Найти в Дзене
ПИНАКОТЕКА

ЖИВОПИСЬ: ФАЮМСКИЙ ПОРТРЕТ

Из лекций С.В.Стахорского

Это название закрепилось за погребальными портретами Древнего Египта, написанными на дощечках и помещенными в пеленах мумий. Они датируются первыми веками нашей эры.

Широкую известность такие портреты приобрели после того, как в 1887 году в местечке Фаюм, расположенном в дельте Нила, обнаружили древний некрополь с хорошо сохранившимися мумиями. От более ранних захоронений фаюмский некрополь отличался тем, что черепа были покрыты не погребальными масками, а кедровыми дощечками с полихромными портретами на поверхности.

Единичные экземпляры портретов на дощечках попадались европейцам с ХVII века. Фаюмское собрание насчитывало порядка трехсот портретов. После 1887 года подобные портреты находили в других некрополях Египта. На сегодняшний день общее их количество достигает девятисот. Все эти портреты, независимо от места находки, принято именовать фаюмскими.

Портрет молодого человека, ок. 150 года н.э. Музей античного искусства, Мюнхен
Портрет молодого человека, ок. 150 года н.э. Музей античного искусства, Мюнхен
Портрет девушки, 250-е н.э. Лувр, Париж
Портрет девушки, 250-е н.э. Лувр, Париж

К какой культурной традиции следует отнести фаюмский портрет?

После завоевания Египта Александром Македонским в 332 году до н.э. в стране пришла к власти македонская династия Птолемеев, и с этого времени начинается эллинизация египетской культуры.

В Египте жили многие великие греки: математик Эвклид, поэты Феокрит и Аполлоний Родосский. В течение семи столетий главным центром и средоточием эллинской учености был Александрийский музейон, обладавший самой крупной библиотекой античной литературы. Став в конце I века до н.э. провинцией Рима, Египет оказался в ареале римского эллинизма.

Фаюмский портрет соединяет несколько культурных традиций. Помещенный в пеленах мумий, он являет собой артефакт коренной погребальной традиции, уходящей в глубь египетских веков. Однако художественные приемы, которыми написаны фаюмские портреты, — эллинистические, близкие тем, какие применяли живописцы и скульпторы позднего эллинизма.

Портрет знатной женщины. Королевский музей, Эдинбург
Портрет знатной женщины. Королевский музей, Эдинбург
Портрет мальчика по имени Евтихий. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Портрет мальчика по имени Евтихий. Музей Метрополитен, Нью-Йорк
Портрет мужчины. Новый музей, Берлин
Портрет мужчины. Новый музей, Берлин

Эллинистический портрет отличают психологизм и ярко выраженная хара́ктерность. Художник старается запечатлеть индивидуальность портретируемого, его темперамент и даже настроение. Хара́ктерность присуща литературному портрету того времени, о чем свидетельствуют, в частности, произведения Светония. Важно отметить, что актеры эллинизма играют в портретных масках, изображающих персонажа, тогда как прежде маски обозначали жанр, трагедии или комедии, и индивидуальных черт не имели.

Портрет мужчины с кубком. Филиал Лувра, Абу-Даби
Портрет мужчины с кубком. Филиал Лувра, Абу-Даби
Портрет женщины в фиолетовом хитоне. Британский музей, Лондон
Портрет женщины в фиолетовом хитоне. Британский музей, Лондон

Во всех портретах лица расположены фронтально, взгляд направлен вперед. Фон чаще всего светлый, иногда покрыт тончайшим слоем сусального золота.

Ценность фаюмских портретов обусловлена еще и тем, что они выполнены в технике энкаустики (живопись разогретыми восковыми красками). Эта техника применялась в ранней иконописи и впоследствии была утрачена. Некоторые из сохранившихся портретов написаны темперой.

Портрет мальчика. Национальный музей, Варшава
Портрет мальчика. Национальный музей, Варшава
Портрет юноши, II век н.э. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва
Портрет юноши, II век н.э. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва

© Стахорский С.В.

-11