Неточности и ошибки в авиабилетах – не исключительное явление. Их могут допустить и операторы в кассах, и сами пассажиры при оформлении летных документов онлайн. Право на ошибку даже закреплено нормативно-правовыми актами Российской Федерации, например, приказом Минтранса России от 5 сентября 2022 г. № 352.
В статье мы рассмотрим типичные ошибки, которые допускают при оформлении авиабилетов, какие из них можно оставить, а что необходимо исправить, как правильно поменять ошибочные сведения в билете на самолет.
Допустимы ли ошибки в билетах на авиарейс
Билет на самолет – официальный документ, и по существу он является договором между пассажиром и авиакомпанией на перелет и сопутствующие услуги. Естественно, что сведения о пассажире, указанные в нем, должны полностью соответствовать паспортным данным.
При этом при покупке авиабилета онлайн пассажир полностью принимает на себя ответственность за правильность вводимых им данных. Соответственно, если он допустит ошибку в них, он может быть не допущен на рейс. На это прямо указывают положения п.1 ст.786 Гражданского кодекса России и п. п. 51, 68 и 70 Федеральных авиационных правил.
Какие недочеты обычно бывают в авиабилетах
Сложно пропустить какую-либо графу в форме бронирования авиабилетов, зато вполне можно ошибиться при вписывании своих данных при ее заполнении.
Какие ошибки в авиабилетах встречаются чаще всего:
- Неверно указаны серия и номер паспорта.
- Допущены опечатки в написании фамилии, имени, отчества. Например, это могут быть случайные удвоения букв, пропечатана соседняя на клавиатуре буква вместо нужной, буквы перепутаны местами и т. п.
- Неправильно указана дата рождения или пол.
- Неверная транслитерация (то есть написание русских слов латиницей) фамилии и имени. К примеру, для сотрудников авиакомпании Nataliya и Natalya или Sergey и Sergei будут разными именами.
- Ошибка при указании контактных данных.
- Неправильно указаны дата или время рейса.
Критичные ошибки в билетах на самолет и незначительные
Некоторые источники утверждают, что авиакомпании могут разрешить до трех ошибок в имени или фамилии, если они не влияют на произношение. Однако в оссийском Воздушном кодексе или правилах IATA нет четких указаний относительно этого вопроса. Количество допустимых ошибок зависит от правил конкретной авиакомпании.
Например, авиакомпания S7 позволяет наличие до трех ошибок в персональных данных на внутренних рейсах, в то время как другие авиакомпании могут требовать полного совпадения данных с паспортом пассажира. На внутренних рейсах обычно действуют более лояльные правила, и небольшие опечатки могут быть допущены. Однако на международных рейсах требуется полное соответствие данным из заграничного паспорта.
При планировании зарубежных перелетов следует более внимательно проверять билеты. Даже одна ошибка в регистрации может привести к отказу в посадке. Сотрудники авиакомпании на стойке регистрации обязательно проверяют соответствие данных в билете паспортным данным, поэтому важно избегать опечаток.
Наиболее серьезными считаются ошибки, касающиеся паспортных данных и персональной информации:
- ошибки в серии и номере документа;
- в написании фамилии, имени, отчества, особенно, если опечатка допущена в первой букве фамилии;
- некорректно указана дата рождения, при этом самыми грубыми считаются ошибки, когда взрослый зарегистрировался как ребенок.
Такие ошибки нужно исправлять сразу же после их обнаружения.
Есть также и некритичные ошибки, которые можно не исправлять. Например, при регистрации на внутренние рейсы авиакомпания может пропустить пассажира на борт, если в фамилии или имени пропущена буква или указан неверный пол. «Аэрофлот» при полетах по России допускает некоторые вольности при транслитерации фамилии или имени: Y или I, J или G/ZH, YA или IA и др., поскольку они не меняют смысла записи.
Ошибкой не считаются неправильно прописанные контактные данные (телефон, адрес электронной почты), а также титул MR/MRS – форма обращения к пассажиру.
Тем не менее, при оформлении билетов на авиаперелеты необходимо внимательно проверять все данные и избегать ошибок, особенно при планировании международных перелетов, где требуется полное соответствие информации в билете и паспорте.
Исправление неточностей в авиабилетах – пошаговая инструкция
Иногда бывает, что после покупки авиабилета возникает необходимость не только исправить ошибки, но и внести изменения в данные пассажира или маршрут полета. В таких случаях важно знать, как правильно действовать, чтобы избежать лишних затрат и неудобств.
Если путешественник приобрел билет напрямую у авиакомпании, то для внесения изменений следует обращаться к самому перевозчику. Однако если билет был куплен через посредника, такого как турагентство или агрегатор, запрос на изменение следует направить им. Посредники обычно обладают механизмами для связи с авиакомпанией и могут помочь вам внести необходимые коррективы.
Каждая авиакомпания устанавливает свои правила и условия для внесения изменений в билет. Некоторые компании, такие как S7 и Аэрофлот, позволяют вносить изменения бесплатно, в то время как другие, например, «Победа» и Utair, взимают сервисные сборы за исправление билета. Размер комиссий может различаться и зависит как от перевозчика, так и от выбранного тарифа авиабилета.
Информацию о размере комиссий за изменения в билете можно найти при оформлении электронного билета или на официальном сайте авиакомпании. Дешевые тарифы зачастую ограничивают возможности внесения изменений, делая их более дорогими. Оплатить сервисный сбор можно онлайн, в кассе авиакомпании или партнера, а также на стойке регистрации в аэропорту.
Рассмотрим, как исправить ошибки в билетах на рейсы популярных авиаперевозчиков России.
«Аэрофлот»
Пассажирам старейшего отечественного авиаперевозчика доступны три способа внесения изменений в билет.
Способ 1 – через личный кабинет в разделе «Управление бронированием». Здесь можно скорректировать паспортные данные – серию, номер, срок действия и контактную информацию.
Способ 2 – обращение в контактный центр по бесплатному номеру России 8 800 444-55-55. Таким образом можно исправить дату рождения или опечатку в фамилии.
Способ 3 – использование онлайн-чата компании на ее официальном сайте. Для быстрого решения проблемы нужно указать код бронирования, данные о перелете, а также суть ошибки.
Данную услугу «Аэрофлот» оказывает бесплатно.
«Победа»
Правилами лоукостера предусмотрены два способа исправления ошибок: непосредственно у стойки регистрации или заранее через контактный центр по номеру 8 809 505-47-77 (звонок платный).
Важно при этом помнить следующее:
- Допускается изменение не более трех символов в фамилии, имени, отчетсве, исправление даты рождение и паспортных данных. Также можно поменять местами графы с информацией о пассажире.
- Стоимость услуги составляет от 500 до 5 000 рублей в зависимости от того, какие данные необходимо скорректировать.
- Авиакомпания разрешает вносить изменения в бронирование не позднее чем за 4 часа до вылета самолета.
Utair
Авиаперевозчик также дает пассажирам возможность внести изменение в бронь несколькими способами.
При покупке авиабилета на сайте компании или в ее мобильном приложении внести изменения можно через личный кабинет в разделе «Управлять билетом». Сервис позволяет изменить имя, отчество и фамилию, серию и номер паспорта и дату рождения.
Если пассажир при покупке билета на рейсы Utair подключил страховку, внести изменения он сможет только через обращение в службу поддержки в чате на сайте компании или заполнив специальную форму.
Обращаем ваше внимание на то, что в Utair доступны изменения только ограниченного количества данных.
В Utair не допускается исправление следующих сведений о пассажире:
- изменение данных младенца;
- радикальное изменение возраста (например, из взрослого пассажира сделать ребенка).
Содержащиеся в фамилии, имени и отчестве символы «Ё», «Ъ» система автоматически меняет на «Е» и «Ь» соответственно, а двойную фамилию, написанную через дефис, – на слитное написание. Такая замена ошибкой не считается, исправлять ее не нужно.
Одновременно пассажир может изменить не более 2 параметров, причем сделать это можно только один раз.
Стоимость услуги по изменения персональных данных пассажира составляет:
- внесение изменений – 1 000 р. (15 евро на международных рейсах);
- за использование систем бронирования – 185 р. за рейс;
- дополнительный сервисный сбор агентства при обмене в кассах партнеров.
При внесении изменений через кассу сборы оплачиваются наличными.
S7 Airlines
Авиакомпания S7 предлагает своим клиентам два способа исправления ошибок в летном документе
В личном кабинете пассажир может исправить свои паспортные и контактные данные, а также добавить карту S7 Priority. Необходимые изменения вносят в разделе «Пассажирам» и сохраняют их.
Через форму обратной связи путешественник может внести все остальные необходимые исправления: фамилию, имя, отчество, пол, дату рождения и т. д. Для этого заполняют форму, в которую вписывают правильные данные.
Исправление ошибок через онлайн-сервисы компании совершается бесплатно.
Исправление ошибок с помощью электронных сервисов авиакомпании S7 возможно только в билетах, оформленных на бланке компании. Номера таких билетов начинаются с цифр 421. Во всех остальных случаях придется обращаться к продавцу.
«Уральские авиалинии»
Авиакомпания предоставляет возможность пассажирам, купившим билеты на ее рейсы, вносить изменения неограниченно, но на платной основе – 1 000 рублей, которые вносятся в течение 30 минут после получения нового билета.
Какие изменения и как внести:
- В личном кабинете в разделе «Заказы» или «Проверка заказа» исправляют контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты), гражданство, пол, дату рождения.
- Через колл-центр по телефону 8 (800) 7700 262 изменяют фамилию, имя, отчество и паспортные данные.
- Онлайн-чат на сайте авиакомпании – все необходимые изменения.
Таким образом, допущенные при онлайн-оформлении билета ошибки можно исправить. Для этого нужно ознакомиться с правилами авиакомпании и следовать им. Но лучше всего сразу внимательно проверять все данные, которые пассажир вносит при оформлении летного документа. Это сбережет время, деньги и, конечно, нервы путешественника.