Найти тему
Звук и мысль

Золотое сечение в искусстве. Внутренний смысл Пифагорейских истин

Фото автора
Фото автора

"По выявлению Эллады происходило служение всем Музам. Трагедия, танцы и все ритмические движения служили гармонии КосмосаКаждый выражающий музыкальность жертвует не для себя, не для других, не для человечества, но для Космоса…" (Живая Этика: "Надземное", 42).

В этой выдержке параграфа одной из книг Учения Живой Этики выражено основное отличие одухотворённого мировоззрения от того привычного с давних пор узко-материалистичного взгляда на действительность, который кульминирует и сегодня, выражаясь в эффекте информированности и при этом душевной и творческой беспомощности человека. Современный человек небывало информирован, но не умеет воспользоваться даже малой частью "многого знания", которое "рождает печали" отнюдь не в Соломоновом смысле (мудрости и распознавания сущности явлений), а по причине поверхностности этого знания.

Так, к примеру, любой начитанный школьник осведомлён о Пифагорейской системе числовых закономерностей, которые выявлены как единые "Природные" основы всего гармоничного и прекрасного: консонанс в музыке (созвучие звуков в интервале) выражает те же пропорции, что и соотношения в ритмах движения планет и расположении их относительно солнца. "Золотое сечение" выражает эти же пропорциональные соотношения между частями целого, и когда этот принцип выявлен в творчестве (будь то живопись, архитектура, скульптура, музыка, литература), видим совершенство формы – например, кульминации в совершенных произведениях музыки и литературы соответствуют золотому сечению.

(Напомним, что золотым сечением называется такое соотношение между частями и целым, когда большая и меньшая части соотносятся между собой так же, как целое и большая часть).

Заметим при этом, что хотя имеется числовое выражение "золотого сечения", авторы талантливых произведений литературы и музыки не пользуются, конечно, геометрическими методами; кульминации талантливых произведений естественным образом, следуя логике музыкального или литературного развития идеи, приходятся на область "золотого сечения".

Вывод из сказанного напрашивается сам собой: путь к талантливости – в утончении чувства прекрасного и в углублении мысли, во вникании в смысл знаний и в применении великих истин, которые века материализма лишили их объёмности.

Став циничным в отношении "объёмности" применения великих истин, человек отлучился и от своих собственных внутренних возможностей. Носитель многовековых накоплений, человек как существо "древнее" и "многоопытное" – незримыми "нитями" (энергиями, ритмами) связан с ритмами и энергиями Космоса, внутренне подчинён законам Космоса. Человек часть Единого, "многомерного" Целого.

При изучении законов гармонии, или научно открытых закономерностей "материальной" природы, стоит вникнуть во внутренний смысл этих знаний, понять, что душевно и духовно, каждый – такая же частица Жизни Единой, как физический организм – часть материального космоса.

Внутренний смысл Пифагорейских истин некогда давал изучающим понимание пути к искомой талантливости и одухотворённости жизни – путём "настраивания" мыслей и чувств, действий на "Камертоны" звучащей Целостности, или Космоса. (Свойственная нашему времени информированность может помочь современному человеку понять, что слова "космос", "высшая гармония", "истина", "божественная жизнь" – понятия не противоречащие одно другому, но по-разному выражающие одну и ту же Истину.)

Приведённая в начале статьи цитата говорит о том, что в иные времена человечество в его образованной части знало, что истины о "материальной" вселенной не отделены от знаний о Вселенной духовной, с которой человек так же един, как едино всё в материальной действительности. И что о гармоническим законах надо не просто знать, но гармонии надо учиться чувствовать – во всём, внутренне. (В школе Пифагора занимались музыкой, пение гимнов на восходе солнца было частью занятий пифагорейцев, их изучение математики было нераздельно с нравственным и духовным совершенствованием.)

Знать о гармонии Космоса – ещё не то же самое, что чувствовать эту сокровенную Гармонию и соотносить с нею "звучания" своих мыслей, чувств, действий… Путём науки, искусства и творчества, религии – человечество продвигается к осознанию и чувствованию единства с Целостностью Бытия – с Природой в духовно-космическом её масштабе.

Античность не явила первооткрытий этих великих истин, как многие думают. Величие и цельность античного знания воодушевляет – в сравнении с "дискретностью" позднейшей европейской мысли. Но задолго до появления Пифагора, Древний Египет, а ещё ранее – Древняя Индия имели эти знания – о гармоническом единстве Вселенной, о человеке, "устроенном" по Единым законам Гармонической Целостности Бытия и связанном с нею как внешне, так и внутренне…

Но современный человек, приученный самонадеянной материалистичной наукой снисходительно относиться к символам Древних знаний, считает нередко, что символы (всевозможные "слоны", "черепахи", "сфинксы" и пр.) – это буквальное выражение "древнего невежества", не умеет воспользоваться ни древними, ни "новыми" знаниями о природе вещей.

Творчество, идущее против законов бытия, против закономерностей, находящихся в основе Космоса и связующих сознание человека с Гармонией Вселенной, является саморазрушительным для человечества, отлучая от источников вдохновений и талантливости. Этот факт сейчас даже не требует доказательств, достаточно внимательного наблюдения.

"Так что же", – скажут "материалисты" – "нам всем теперь с линейкой и циркулем пропорции во всём высчитывать?" – Чувство красоты и есть то в человеке, что естественным образом соединяет восприятия со скрытыми от поверхностного сознания гармониями Мироздания.

Учебники Эстетики, дав определение прекрасному и безобразному, "забыли" сказать изучающим о жизненном применении этих явлений. Безобразное, если настойчиво вводить его в жизнь, разрушает лучшие возможности в человеке, отлучая его от его собственной внутренней глубины: именно глубиною (духом и сердцем) человек связан с Гармонией живого, звучащего, дышащего красотой Бытия – Космоса.

Античность, наследуя в лице своих Мудрецов знания более Древних Эпох, знала и применяла эти истины. Человек современный не стал менее нуждаться в единении мышления и чувств с Красотою Космоса, в тонкости мысли и чувств, в развитии чуткости. Путём углубления знаний и утончённости сознания и духовности, в жизнь людей, одухотворяя цивилизационные процессы, приходит Гармония – вдохновения, талантливость, разнообразие форм красоты.

Это относится не только к искусству, творческим сферам, но ко всей жизни. Ведь созвучие с Красотою – это ещё и правдивость, и справедливость, и мудрость, и многие другие всеми желанные качества нашей общей жизни.

"Совершенство мысли является выражением прекрасной музыкальности. Высший ритм и будет лучшей профилактикой. Он будет и чистым мостом с Высшими Мирами…
…музыка сфер состоит из гармонии ритма. Именно это качество несет человечеству вдохновение. Люди обычно не мыслят о таких источниках их вдохновения… Нужно познать все силы развития музыкальности.
Чувство сердечное ощущается не словами, но звучанием их. В гармонии не будет раздражения. Злорадство не может существовать там, где дух возвышается. Не случайно в древности эпические заветы пелись, не только для механического запоминания, но и для вдохновения…" ("Надземное", 42).

Автор статьи Гореликова М. В.

Дорогие читатели, благодарим Вас за интерес к нашим материалам. Обращайте внимание на другие статьи канала, их более 120. Делитесь ссылками с Вашими друзьями. Спасибо!