Из лекций С.В.Стахорского
Это название закрепилось за погребальными портретами Древнего Египта, написанными на дощечках и помещенными в пеленах мумий. Они датируются первыми веками нашей эры.
Широкую известность такие портреты приобрели после того, как в 1887 году в местечке Фаюм, расположенном в дельте Нила, обнаружили древний некрополь с хорошо сохранившимися мумиями. От более ранних захоронений фаюмский некрополь отличался тем, что черепа были покрыты не погребальными масками, а кедровыми дощечками с полихромными портретами на поверхности.
Единичные экземпляры портретов на дощечках попадались европейцам с ХVII века. Фаюмское собрание насчитывало порядка трехсот портретов. После 1887 года подобные портреты находили в других некрополях Египта. На сегодняшний день общее их количество достигает девятисот. Все эти портреты, независимо от места находки, принято именовать фаюмскими.
К какой культурной традиции следует отнести фаюмский портрет?
После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н.э. в стране пришла к власти македонская династия Птолемеев, и с этого времени начинается эллинизация египетской культуры.
В Египте жили многие великие греки: математик Эвклид, поэты Феокрит и Аполлоний Родосский. В течение семи столетий главным центром и средоточием эллинской учености был Александрийский музейон, обладавший самой крупной библиотекой античной литературы. Став в конце I века до н.э. провинцией Рима, Египет оказался в ареале римского эллинизма.
Фаюмский портрет соединяет несколько культурных традиций. Помещенный в пеленах мумий, он являет собой артефакт коренной погребальной традиции, уходящей в глубь египетских веков. Однако художественные приемы, которыми написаны фаюмские портреты, — эллинистические, близкие тем, какие применяли живописцы и скульпторы позднего эллинизма.
Эллинистический портрет отличают психологизм и ярко выраженная хара́ктерность. Художник старается запечатлеть индивидуальность портретируемого, его темперамент и даже настроение. Хара́ктерность присуща литературному портрету того времени, о чем свидетельствуют, в частности, произведения Светония. Важно отметить, что актеры эллинизма играют в портретных масках, изображающих персонажа, тогда как прежде маски обозначали жанр, трагедии или комедии, и индивидуальных черт не имели.
Во всех портретах лица расположены фронтально, взгляд направлен вперед. Фон чаще всего светлый, иногда покрыт тончайшим слоем сусального золота.
Ценность фаюмских портретов обусловлена еще и тем, что они выполнены в технике энкаустики (живопись разогретыми восковыми красками). Эта техника применялась в ранней иконописи и впоследствии была утрачена. Некоторые из сохранившихся портретов написаны темперой.
© Стахорский С.В.