"Когда я оказалась дома, я поняла, что прежней меня больше нет и никогда не будет. Это потеря оказалась намного страшнее и больнее того, что пришлось пережить моему телу еще несколько часов назад..."
Насилие бывает разным: физическим, эмоциональным, сексуальным, репродуктивным, вербальным, моральным... В обществе принято в первую очередь оценивать психический и физический ущерб пострадавшего человека, но мало кто обращает внимание на каскадную психофизиологическую перестройку, происходящую сразу после воздействия травмирующего фактора.
Мало кто задумывается также и о том, как часто (непозволительно часто!) подобные виды насилия касаются детей. За закрытыми дверями квартир, в которых живут условно благополучные семьи, каждый день может происходить вербальное, моральное и эмоциональное мучение ребенка. Бессознательное и от того необратимое.
Благодаря научным трудам У.Кэннона и Ф.Александера механизмы посттравматической перестройки организма были подробно изучены в рамках формирования психосоматозов. Реакции борьбы, бегства, противостояния, замороженного гнева, иммобилизации, замирания переплетаются между собой, создавая сложные внутриличностные конфликты, которые начинают проявляться в виде спазмов, симптомов, болезней.
Живое притворяется мертвым, но сможет ли оно долго играть свою роль или в какой-то момент умирает по-настоящему?
Травма обживается внутри
Словно дальняя родственница травма начинает обживаться внутри личности человека, раскладывая свои вещички по углам. Мысленно человек снова и снова возвращается в ту ситуацию, где осталась часть его неприкосновенности. Травма же в это время начинает раздавать свои советы:
- забудь! (унижение, отчаяние, боль - мы пытаемся вычерпать это из своей памяти, но тело, наш верный друг и помощник, не может забыть то, что с ним произошло, начинает формироваться диссоциация);
- никому не говори! (заморозить, отделиться, уйти - защитная реакция, направленная на то, чтобы не ковырять эту рану, но по факту происходит лишь усугубление внутреннего конфликта);
- никому не доверяй! (враждебный мир прежде всего формируется внутри, и за глухой обороной недоверия начинает расти направленная внутрь ядовитая и желчная агрессия);
- бойся сойти с ума! (ипохондрия, навязчивые мысли, постоянная тревога, а также выматывающие попытки "переработать" и "прожить по-другому" случившуюся трагедию могут сводить с ума, диссоциация усугубляется, на фундаменте конфликта формируется внутриличностный раскол).
Травма начинает управлять
Травма, как спрут, запускает свои щупальца абсолютно во все сферы жизни человека
Она захватит каждую сферу жизни, бессознательно искажая и меняя ваши реакции, привычки, ограничивая и подавляя свободу выбора. В конечном итоге травма, оставленная глубоко внутри себя, подчинит и обездвижит человека.
Это происходит с каждым ребенком, перенесшим травмирующий опыт. С каждым человеком, пережившим насилие. С каждым раненым взрослым, который каждую ночь пытается переиграть страшные события своей прошлой жизни.
Поэтому сегодня мы начинаем говорить вслух. Рассказывая друг другу истории, делясь своей прошлой болью и вычерпывая ее изнутри себя. Разумеется, обязательным является обращение за профессиональной психологической помощью, но начинается все с пяти шагов:
- помни;
- говори;
- доверяй;
- чувствуй;
- превращай.
Превратить травму в ресурс - это единственная возможность вытащить из себя ее щупальца.
Автор: врач, психосоматолог Екатерина Тур. По материалам статьи Цветкова М.Ю., клинического психолога, преподавателя психосоматики.
- Книга "Психосоматика детских травм" - об опыте, который мы, взрослые, больше не имеем права передавать нашим детям. Это книга про будущее, которое находится в наших руках.
В комментариях - говорим. Каждая история помогает нам справляться с тем, что невозможно победить в одиночку.