Найти тему
Звук и мысль

"Через искусство имеете Свет"

Минойская фреска. Археологический музей Крита, Ираклион. Фото автора
Минойская фреска. Археологический музей Крита, Ираклион. Фото автора

Эта фраза из Учения Живой Этики обращена ко всему человечеству. И сегодня, как никогда прежде, она звучит широким призывом оберечь ценности искусства. Но для того, чтобы что-то беречь, надо осознать ценность оберегаемого. Иначе может оказаться, что, подобно детям, играющим с "камешками", бросающимся ими и обменивающими драгоценности на цветные стёкла, человечество окажется нищим, "разменявшим" имеющиеся сокровища на пыль – просто так, просто развлекаясь, не задумываясь, "играясь".

Искусство сегодня, даже "классическое", более всего нуждается в "осознании себя". Так много и долго о "духовных ценностях искусства" говорилось в условиях отрицания всего "духовного" (наукой) и узкого понимания духовности (религией), что деятельность в искусстве отдалилась от этих "духовных ценностей", и о том, что ценности искусства хотя и запечатлены в формах, но не ограничены формами как таковыми, даже самыми прекрасными, "само собой" забылось.

И как только "забылось", что искусство есть устремлённое искание духа, выражающееся в явленной красоте, так самые прекрасные из созданных творений, при уменьшающейся "питающей" их духовной силы человечества, стали уменьшать своё воздействие на людей. Затем на "сцену" жизни вышел скепсис, громогласно и цинично взывая к "креативности" (не к творчеству), и великое искусство стало разрушаться, лишённое защиты человеческой потребностью в сокрытом в нём Свете.

Люди, ищущие в искусстве не просто ярких воздействий на свои потухающие восприятия, не просто эмоциональных и эстетических радостей, но особым образом выраженных духовных реальностей, хорошо понимают, что такое это "отдаление" деятельности в искусстве от её сути и смысла.

Ошибаются те, кто говорят, что можно "вернуть" более благоговейное отношение к искусству неким возвратом к тому, что в прошлом кажется если не более одухотворённым, то хотя бы более интеллигентным – и в запросе на качество в искусстве, и в исполнении, и в творчестве. Ни мировоззрение, ни формы выражения идеалов не могут быть возвращены, как не могут быть "возвращены" те или иные моральные или нравственные ценности, когда они "поколеблены".

Предстоит не возвращение на некие оставленные "вершины" жизни и искусства, но овладение "вершинами" новыми, более высокими, и путь к ним – новый.

Прежде всего, надо без грусти принять факт о том, что ничто невозможно "вернуть" и никуда нельзя "вернуться" – в искусстве, в науке, в религии, во всём в жизни. Изменилось и непрестанно меняется не только человечество, изменилось само Пространство, с его ритмами, токами. Это закон бытия. И новой "психологии" человека надо искать новые гармонии с высшими проявлениями энергий Бытия, его тонкой Музыкой.

Разрушение прежних установок неизбежно, но, когда "новое" являет неприемлемую утрату самой сути, жизненности как таковой, то надо понимать, что цель не в том, чтобы "вернуть" прежние установки или даже идеалы, но в том, чтобы найти новые и более глубокие подходы, новую глубину, новое, более тонкое понимание самой жизни и искусства в ней.

Почитание идеалов можно попробовать заново утвердить (внушение есть то, чем сейчас заняты все и во всём, но без качественного роста, лишь разлагая внутреннюю силу друг друга). Без нового, более глубокого знания и мироощущения невозможно подняться на "новые вершины" – ни в искусстве, ни в науке, ни в понимании Бытия.

Идеал искусств – Красота Высшего мира, красота духа и высшей мысли. Без глубокого знания о всенаполняющей мысленной энергии, о мысли как условии здоровья и самой жизни человека, востребованность высокого искусства не вернуть.

Тем "новым", что даст возможность снова поднять искусство на высоту, заданную ему самой жизнью, является знание о Единой Энергии, Энергии, Божественной в своей сути, но проявляющей свои высшие свойства и возможности при условии осознания её человеком и проявлении высшей мысли в человеке.

Эта Энергия названа Психической Энергией, поскольку её высшие качества формируются высшим мышлением и высшими чувствами (понятие "энергия" предельно утончает границу между мыслью и чувством, делая её несущественной, зато акцентируя качество – степень светоносности, иными словами – степень Красоты).

Осознать светоносную энергию как ценность искусства – будет путём выхода из того кризиса, в котором сейчас находится искусство и, что очевидно, все высшие ценности, имеющиеся у человечества. Разве не умалено знание, сведённое к информированности, разве сама востребованность впечатлений, свойственная человеку, не сводится к потребности в том, что чувства "будоражит", а вовсе не в том, что их "пробуждает"? А ведь именно в пробуждении истинно человеческих, духовных чувств и мыслей – смысл искусства и секрет его жизненности.

К тому же, забыта простая истина о том, что и знание, и искусство, и творчество имеются у человечества ради единой цели – нарастания сознательности на высших уровнях Действительности. Только человек, единственный из всех царств природы, имеет потенциальную способность осознать Бытие на Плане Бессмертия – на Плане Духа, или Красоты, или Истины.

Одна, единая цель – у религии, знания и искусства. Формы и методы разные, а цель одна – развитие сознания на высших уровнях Бытия. Религия основана на почитании и любви к Высшему, познание ведёт разум к способности охватывать Истину мыслью, искусству отводится самая "синтетичная" роль – развивать в человеке способность воспринимать высшую Действительность как Красоту.

Когда в человечестве поникает стремление приобщаться к Красоте Высшего Бытия, искусство переживает падение. Это закономерность. Великие творения перестают восприниматься, меньше становится мастеров, способных творить на уровне Красоты высшей и исполнять, воспринимая Идеи великих творений, а не только их формы. "Техника" в искусстве продолжает нарастать, но искусство при этом падает.

Когда не разговоры о духовности, а степень востребованности Красоты как Света во всей жизни возрастёт, искусство начнёт стремительно развиваться и достигнет новых, небывалых высот. Сегодняшний Мир ещё не осознал той трагедии, которая существует, не осознал всего драматизма жизни, когда недостаток светоносных энергий проявляется и в новых и "странных" болезнях, и в природных катаклизмах, и в социальных потрясениях, включая вражду "всех со всеми", в которой психологически пребывает всё человечество.

Только тогда, когда, как воздух, спасительные светоносные энергии станут востребоваться, начнётся новый этап в искусстве и культуре. Не раньше.

Помочь может знание о тонких энергиях, та "неочевидность", которую наука умеет превращать в очевидность и даже "аксиоматичность". Но наука не торопится показать человечеству, как "обнищала" вся жизнь, как и почему все страны и народы деградируют, теряя связь с теми Планами, которые питают жизненностью, в Мире выражающейся прежде всего в явлениях красоты.

Ни политика, ни экономика, ни "идеология" не вернут человечеству утраченную жизненность. Даже религия без возвышения духа и мысли Красотою великого искусства не вернёт человеку утраченный "взор вглубь и ввысь". Три пути – Знание, чувство Красоты и почитание Высших Начал – в единстве обеспечивают человечеству Путь и Будущее.

"Чистое искусство – достоверное сообщение лучезарного явления Духа.
Через искусство имеете свет" ("Живая Этика": книга "Зов", 2).

Автор статьи Гореликова М. В.