Московский метрополитен, насчитывающий на данный момент более 250 станций, продолжает активно развиваться и расширяться. Столичные власти поставили строительство новых линий и станций на поток. Однако в загрузке различных участков наблюдается очевидная неравномерность: в то время как на одних станциях пассажиры едва могут уместиться в переполненные вагоны, другие станции посещает минимальное число пассажиров.
Инвестиции в городской транспорт достигают астрономических сумм. За последние пять лет на развитие метрополитена из городского бюджета было выделено 863 миллиарда рублей. Анализ открытых данных правительства Москвы позволил выявить станции метро, которые испытывают наименьшую загрузку и мало востребованны пассажирами.
Согласно официальной статистике Мосметро, в среднем метрополитен обслуживает около 8 миллионов пассажиров в день. Это цифра весьма впечатляет, особенно если учесть, что население Москвы по официальным данным достигает 13,1 миллиона человек, а с учетом пригородных зон — до 20 миллионов человек.
Несмотря на популярность московского метро как средства передвижения по городу, выявленные «пустующие» станции поднимают вопросы об эффективности планирования транспортной сети и распределении ресурсов на ее развитие.
Но малопроходимые станции не всегда являются признаком неэффективного планирования. Для некоторых жителей и посетителей столицы наличие таких спокойных уголков в огромной и шумной городской среде может служить источником удовольствия и комфорта: хорошо ведь посидеть на скамеечке и поработать или полюбоваться на лепнину потолков и украшенные стены. В то же время появление новых станций может значительно улучшить транспортную доступность для многих районов, повышая качество жизни горожан.
Строят на будущее?
Оценивать востребованность станций только на основе количества входящих и выходящих пассажиров не стоит: активность определяется не только проходами турникетов, но и использованием станций в качестве пересадочных узлов сложной и многоуровневой сети московского метрополитена. Так станции, не пользующиеся особой популярностью как точки входа или выхода, могут играть ключевую роль в связи разных линий.
К примеру, станция «Косино», входящая в состав пересадочного комплекса с «Лермонтовским проспектом», сильно удалена от жилых зон микрорайона Жулебино. Однако ее главная задача — обеспечение пересадки между Некрасовской и Таганско-Краснопресненской линиями. Аналогичная ситуация наблюдается на станции «Печатники» Большой кольцевой линии, где основной пассажирский поток переходит на Люблинско-Дмитровскую линию.
Интересно отметить, что некоторые станции, которые сегодня кажутся малозагруженными, были спроектированы с учетом будущего развития прилегающих районов, то есть «на вырост». Такой подход позволяет адаптироваться к изменениям в городской среде и обеспечивать необходимую транспортную доступность по мере роста и застройки новых территорий.
«Мичуринский проспект», «Битцевский парк» и «Парк Победы» также распределяют пассажиропотоки между собой, что иногда приводит к неоднородному проходу турникетов разных линий. «Мневники» — одна из самых тихих станций на данный момент — ожидает значительного увеличения пассажиров в связи с активной застройкой окружающей территории и строительством моста через Москву-реку. Схожие изменения ожидают и другие станции, включая «Нагатинский Затон», «Терехово», «Лесопарковая» и «Спартак», где новые жилые комплексы и инфраструктурные объекты привлекут новых жителей и, соответственно, пассажиров метро.
Как утверждается в официальных источниках, при планировании трассировки новых станций метро аналитики департамента транспорта Москвы в первую очередь обращают внимание на те районы города, которые ещё не охвачены сетью подземки — отсюда такой интерес к Троицкой линии. Важным критерием для выбора места строительства новой станции является отсутствие других станций метро в радиусе 2,5 км, а также наличие в районе значительного количества жителей.
Интересно, что в планировании учитывается не только текущая плотность населения, но и потенциальное будущее развитие районов. Также важным фактором является «транспортная усталость» местных жителей от отсутствия удобных способов перемещения, что было учтено, например, при планировании Бирюлевской линии.
Анализ возможностей наземного общественного транспорта и его способности справляться с текущими пассажиропотоками также играет ключевую роль в решении о строительстве новых участков метрополитена. Это позволяет разгрузить автобусные и троллейбусные маршруты, снижая общую транспортную нагрузку на городскую инфраструктуру.
«Метро — это не бизнес-история»
При выборе места для новой станции специалисты проводят анализ технико-экономического обоснования проекта: они оценивают состояние и направление линии, а также потенциальный пассажиропоток с учётом застройки территории. Оптимальное расстояние между станциями обычно составляет 2–3 километра, однако на длинных участках без станций предусмотрены аварийные выходы. Например, перегон между станциями «Крылатское» и «Строгино»: изначально планировалось строительство станции «Троице-Лыково», а в итоге из-за низкого прогнозируемого пассажиропотока на этом участке была построена лишь техническая платформа.
Что касается обслуживания крупных сооружений и событийных мест, таких как станция «Спартак», то метрополитен не всегда следует логике бизнес-проектов, где во главе угла стоит окупаемость. Общественный транспорт выполняет важные социальные функции, обеспечивая доступность и мобильность для всех слоев населения. Социальная значимость метрополитена отражена и в вопросах финансирования системы оплаты проезда, которая не может быть переведена на окупаемость без потери доступности транспорта в вечернее время и в непопулярных направлениях — на самом деле одна поездка в метро обходится дороже того, что мы за неё платим.
Направления некоторых линий московского метрополитена могут частично дублировать друг друга, что также влияет на распределение пассажиропотоков между ними. Примером такого дублирования служат синяя и голубая ветки, где Филевская линия испытывает дефицит пассажиров из-за близости к Арбатско-Покровской линии, предлагающей более удобные и быстрые маршруты.
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на наш YouTube канал!
Ставьте ПАЛЕЦ ВВЕРХ и ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ на Дзен канал
Читайте также: