Американцы считают Pontiac GTO божеством. Он был создателем того, чем больше всего известна американская автомобильная промышленность, а именно, "мускулистыми" автомобилями шестидесятых и семидесятых годов прошлого века. Такое утверждение далеко от истины, поскольку подобные модели существовали как минимум за пятнадцать лет до ГТО.
Бытует мнение, что это не лучший так называемый «маслкар», больше в почете такие модели, как Chevrolet Chevelle, Dodge Charger и Plymouth GTX. Так почему же GTO так высоко ценится?
Главным образом потому, что он появился в продаже в нужное время, то есть в начале шестидесятых годов прошлого века, когда так называемые "бэби-бумеры" (поколение, рожденное во время Второй мировой войны) получили водительские права и захотели спортивные модели. А чего еще может желать 16-летний подросток, как не GTO? Модель Pontiac не нашла своей категории, но, безусловно, популяризировала ее и поэтому считается пионером.
Эта история не о все линейки GTO, а касается специального выпуска Judge. Для того, чтобы понять, почему он вообще был создан, нам нужно еще сказать несколько слов из области истории.
О выпуске этой модели позаботился знаменитый Джон ДеЛориан, который позже прославился своей собственной моделью DeLorean DMC-12. Он взял компактную модель Tempest и оснастил ее мощным двигателем. Всего за дополнительные 295 долларов (около 2930 долларов в сегодняшних деньгах) покупатель получал двигатель объемом 6,4 литра мощностью 325 или 348 лошадиных сил, трехступенчатую механическую коробку передач, доработанную подвеску, тормоза большего размера. ДеЛориан надеялся, что годовой объем продаж составит всего 5000 единиц, но GTO во время своего дебюта привлек 32 450 покупателей.
Хотя модель Pontiac, безусловно, начала свою карьеру стильно, через несколько лет она получила то, чего у нее не было раньше, а именно конкуренцию. У корпорации Chrysler были модели Plymouth Road Runner и Dodge Charger, у Ford появился новый Torino, а у GTO были конкуренты внутри самой General Motors, и они появились в виде таких моделей, как Chevrolet Chevelle, Oldsmobile 442 и Buick GNX. Особенно Pontiac беспокоил вышеупомянутый Road Runner, который обладал большей мощностью и значительно более низкой ценой, при этом многие жаловались, что GTO уже не так доступен, как раньше.
Второе поколение дебютировало в 1968 году со стандартным двигателем 6,6 литра. Pontiac рассматривал возможность предложить более доступную альтернативу в качестве прямого конкурента вышеупомянутому Road Runner с немного меньшим двигателем объемом 5,7 литра, но ДеЛориан отверг эту идею.
Более того, он сделал еще более мощное и дорогое издание, с помощью которого GTO отвлечет внимание СМИ от конкурентов. Вышеупомянутое имя "Judge" он получил после очень популярного появления комика Сэмми Дэвиса, которого одно время представляли словами «А вот и Судья».
Новинка дебютировала в декабре 1968 года как модель 1969 года и первоначально была доступна только в ярко-красном цвете (на самом деле это был скорее оранжевый оттенок).
В плане дизайна он особо не выделялся, если не считать колесных дисков, немного другого капота, заднего спойлера и боковой графики. Но если стандартный GTO развивал 350 лошадиных сил, то Judge был на двадцать л.с. больше. Он также мог похвастаться трехступенчатой механической коробкой передач с более короткой передачей, поэтому разница на гоночных трассах была гораздо более значительной, чем указывают цифры на бумаге.
«Судья» был опцией всего за 337 долларов США (сегодняшние 2950 долларов), что не такая уж большая цифра, учитывая, что базовая цена GTO составляла 3156 долларов (сегодняшние 27700долларов). Однако если бы покупатель выбрал четырехступенчатую механическую коробку передач, дисковые тормоза, гидроусилитель руля и модификации подвески, цена подскочила бы до 4500 (35 тысяч долларов). Это поставило бы Judge в один ряд с легендами с двигателями Hemi, такими как вышеупомянутые Road Runner и Charger, и у GTO не было бы против них шансов.
Несмотря на это, Pontiac остался доволен результатами продаж. Из 72 287 GTO, проданных в 1969 году, 6 833 были в конфигурации Judge. Этот пакет предлагался как в 1970, так и в 1971 году с двигателем 7,5 литров, но сегодня коллекционерами больше всего ценится модель 1969 года. За экземпляр в солидном состоянии придется выделить около 170 тысяч долларов США, а за экземпляр с качественной реставрацией или за оригиналы с небольшим пробегом придется заплатить до 250 тысяч долларов.
Трудно сказать, была бы у GTO потенциально более продолжительная карьера, если бы ДеЛориан случайно прислушался к советчикам и сделал "Судью" более дешевой версией. Эта модель исчезнет с рынка после 1974 года, а упомянутый Road Runner просуществовал на шесть лет дольше.
Но, с другой стороны, если бы ДеЛориан был более восприимчив к предложениям, вряд ли мы получили бы такую икону, от которой до сих пор многие пускают слюни...