Внушаемость
Есть два элемента, на которые обращают внимание гипнотизеры и которые сказываются на способности человека погрузиться в гипнотический транс и получить от него пользу. Первый – внушаемость, второй – гипнабельность.
Внушаемость это то, насколько человек отзывается на внушения, та степень, в которой он готов принимать внушения и действовать в соответствии с ними. Например: группа студентов входит в аудиторию. Преподаватель – авторитетная фигура – говорит им: “вам определенно хочется сесть впереди”. Человек с высокой степенью внушаемости подчинится и сядет на первый ряд. Человек с низкой степенью вполне может задержаться и сесть сзади.
Гипнабельность, о которой мы будем подробно говорить в других статьях, это та глубина, на которую человек может погрузиться в транс. Уровни транса очень варьируются – от транса парня, который увлеченно смотрит футбольный матч по телевизору до транса женщины, которая лежит на операционном столе и не чувствует боли, потому что находится под гипнозом.
Если человек гипнабелен, он может глубоко и легко погрузиться в транс. При этом он не обязательно внушаем. Это значит, что, даже погрузившись в транс глубоко, он может отвергать внушения, предлагаемые гипнотизером.
Однако, если человек очень внушаем, это практически всегда значит, что он также гипнабелен. Внушаемые люди легко принимают внушения во время сеансов, а потом действуют в соответствии с ними – это значит, что с ними легко работать, что такой клиент это просто мечта любого гипнотизера.
У людей наблюдается широкий диапазон внушаемости. Около десяти процентов населения очень внушаемы, около восьмидесяти внушаемы умеренно, еще десять процентов к внушениям устойчивы.
Поскольку внушаемость – ключевой фактор для гипноза, гипнотизеру на момент начала работы необходимо иметь представление о том, насколько внушаем его клиент. Есть целый ряд способов это представление получить – одни из них незаметны для клиента, другие требуют его активного содействия.
Одна из нескольких причин, по которым гипнотизеры проводят тесты на внушаемость – это помогает определить уровень внушаемости сидящих в аудитории людей. Те из них, кто с огромным энтузиазмом соглашаются, и утверждают что им понравилось – наиболее внушаемые во всей группе.
В моем кабинете помимо нескольких разных стульев есть также диван и кресло. Мне удобнее всего, когда клиент садится в кресло – так удобно и ему, и мне. Комната обставлена так, чтобы именно в этом кресле можно было получить максимальную пользу от гипноза, потому что большинство людей сядет именно в него. Когда новый клиент входит в моей кабинет, я смотрю на кресло, а иногда стою рядом с ним, тихонько постукивая по нему пальцем, и говорю:
“Где бы вам хотелось сесть, чтобы насладиться предстоящей сессией? Большинство моих клиентов предпочитают это кресло. Садитесь, где захотите”
(заметьте: я уже задаю ожидания, говоря “насладиться сессией”: сама моя фраза предполагает, что клиент получит удовольствие).
Высоко внушаемые клиенты обычно сразу направляются к креслу. Если клиент колеблется, оглядывается и решает сесть куда-нибудь еще (если только у него нет каких-то физических ограничений, по которым конкретно это кресло будет неудобным), то я могу с некоторой уверенностью предположить – уже – что этот человек не особенно внушаем. Следовательно, придется искать к нему особый подход.
Несколько раз в моем опыте встречались клиенты, которые были настолько не внушаемы, настолько противились любым сторонним внушениям, что, стоило мне предложить им мое кресло, как они начинали искать глазами, куда бы им еще сесть, и обязательно садились или на стул, или на диван!
Внушаемые люди особенно отзываются на фразы, включающие в себя слова “большинство людей” – как в моем внушении, “большинство моих клиентов предпочитают это кресло”. Вот почему рекламщики так часто используют эту фразу и придумывают самые разнообразные ее вариации, например:
“девять из десяти врачей рекомендуют…”.
Почему такого рода манипуляции вообще действенны? Потому что, похоже, большинство из нас генетически запрограммированы на желание делать то, что делают другие. Это практически инстинкт, который отсылает нас к самым древним нашим предкам. Даже звери, птицы и насекомые, например, муравьи, могут выживать лучше, если действуют группой. Например, нашим обезьяньим предкам куда безопаснее было собираться вместе и есть в одно и то же время, или ходить к реке всем вместе, чтобы напиться, чем делать то же самое в одиночку. Хищники реже нападают на толпу, чем на единичную добычу. И теперь, какими бы развитыми, какими бы цивилизованными мы не считали себя, мы все равно следуем этому инстинкту. Это позволяет нам чувствовать себя комфортно, ощущать себя в безопасности – и неважно, что мы делаем вместе с остальными: сидим в кинотеатре, смеемся над цирковым выступлением, болеем за одну и ту же футбольную команду, молимся в церкви, танцуем в клубе, поем хором, ужинаем с толпой друзей или разговариваем с кем-то, кто разделяет наши взгляды на политику.
Гипнотизеры, рекламщики и консультанты всех мастей, знающие о нашей врожденной внушаемости, используют ее, чтобы подавать нам команды – незаметные или совершенно очевидные (команда в данном контексте – слово или фраза, которая говорит человеку, что делать; фактически, это приказ). Иногда нам совершенно очевидно, что нами пытаются командовать. А иногда команды аккуратно прячутся среди других слов и представляются незаметными – такие команды называются встроенными.
Вот, как пример, одна из мощных команд, которыми пользуются рекламщики – фраза “спешите купить!”. Определенный процент чрезвычайно внушаемых людей, услышав ее, почувствуют желание сделать именно это, особенно если это будет в процессе просмотра телевизора, ведь, как мы помним, когда мы чем-то поглощены, мы более внушаемы и, соответственно, более открыты к внешнему влиянию.
Опыт помог мне найти весьма увлекательный способ выявления очень внушаемых людей среди тех, кто смотрит телевизор. было время, когда в России можно было рекламировать по телевизору самые разные лекарства, чем пользовались фармацевтические компании. Есть реклама средства от синдрома беспокойных ног, от высокого холестерина, от проблем с пищеварением, от тревожности, или "Сиалекс - а что? А вдруг?" … Так вот. Перед первым приемом я всегда прошу клиента заполнить анкету, в которой есть отдельный пункт: “есть ли у вас проблемы со здоровьем и какие лекарства вы принимаете на постоянной основе”. Если в этом пункте человек перечисляет два или три лекарства, которые совпадают с лекарствами из рекламы, то я могу предположить, что он очень внушаем (примечание: конечно, я признаю, что многие здоровые люди, не принимающие лекарства, могут быть очень внушаемы и наоборот, что многие люди могут принимать рекламируемые таблетки не из-за внушаемости, а из-за настоящей болезни).
Бунтари
Практически не внушаемые люди обычно придерживаются мнения, противоположного мнению большинства. Они предпочитают сами все решать и обо всем составляют собственное мнение. Рекламщики, которые нацеливаются на них, используют фразы в духе “решите для себя, что” или “убедитесь на собственном опыте”.
Пример человека, который не поддается внушению – человек, который не соглашается ни с чем, что ему говорят. Многие из нас с такими знакомы. Если вы скажете ему, что сегодня отличный день, он ответит, что день-то на самом деле так себе. Если вы скажете, что какая-то песня грустная, он возразит, что на самом деле она веселая. Такие люди редко позволяют себе принимать внушения. На любое ваше наблюдение, каким бы субъективным или правильным оно не было бы, они находят, что возразить. Удивительно, что это может не сделать человека невыносимым для повседневного общения. Гипнотизеру же в любом случае приходится с такими людьми работать особенно усердно, чтобы отработать свою зарплату.
Сила косвенного внушения
К счастью, бунтарей всего только десять процентов от общего населения Земли. Все остальные внушаемы в той или иной степени. Из-за этой врожденной внушаемости, очень важно подавать только положительные внушения даже потенциальным клиентам, с которыми еще не началась активная работа. Никаких негативных предположений звучать не должно! Потому что: если гипнотизер вскользь заметит, что для большинства людей гипноз это расслабляющий и приятный опыт, велика вероятность, что клиент поверит и для него сессия действительно будет расслабляющей и приятной. Если гипнотизер скажет, что любую проблему можно преодолеть с помощью гипноза, клиент поверит в то, что надежда есть, и это очень ему поможет в дальнейшей работе. С другой стороны, если перед первой встречей озвучивать, что некоторым людям погружение в гипнотический транс дается тяжело, вполне вероятно, что у клиента с ним возникнут проблемы и вся сессия пойдет коту под хвост.
За годы работы я многое узнал о том, чего не стоит делать во время гипноза – как правило, учиться приходилось на собственном опыте. Будучи студентом старших курсов медицинского института, я уже практиковал гипноз в компании более опытных коллег. Мы проводили семинары различной направленности, но чаще всего их было два: один посвященный отказу от курения, второй для желающих похудеть. Людей записывалось много, занятия были действительно полезными и мне не приходилось никого обманывать или продавать что-нибудь дополнительно, что часто делают тренеры и коучи, к сожалению. Все шло хорошо.
Однажды, когда я занимался с первой группой, в коридоре отеля кто-то сильно шумел. Как решать подобную проблему, мы еще рассмотрим, но я на тот момент я этого не знал и не имел представления, что мне делать с посторонними звуками. После того, как мы закончили занятие, некоторые из присутствующих подошли ко мне и пожаловались, что шум им очень мешал.
Другие были недовольны стульями. Сессия прошла, по их словам, великолепно, но стулья были слишком жесткими и неудобными.
Я решил избежать повторения этой ситуации со своей следующей группой, но, сам того не зная, подошел к вопросу неправильно. Перед тем, как начать следующее занятие, я объявил всем, что их не будут отвлекать громкие звуки за пределами зала. Это было ошибкой – я привлек к звукам внимание, и, фактически, подал внушение о том, что нас будут отвлекать. Естественно, на этот раз ко мне подошли еще больше людей, жаловаться на шум.
Этот опыт научил меня важному правилу гипноза: гипнотизер никогда не должен говорить людям, что что-то может быть проблемой, что что-то может их побеспокоить, потому что такие слова становятся намеком на то, что именно с этими проблемами и беспокойством они и столкнутся (позже мы поговорим о том, как составлять свою речь так, чтобы не получить подобных негативных последствий).
В тот вечер я совершил еще одну огромную ошибку. Я сказал второй группе, что стулья в зале неудобно, но добавил, что, войдя в транс, они расслабятся настолько, что это не будет их беспокоить. Это не сработало. Когда мы закончили, ко мне, опять же, подошли недовольные тем, насколько стулья были неудобными. Положительную часть внушения они проигнорировали, но заглотили отрицательную часть с крючком, леской и поплавком.
Несколько лет спустя, когда я уже стал мудрее и у меня стало лучше получаться с косвенными внушениями, я проводил семинары в большом конференц-зале книжного магазина в Санкт-Петербурге. Несмотря на то, что магазин был на Невском проспекте и в нем часто проводились лекции, стулья, которые магазин предоставлял, были самыми дешевыми и простыми. Во время первых нескольких сеансов я заметил, что моим посетителям на них явно неудобно, и это было вполне логично – стулья и правда были так себе. Сообразив, что это отвлекает нас всех, на одном из занятий я решил это исправить, небрежно заявив перед началом семинара:
“Знаете, я поражен тем, как прекрасно эти простые стулья справляются со своей работой! Их действительно хорошо сделали. Люди, кажется, чувствуют себя на них очень комфортно, когда входят в гипноз”. С этого момента никто уже не ерзал и не пытался устроиться поудобнее, и для всех участников сессия прошла максимально комфортно.
Такая техника, когда вы словно случайно упоминаете о чем-то, называется косвенным внушением и ее можно использовать с внушаемыми клиентами, чтобы повысить вероятность того, что работа с ними будет эффективна.
Ее можно использовать также в качестве незаметного теста, чтобы определить, насколько клиент внушаем. Это может выглядеть вот так – представьте, что сессия еще не началась полноценно и вы просто непринужденно беседуете с клиентом:
Знаете, как в старых фильмах гипнотизеры всегда говорят людям: “Ваши веки тяжелеют, вам хочется спать…”. Я, конечно, не собираюсь вам говорить “вам очень хочется спать” во время нашей сессии, хотя некоторым людям действительно хочется спать, когда они оказываются в кресле у гипнотерапевта. На самом деле, многие мои клиенты говорят, что еще до того, как мы начнем, веки начинают тяжелеть, начинает хотеться их закрыть.
[заметьте: не уточняется, чьи веки – остается пространство для того, чтобы клиент принял эти слова на свой счет]
Недавно у меня был клиент, который описывал это так: он говорил, что это похоже, словно бы ты поздно вечером едешь на машине домой. Ты очень устал. С вами такое случалось? Ты устал очень сильно, до дома еще далеко, давно уже пора спать, и все, о чем ты только можешь думать, это о том, как прекрасно будет забраться в кровать, положить голову на подушку и заснуть… Но пока нельзя, и поэтому ты заставляешь глаза оставаться открытыми… Заставляешь глаза оставаться открытыми, смотреть на дорогу, но это почти невозможно сделать, они как будто закрываются сами собой, и, чем больше ты стараешься, тем хуже у тебя получается….
Структура этого текста намеренно сделана сбивающей с толку. В ней содержатся гипнотические трюки, которые усиливают первичное косвенное внушение: что клиенту все сложнее держать глаза открытыми.
Способ усилить внушение – начать чаще самому закрывать глаза и держать их закрытыми чаще, пока рассказывается история. И нужно обращать внимание на то, начинает ли клиент тоже закрывать глаза чаще и дольше. Если да, то он определенно очень внушаем.
Существуют и другие тесты на внушаемость, более простые и более прямолинейные. В других статьях мы их обязательно обсудим..
__________________________________________________________________________________________
⏳ Мы знаем о гипнозе все. Освойте три простых, но эффективных техники вхождения в транс от Андрея Бобровского. Скачайте видео-урок по ссылке
Скачать БЕСПЛАТНО тут https://t.me/BormentalSpb_bot?start=gipnos
🎩 Вы хотели бы научиться искусству гипноза? Или, возможно, вы уже практикуете гипноз и ищете новые техники и подходы? Тогда наш Телеграм канал - это то, что вам нужно!
⏳ Эксклюзивный контент: Получите доступ к ценным видеоурокам и статьям от известных гипнотерапевтов.
⏳ Практические советы: Узнайте о практическом применении гипноза в различных сферах.
⏳ Сообщество единомышленников: Присоединяйтесь к сообществу энтузиастов гипноза, обменивайтесь опытом и идеями.
ПОДПИСАТЬСЯ https://t.me/hypno_meditation