Па́хтанье Молочного океана или Самудра-мантхан — одно из ключевых мифологических событий, описанное в Пуранах и отмечаемое каждые 12 лет в ходе огромного индуистского праздника Кумбха-мела. История описывается в «Бхагавата-пуране», «Вишну-пуране» и «Махабхарате».
Ку́мбха Ме́ла («праздник кувшина») — обряды массового паломничества индусов к святыням индуизма, проводящиеся с периодом в несколько лет. Целью паломников по очереди становятся города Аллахабад, Харидвар, Уджайн и Нашик. Кульминация празднества приходится на массовое омовение в водах Ганга (в Харидваре), Сипры (в Уджайне), Годавари (в Нашике) либо Сангама (в Праяге), символизирующее очищение души и тела.
Молочный океан — «скопление воды», «море») — в индуистской мифологии космический мировой океан, на котором покоилась змея Шеша, в то время как Вишну отдыхал в промежутках между творением.
В этом океане было потеряно 14 драгоценных сокровищ («ратн»). Боги и демоны вместе тысячу лет занимались его пахтаньем, чтобы освободить эти сокровища. Об этом в пуранах, древних легендах Индии, рассказывают главы о Самудра-мантхане.
Это также место, где Вишну лёг на нагу Шешу вместе со своей супругой Лакшми.
В Молочный океан были брошены различные травы, которые в ходе взбалтывания превратились в 14 драгоценных сокровищ (санскр. Catur-daça-ratna; «чатур-даша-ратна») или 14 перлов («чаода-ратни»; от санскр. ратна — «драгоценность»), которые были поделены между дэвами и асурами. Сокровищами были:
- Лакшми (богиня, супруга Вишну)
- Каустубха (также Мани, волшебный драгоценный камень, украшающий тело Вишну)
- Париджата (райское дерево, цветение которого никогда не прекращается)
- Варуни (супруга Варуны, богиня вина и опьянения)
- Дханвантари (бог-лекарь)
- Чандра (божество, олицетворение луны)
- Камадхену (также Сурабхи — корова, исполняющая желания)
- Калпаврикша (дерево, исполняющее желания)
- Айравата (белый слон с четырьмя бивнями и семью хоботами, вахана Индры)
- Апсары (божественные девы, спутницы гандхарвов)
- Уччайхшрава (летающий белый конь с семью головами и чёрным хвостом)
- Шарнга (божественный лук со стрелами)
- Шанкха (морская раковина, один из атрибутов Вишну)
- Амрита (напиток бессмертия).
В различных Пуранах, также как и в «Рамаяне» и «Махабхарате», даются разное количество полученных сокровищ, иногда добавляются следующие:
- Джьештха (одна из накшатр);
- Зонт (капюшон кобры, достался Варуне);
- Серьги (достались Адити);
- Нидра;
- Халахала (смертельный яд; в мифах связан с Шивой)
Ла́кшми — богиня благополучия, изобилия, процветания, богатства, удачи и счастья в индуизме. Она — воплощение грации, красоты и обаяния. Лакшми является супругой Вишну и олицетворяет его энергию.
Каусту́бха — волшебный божественный драгоценный камень, находящийся во владении бога Вишну и украшающий его грудь.
В Пуранах описывается, что при пахтаньи Молочного океана, девы и асуры извлекли из него четырнадцать сокровищ. Камень Каустубха был четвёртым по счёту сокровищем, появившимся на поверхности океана вслед за белым конём Уччайхшравасом. С цветом камня каустубха в индийской поэзии сравнивают цвет тела Вишну (синий).
Париджа́та — в индийской мифологии коралловое дерево, одно из райских деревьев, появившееся вместе с разными другими диковинными вещами при пахтании девами и асурами Молочного океана.
Вару́ни — богиня вина и опьянения в индуизме и ведийской религии, супруга бога Варуны. Варуни олицетворяет очищающий нектар бессмертия амриту.
Дханва́нтари — бог медицины (аюрведы), одно из частичных земных воплощений Вишну, описанное в древнеиндийских писаниях пуранах. Почитается как врач богов, ему же приписывается древнейший трактат по медицине «Аюрведа».
Ча́ндра — в индуизме имя бога Луны, а также многих других персонажей в индуистской мифологии. Управитель дня понедельника. Входит в состав личных имён и фамилий.
Ещё одно из имён Чандры — Маномая — означает, что Чандра является божеством, которое управляет умом каждого живого существа. За то, что Чандра даёт энергию роста всем растениям, «Бхагавата-пурана» именует его Аннамая, а именем Амритамая Чандра назван по причине того, что он является источником жизненной силы всех живых существ. Поклоняющиеся Верховной Личности Бога в образе бога Луны называют ещё Чандру именем Сома. Считается, что он устанавливает отсчёт времени и властвует над всей вселенной.
Сома в ведийской культуре галлюциногенный ритуальный напиток, персонифицируемый как божество. Аналог хаомы в древнеперсидской культуре.
Сома часто упоминается в «Ригведе», содержащей много гимнов, восхваляющих его бодрящие или опьяняющие качества. Несколько текстов в «Атхарваведе» превозносятся целебные свойства Сомы, он рассматривается как царь лекарственных растений. В Ведах упоминается по меньшей мере три вида Сомы: Сома Павамана (Млечный Путь), Сома-Луна и растение Сома, содержащее сок-Сому. Сома-Луна, в свою очередь, имеет три ипостаси: Сома-светило, Сома-божество, владыка планеты и Сома — нектар, источаемый Луной.
Рецепт сомы неизвестен. Высказывались предположения, что сому выдавливали из грибов, эфедры или гармалы. Также в качестве вариантов предлагались Sarcostemma brevistigma, Cannabis sativa, Periploca aphylla.
Хво́йник, или эфе́дра — род кустарников класса Гнетовые, единственный род своего семейства Хво́йниковые, или Эфе́дровые (Ephedraceae) и своего порядка Хвойниковые, или Эфедровые (Ephedrales).
Га́рмала, или Могильник — олиготипный род цветковых растений семейства Селитрянковые (Nitrariaceae).
В ряде источников данный род помещали в семейство Гармаловые (Peganaceae) (сейчас название Peganaceae входит в синонимику семейства Селитрянковые) или в семейство Парнолистниковые (Zygophyllaceae).
Представители рода произрастают в Центральной Америке и Евразии.
Растения, содержащие гармалин и триптамин, используются при варке аяуаски. Ингибирующее действие на моноаминооксидазу позволяет диметилтриптамину (DMT), психологически активному химическому веществу из смеси, обходить экстенсивный метаболизм при первом прохождении при приёме внутрь; что позволяет психологически активному количеству химического вещества существовать в головном мозге в течение воспринимаемого периода времени. Гармалин запускает анаболический метаболизм серотонина в нормелатонин или n-ацетилсеротонин, а затем в мелатонин, основной гормон, регулирующий цикл сна и мощный антиоксидант.
Сура́бхи — в индуистской мифологии чудесная корова, исполняющая желания владельца. Возникла во время пахтанья Молочного океана и принадлежала мудрецу-риши Васиштхе. Также известна под именем Камадхену («корова желаний»).
Калпаври́кша или кальпаврикша— волшебное дерево желаний в индуистской мифологии, часто упоминаемое и описываемое в санскритской литературе. Известно как предмет раздоров между асурами и девами. В Пуранах и «Махабхарате» описывается Пахтанье Молочного океана девами и асурами, в ходе которого на океанской поверхности появились 14 сокровищ. Одним из этих сокровищ было райское дерево калпаврикша, которое затем было отправлено Индрой на райские планеты.
Айрава́та — белый слон, вахана бога Индры. У Айраваты четыре бивня и семь хоботов.
Апса́ры — полубогини в индуистской мифологии, духи облаков или воды (ср. с нимфами в греческой мифологии). Изображались в виде прекрасных женщин, одетых в богатые одежды и носящих драгоценности. В ведийской мифологии являлись жёнами и возлюбленными гандхарв. При переходе в индуистскую мифологию приобрели функции небесных танцовщиц и куртизанок.
Уччайхшра́вас — конь Индры в индуистской мифологии, царь всех лошадей. Это летающий белый конь с семью головами и белым хвостом. В Пуранах и «Махабхарате» описывается, как девы и асуры взялись однажды пахтать Молочный океан. В результате пахтанья появились нектар и яд. Яд был выпит Шивой, а из нектара возникло четырнадцать сокровищ, среди которых были такие животные, как Уччайхшравас и слон Айравата.
Шарнга (санскрит. Çârnga — буквально «рогатый», затем «лук», от çrnga = «рог») — в индийской позднейшей мифологии собственное имя лука, служащего постоянным оружием одного из наиболее почитаемых воплощений Вишну — Кришны.
Ша́нкха — ритуальный предмет в форме морской раковины больших размеров, а также священный символ в индуизме и буддизме. Особенностью ритуальной или священной раковины является её закручивание вправо по часовой стрелке. В индуизме раковина олицетворяет благословение, является атрибутом Вишну и символом первичного звука, «Нада-Брахма» (звука дыхания Брахмы), из которого возникла Вселенная.
Амри́та(м) — в индуистской мифологии — напиток богов, делающий их бессмертными. Предание гласит, что амриту получали путём пахтания Молочного океана (кширодаматхана). Богам амриту доставляла Мохини.
Обретение амриты и победа дэвов над асурами
Наконец, из океана явился Дханвантари с горшком небесного нектара бессмертия амриты. Между дэвами и асурами завязался жестокий бой за право обладания амритой. Дэвы спрятали нектар от асуров в четырёх местах на земле — Праяге, Харидваре, Удджайне и Нашике. При этом в каждом из этих мест капнуло по капле амриты. Считается, что с тех пор эти места обладают мистической силой и именно по этой причине раз в двенадцать лет там проводится праздник Кумбха-мела.
В конце концов асуры одержали верх над дэвами и забрали всю амриту себе. Дэвы тогда снова обратились за помощью к Вишну, который принял форму Мохини — девушки необычайной красоты. Воспользовавшись тем, что асуры были отвлечены её красотой, Мохини похитила у них амриту и раздала её дэвам, которые наконец смогли отведать небесного напитка. Один из асуров по имени Раху принял облик дэва, намереваясь таким образом испить нектара, однако Сурья и Чандра признали самозванца и сообщили о нём Мохини. Раху начал пить амриту, но перед тем, как он смог проглотить её, Мохини отрубила ему голову с помощью божественного диска сударшана-чакры. В результате уже соприкоснувшаяся с нектаром голова демона стала бессмертной и превратилась в планету Раху, которая, желая отомстить Солнцу и Луне, иногда проглатывает их, вызывая таким образом солнечные и лунные затмения. Всё закончилось тем, что испившие амриты и набравшиеся сил дэвы одержали верх над асурами.
30.07.2024