Модели коучинга — это схемы, по которым строится эффективный коучинговый процесс. Макромодели коучинга – это основные схемы эффективного речевого взаимодействия, которые позволяют коучу хорошо структурировать сессию, тем самым упрощая процесс работы на пути к запланированному результату. Микромодели – это схемы, которые могут быть использованы в сессии при определенных запросах и для решения конкретных задач.
Как правило, макромодели являются рамочными и дают основу для оформления этапности проведения коучингового воздействия. Этим они удобны и интуитивно понятны участникам коучингового процесса.
Макромодель GROW — универсальная макромодель, которая эффективна в разноплановых коучинговых запросах. Название модели — аббревиатура GROW (и также это самостоятельное слово, с англ. переводится "расти"), определяющая структуру работы. Существует несколько вариантов расшифровки аббревиатуры GROW, например:
- G — Goal (цель)
- R — Reality (реальность)
- O — Opportunity(возможности) и Obstacles (препятствия)
- W — Way forward (план действий).
Микромодели:
T-модель. Используется эмпатическое слушивание клиента, во время которого коуч фиксирует все темы, которые прозвучали в это время (РАСШИРЕНИЕ), затем предъявляет эти темы клиенту и предлагает сделать выбор, с чего начать (ФОКУСИРОВКА).
Микромодель SMART. Используется на этапе постановки, формулирования и конкретизации цели. SMART – аббревиатура, каждая буква в ней – характеристика, которой должна отвечать цель:
- S – Specific (конкретная)
- М – Measurable (измеримая)
- А – Achievable (достижимая)
- R – Realistic (реалистичная)
- T – Time bound (с четкими сроками).
Микромодель PURE. Используется на этапе постановки цели.
- P – Positive (позитивная)
- U – Understandable (понятная)
- R – Relevant (уместная)
- E – Ethic (этичная)
Микромодель CLEAR. Используется на этапе постановки цели.
- C – Сhallenging (представляющая вызов)
- L – Legal (легальная)
- E – Ecological (экологичная)
- A – Acceptable (приемлемая в целом)
- R – Recordable (письменно формулируемая)
Микромодель "План от мечты". Используется на этапе постановки цели (визуализация, мечта) и на проработке плана действий.
Микромодель "4 позиции описания реальности". Используется на этапе прояснения текущей ситуации, а также в целях определения возможностей и препятствий. Клиенту предлагается посмотреть на ситуацию с разных точек зрения:
- "Я сам" – видение клиентом ситуации изнутри.
- "Я – другой" – с позиции другого участника ситуации.
- "Я – наблюдатель" – независимый и незаинтересованный взгляд со стороны.
- "Поле" или "Я-система" – системный взгляд на ситуацию, взгляд "сверху", как изменения отразятся на элементах системы и их взаимосвязях.
Микромодель SWOT-анализ. Применяется для анализа возможностей и препятствий, аббревиатура расшифровывается так:
- S – Strengths (сильные стороны)
- W – Weaknesses (слабые стороны)
- O – Opportunities (возможности)
- T – Threats (угрозы)
Сильные (S) и слабые (W) стороны являются факторами внутренней среды объекта анализа (сам объект способен на них повлиять); возможности (O) и угрозы (T) являются факторами внешней среды (то есть тем, что может повлиять на объект извне и при этом не контролируется объектом).
Микромодель Декартовы координаты. Применяется на этапе анализа возможностей и выбора пути действия. Например, может быть несколько вариантов, как поступить, и нужно выбрать наиболее эффективный вариант.
Читайте также:
Текст написан в связи с подготовкой к итоговому экзамену по программе профессиональной переподготовки "Системное психологическое бизнес-консультирование и профессиональный коучинг" (экзаменационный вопрос 20 из 75). Актуально для РУДН и МИП. При написании используется рекомендованная литература и (или) методические материалы, выданные в рамках учебы.
- Подписывайтесь на мой Telegram-канал, там я публикую больше личных наблюдений и практических моментов: Какой у вас запрос?
- Если вы хотите попробовать индивидуальную работу с моим сопровождением, то запись осуществляется через мой календарь.