Найти тему
Молодость в сапогах

Як-7 с ПВРД

Тема известная, многократно описанная (читай - переписанная без проверки друг у друга), но мы решили добавить первоисточники, которых так и не обнаружили в творениях метров. Возможно, кому-то, как и нам, интересней изучать историю отечественной авиации по документам, а не по "вариациям на тему" в исполнении кого бы то ни было.

РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 545. Л. 71
РГАЭ. Ф. 8044. Оп. 1. Д. 545. Л. 71

"ДМ" - "дополнительный мотор". Идея получения временного прироста скорости истребителя за счет включения на определенной скорости полета дополнительных ПВРД (прямоточных воздушно-реактивных двигателей) получила признание еще до войны и первенство тут однозначно принадлежит нашей стране - исключительно благодаря энтузиазму и упорству И.А. Меркулова.

Игорь Алексеевич Меркулов - выдающийся советский конструктор, во многом определивший успехи советской ракетной техники, автор теории форсирования воздушно-реактивных двигателей (1951), создатель нескольких их типов, в том числе первого советского форсированного ТРД (1946).

-2

Первые варианты ДМ его конструкции устанавливались на И-15бис и давали прирост скорости до 50 км/ч. И это при том, что летчик-испытатель Логинов получил право отказаться от экспериментов с якобы смертельно опасным взрывающимся двигателем. В литературе указывается, что известный отечественный конструктор двигателей Микулин именно такой результат испытаний предсказал. Позже ДМ ставили на И-153. Мы данному факту документального подтверждения не нашли, но спорить тут не будем. Не нашли - не значит, что его не было.

ДМ под крылом истребителя-биплана
ДМ под крылом истребителя-биплана

Как видно из представленного выше документа, значимость работ Меркулова хорошо понимали в руководстве Наркомата Авиационной промышленности (см. п.7. приказа - разрешить финансирование работ ДО утверждения их СНК), тут совпали интересы заместителя наркома Яковлева (он же известный авиаконструктор), интересы отечественной науки и техники и интересы небольшого коллектива Меркулова, упорно продвигавшего свои идеи.

В то счастливое время, про которое сейчас так много вранья понаписано и наговорено с высоких трибун, случались порой подобные удачные совпадения, несмотря на определенную конкуренцию между конструкторскими коллективами. Конкуренция - это нормально. Откаты и пилеж бюджета - вот это гарантированный гроб и для науки, и для техники. Когда вожделенным результатом коллектив конструкторов видит зарубежную недвижимость и золотые унитазы, а не оснащение ВВС своим детищем, то и результаты соответствующие - золотые унитазы есть, а летает наследие минувшей эпохи в лучшем случае, в худшем - сплошное импортозамещение с европейского на китайское.

-4

Увы, но война помешала довести работы Меркулова до серийного производства. По большому счету более-менее основательно к работе смогли приступить только в 1944 году, когда особой нужды в ней уже не было. Впрочем, задел не пропал даром и был использован в дальнейшем при отработке форсированных вариантов реактивных двигателей. Если бы работы действительно начались в июле 1941, очень может быть, что к тому же 1944 году авиация ПВО СССР имела бы свой собственный отличный истребитель-перехватчик. К сожалению "если бы" в истории не считается.