Да пребудет с вами самооценка!
Кто я? И кем бы я на самом деле хотел быть? Вопросы, которые часто находятся в центре внимания психотерапевтической работы
В ходе терапии пациентка понимает, что в центре всех ее трудностей лежит проблема с самооценкой. Ей нужна ваша помощь, чтобы повысить ее самооценку. Вы хотели бы ей помочь – но не знаете, как и с чего начать?
Загадка самооценки
Это часто случалось с нами ближе к концу нашего обучения лицензированию добрых десять лет назад, и мы всегда слышим от коллег, которые думают то же самое. Тогда мы искали методы и концепции для структурирования работы над самооценкой — и ничего толком не нашли.
Мы нашли разбросанные идеи и вмешательства тут и там, но нигде не было «большого успеха», который мог бы ответить на наши вопросы. Спустя годы мы стали мудрее: тема самооценки ни в коем случае не является нетронутой областью; более того, она считается одной из наиболее исследованных тем в психологии.
Однако большинство концепций можно найти в социальной психологии, и эти открытия, похоже, не были перенесены в повседневную практику.
Какой я и каким хочу быть?
Теория само несоответствия Хиггинса предлагает нам структуру, которую несколько упростил и адаптировал для наших целей. Мы объясняем нашим пациентам с помощью простой схемы, что у людей есть не только один образ себя, но как минимум три: «я-есть», «я-я-должен» и «я-желание»
1). «Я-я» показывает, каким я себя вижу, «Я-должен» содержит идеи о том, каким мне следует быть, а «Я-желание» показывает, каким я хотел бы быть, если бы мог жить только в соответствии со своими собственными идеями.
В зеркальном зале
Мы используем упражнение на воображение, чтобы помочь нашим пациентам узнать эти три образа себя. В расслабленном состоянии воображения мы проведем вас через зеркальный зал, в котором вы увидите три разных изображения себя в трех зеркалах.
Впечатления часто бывают очень краткими для пациентов и быстро открывают доступ к темам, к которым зачастую трудно получить доступ посредством чисто когнитивной работы.
Эмоциональные реакции на три образа себя имеют большое терапевтическое значение. Пациенты часто описывают стыд, отвращение или неудовлетворенность тем, кем они являются. Они чувствуют давление со стороны желаемого «я», в то время как желаемое «я» вызывает чувство тоски или печали из-за того, что они не приблизились к этой идее.
Отправная точка
Просто типическая расстановка в начале лечения выглядит следующим образом:
1. Я отрицательно искажено. Пострадавшие считают себя хуже, чем есть на самом деле. Кроме того, Я неполноценный, взгляд на себя сужен до небольших участков всего человека. Пациентка с расстройством пищевого поведения может сосредоточиться главным образом на своем весе и мало задумываться о том, доброжелательна ли она к другим людям или обладает ли музыкальным талантом.
Пациент с выгоранием может беспокоиться только о вопросах производительности и успеха и игнорировать другие области своей личности.
2. Целевое «я» часто воспринимается как подавляющее и содержит преувеличенные или недостижимые требования, которые часто кажутся пострадавшим не их собственными целями и ценностями, а скорее внешними требованиями, которые необходимо выполнить.
3. Желаемое Я часто лишь смутно видно. Можно предположить, что особенно в отношении людей, которым с раннего возраста приходилось соответствовать идеям других людей, они никогда не создавали свой собственный план того, какими они хотели бы быть.
Желаемое «Я» и желаемое «Я» можно понимать как двух внутренних советников, один из которых действует скорее как строгий учитель, навязывающий чуждые цели тем, кого он затрагивает, в то время как желаемое «Я» побуждает людей ставить собственные цели, скорее как дружелюбный, поддерживающий тренер. преследовать.
Путь к сложному, реалистичному представлению о себе
Руководство для всего дальнейшего лечения исходит из этой отправной точки: взгляд на Есть-Я должен стать более реалистичным и полным. В соответствии с этим есть эмпирические данные о том, что более сложная самооценка связана с более высокой самооценкой. Важно обрести новый, комплексный взгляд на себя, со всеми положительными и отрицательными сторонами. Для этого мы изучаем, среди прочего, что пациентам может нравиться в себе, чем они могут гордиться, а также то, что их беспокоит в себе и чего они стыдятся. Мы задаем те же вопросы со стороны: что в них может понравиться другим? Что может беспокоить в них других? Важно улучшить доступ к положительным сторонам самооценки – они, вероятно, до сих пор недостаточно представлены. Также важно принять негативные стороны своего представления о себе или активно приступить к процессу изменений. Это единственный способ создать сложную, сбалансированную, реалистичную и заслуживающую доверия самооценку.
Избавьтесь от правил самооценки
Правила самооценки, хранящиеся в целевом эго, идентифицируются («Как вам быть?»), заложены биографически («Когда и от кого вы этому научились?») и их предполагаемая польза («Что такое самооценка?») правило оценки обещает вам?») и исследует его последствия («К чему на самом деле приводит это правило?»). В конечном итоге пациенты должны решить, хотят ли они продолжать оценивать себя в соответствии с этими правилами и стандартами или хотят изменить или отвергнуть эти правила. Здесь мы вместе с пациентами задаем себе вопрос: какие критерии на самом деле определяют ценность человека? Отличить людей друг от друга можно по очень многим параметрам – какие характеристики определяют ценность человека? Если вы где-то в течение жизни усвоили все эти правила, являются ли они произвольными? Могли бы вы увидеть это по-другому? Или есть что-то объективное, что мы можем использовать в качестве руководства?
Желаемое «я» должно стать более ясным в смысле привлекательной цели. Пациентам можно помочь постепенно приблизиться к своему идеальному «я» и увидеть оставшиеся расхождения с пониманием, а не обесценивать себя ради них.
Для этой работы над вопросами «Я», «Должен ли я» и «Я желаю» мы используем ряд различных вмешательств, которые охватывают пациентов на трех уровнях: «Мышление – Действие – Чувство». Помимо когнитивных и поведенческих вмешательств, мы используем диалоги на стуле, упражнения на воображение или письма самому себе, чтобы активировать эмоции.
Самооценка и базовые потребности
Вторая важная модель для нашей работы взята из теории самоопределения социальных психологов Деси и Райана. Мы также адаптировали эту модель для наших целей. Теория самоопределения предполагает, что самооценка является реакцией на удовлетворение или фрустрацию трех основных потребностей. В наших терминах это:
1. обязательность
2. Компетентность и признание и
3. Самоопределение .
Проще говоря: людям нужны любовь, успех и свобода, чтобы развивать и поддерживать устойчивую самооценку.
Мы принимаем во внимание большую важность опыта удовлетворения основных потребностей в нескольких вмешательствах: мы изучаем с пациентами важный биографический опыт этих трех потребностей, как положительный, так и отрицательный. Мы пытаемся улучшить доступ к положительным воспоминаниям, чтобы придать эмоциональный резонанс положительным оценкам себя. В настоящее время мы также изучаем, в какой степени три потребности, лежащие в основе самооценки, удовлетворяются в повседневной жизни пациентов. Если здесь есть дисбаланс, мы пытаемся нейтрализовать этот недостаток, организуя целевые, индивидуальные мероприятия: «Что вы могли бы сделать, чтобы добиться большей лояльности? Что вы могли бы сделать, чтобы ощутить большую компетентность? Что вы могли бы изменить, чтобы обрести больше самоопределения?»
В ходе терапии замечательно видеть, как пациенты избегают тирании идеального «Я», приобретают более реалистичный и дружелюбный взгляд на себя и приближаются к идеальному «Я».
Автор: Копытин Михаил Владимирович
Специалист (психолог)
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru