Найти тему

Отвлечёмся пока от наших сборов "на курорты"

И обсудим весьма интересную тему. О том, как притупляется сознание матери, которая воспитывает ребёнка с особенностями.

А притупляется оно очень сильно...Особенно, если ребёнок сложный.

Вчера добралась наконец-то до местного чата. А там обсуждают побеги детей: куда пришить бирочку с контактной информацией.

Бейджики и значки неэффективны.

Это я вам уже как мать с опытом говорю. Где их только сын ни пытался снять и оставить: на вокзале, в такси по пути в новосибирский зоопарк, на дереве в Томске, в Михайловской роще.

Писать что-то на одежде или пришивать к ней, конечно, лучше. Но...

Дети наши непредсказуемы. Могут одежду скинуть и пойти дальше в чём мать родила.

Такое уже бывало, обсуждали. Поэтому и спрашивают, что делать.

Кто-то купил часы с трекером, вещь вроде полезная, если ребёнок не снимет и не забросит в кусты. Только вот незадача - всё время возникает проблема с оператором связи. И деньги, получается, выброшены на ветер.

И как тогда поступить? Как обезопасить ребёнка, если он потеряется в людном месте?

Раиса с Ниной пишут маркером телефоны на руках у своих парней, когда мы гуляем коммуникативной группой. С той стороны, куда сложно добраться, смыть или стереть.

Подумывают даже татуировки сделать с личными данными. Особенно Раиса. Сын её до восемнадцати лет убегал. Помните, я вам рассказывала, как он уехал на самокате в огромном парке, и мы его минут сорок искали. Потом ещё столько же пытались определить, где он оставил самокат.

Ну так вот, значит, обсуждали вчера в чате про надписи разные и нашивки на одежду. И кто-то поднял другой вопрос: "Когда убегает, всё более-менее понятно, что делать. А как сделать так, что бы люди перестали шарахаться от наших детей?"

И показали футболку. Беленькую такую с надписью: "Привет, меня зовут Антон, я не совсем как вы, но я вас когда-то догоню. А пока я люблю здороваться и обниматься. Иногда отбирать вещи. Так я играю. Для меня важно ваше понимание."

И всё! Меня понесло дальше. И я уже начала придумывать новые надписи: "Привет, меня зовут Денис. Я не совсем как вы....А пока я люблю есть из вашей тарелки, могу вас толкнуть или плюнуть на вас. Но это я так играю. Это я так общаюсь с миром.."

Вам приходилось слышать такие слова? Только, конечно же, не из уст ребёнка. Потому что ребёнок этот может быть совсем невербальным.

И о нём так говорит мать: "Ничего страшного. Он просто играет. Познаёт мир, общается."

Я это слышала много раз и каждый раз удивлялась.

Это из серии "Он у меня особенный, ему можно. Не обращайте внимания. Он просто "прощупывает границы."

А я не хочу, чтоб прощупывали. Мои границы. Хотя я человек очень толерантный и сама мать нездорового уже взрослого ребёнка.

Но так меня всё это выводит из равновесия. Хотелось бы не обращать внимание, но не получается.

рисунок сына. фото автора
рисунок сына. фото автора

Ну, предположим, можно, в обуви, на сидение, раз по-другому никак, начинает истерить. Ну что ж, закроем глаза на это, вытрем потом салфеткой, подложим газетку.

Войдём, так сказать, в положение, если ребенку 2, 3, 4, 5, 6 лет и он нездоров.

А если ему 12 или 14? А вдруг 18? И он продолжает "играть": обниматься, толкать и так далее.

А это уже проблема. Очень большая проблема.

Почти такая же, как с кустиками.

Не ведут домой, потому что знают, ребёнок больше не выйдет на улицу. Общественной уборной поблизости нет. Но зато есть чудесные кустики. Во дворе.

Ребёнку 5 лет. И, казалось бы, что тут такого.

Это для нормы ничего. Норма вырастет и усвоит правила общежития.

А ребёнок с особенностями может и в центре города отыскать кустики, например, лет в 15, а то и в 20. Если поведение закрепилось, и не смогли отучить.

Отучать, я вам скажу, дело сложное, поверьте моему уже нескромному опыту. Лучше не закреплять нежелательное поведение.

И руководствоваться принципом "раз особенный, значит, и спрос с него больше, воспитывать нужно с удвоенной, а то и утроенной силой."

Сейчас я знаю, придёт Елена, за ней Наталья и прочие товарищи подтянутся и будут говорить: "Ой, чья бы корова мычала..."

Ну так вот, уважаемые, я об этом ни на минуту не забывала.

Да, прогибалась порой и была слишком слабой, когда вопрос касался моего спокойствия и хотя бы пяти минут тишины.

И не важно мне было под конец дня, что там сын делает. Пусть хоть прыгает со шкафа на диван или делает аппликацию из пластилина на полу в коридоре, лишь бы не 0рал.

Да, такое случалось. Но в ключевых моментах, которые касались других людей, всё было строго. Я и сейчас подрываюсь, если сын вдруг начнёт кричать слишком громко среди ночи.

Угрожаю ему страшными карами. И оттаскиваю за руку на остановке, если он подходит к кому-нибудь слишком близко.

Объясняю, рассказываю, запрещаю. Я понимаю, что это не его вина, а его беда, что ему сложно быть в обществе. Но если он там хочет быть, ему придётся соответствовать нормам.

Вот такая история сегодня. Про особенных. Не люблю это слово. И даже не знаю, чем его заменить. Ну пусть будет так: про людей с особенностями развития.

А вы когда-нибудь слышали: "Не обращайте внимание, он так общается с миром?" Как реагировали? Я понимаю, что объяснить что-то сложно. До определённого момента, человек вряд ли услышит, даже не стоит пытаться, но не обращать внимания тоже как-то не очень получается.