
Он отмечает, что данный истребитель был непосредственно разработан, чтобы сбивать такие летательные аппараты, как самолеты-разведчики U-2.
С динамической тягой в 9900 кг, МиГ-21 способен развивать внушительную скорость и мгновенно набирать высоту.
Экипированный мощным двигателем Туманского Р11-300, МиГ-21 может развивать скорость до 2,25 Маха.
Оборудованный радаром R1L в носовом обтекателе, этот самолет способен обнаруживать противника на расстоянии до 20 км.
Индия получила свой первый МиГ-21 в 1963 году, а с тех пор самолеты этого типа составили основу индийских военно-воздушных сил.
В общей сложности было введено в эксплуатацию 874 варианта этого истребителя.
МиГ-21 активно участвовал в различных военных конфликтах, включая войну за независимость Бангладеша в 1971 году, конфликт в Каргиле в 1999 году и новейшую воздушную дуэль после авиаудара в Балакоте в 2019 году, где, собственного говоря, он и сбил пакистанский F-16.
Пилоты ВВС США также высоко оценили МиГ-21, сравнив его с усовершенствованной версией истребителя Northrop T-38 Talon.
Несмотря на свои недостатки, МиГ-21 был быстрым, простым и поразительно ловким в воздушных схватках с американскими самолетами.
Число выпущенных моделей превысило 11 000, в глазах экспертов этот самолет остается одновременно и «смертоносным», и «устаревшим».