Макромодели коучинга – это основные схемы эффективного речевого взаимодействия, которые позволяют коучу хорошо структурировать сессию, тем самым упрощая процесс работы на пути к запланированному результату.
Макромодель GROW (РОСТ) — универсальная макромодель, которая эффективна в разноплановых коучинговых запросах. Эффективна, когда клиент хочет поставить и прояснить конкретную цель и выработать план по её достижению. Название модели — аббревиатура GROW (и также это самостоятельное слово, с англ. переводится "расти"), определяющая структуру работы. Существует несколько вариантов расшифровки аббревиатуры GROW, например:
- G — Goal (цель)
- R — Reality (реальность)
- O — Opportunity(возможности) и Obstacles (препятствия)
- W — Way forward (план действий)
См. также:
Модель SCORE (СЧЕТ) — основная макромодель, которая используется в бизнес-запросах, эффективная методика сбора информации по запросу клиента по пяти направлениям, которая позволяет разложить ситуацию на составляющие и понять, как из точки А прийти в точку Б. Каждая буква в аббревиатуре SCORE содержит в себе название этапа, входящего в модель.
- S – Symptoms (текущее состояние)
- C – Сauses (причины текущего состояния)
- O – Outcomes (результаты, желаемое состояние)
- R – Resources (ресурсы)
- E – Effects (долгосрочные результаты)
Когда еще эффективна модель SCORE:
- Если у клиента есть какое-то сопротивление к достижению цели. Вроде как бы и хочет, и не хочет.
- Либо, у клиента вообще нет понимания цели. В таком случае на первом этапе коуч задает вопросы по выявлению и определению цели, выясняет, чего клиент хочет избежать, есть ли какие-то проблемы, что сейчас гложет (страх повторения неудачного опыта и т.п.)?
См. также:
Макромодель ABC применяется, если у клиента есть повторяющаяся эмоциональная реакция или поведение, которое он хотел бы изменить, скорректировать или улучшить. Техника пришла из когнитивно-поведенческой терапии и используется в когнитивно-поведенческом коучинге. Работа ведется с автоматическими мыслями (убеждениями, установками). На одно и тоже событие (А) разные люди могут реагировать (С) по-разному в зависимости от своих убеждений и установок (B). Расшифровка аббревиатуры и пример:
- A – Activating event – событие ("я должен сделать проект").
- B – Belief – убеждение, автоматическая мысль ("я точно не успею, все забуду и опозорюсь").
- C – Consequence (emotional and behavioral) – эмоциональная реакция и поведение – страх, тревога и, возможно, прокрастинация. Клиент переносит проект на время, когда будет лучше готов. А возможно, это «когда» превратится в «никогда».
Макромодель GoMAD (Go Make A Difference – "иди, сделай иначе") эффективна при работе с конкретной целью, когда у клиента есть пробуксовка в ее достижении и желание изменить подход. Техника основана на изучении результатов высокоэффективных людей. Другими словами, модель применяется для выхода за рамки, освобождения от стереотипов, отказа от шаблонов и привычного мышления.
Есть и другие макромодели, но чаще всего используются GROW и SCORE.
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 22 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.