И обсудим весьма интересную тему. О том, как притупляется сознание матери, которая воспитывает ребёнка с особенностями.
А притупляется оно очень сильно...Особенно, если ребёнок сложный.
Вчера добралась наконец-то до местного чата. А там обсуждают побеги детей: куда пришить бирочку с контактной информацией.
Бейджики и значки неэффективны.
Это я вам уже как мать с опытом говорю. Где их только сын ни пытался снять и оставить: на вокзале, в такси по пути в новосибирский зоопарк, на дереве в Томске, в Михайловской роще.
Писать что-то на одежде или пришивать к ней, конечно, лучше. Но...
Дети наши непредсказуемы. Могут одежду скинуть и пойти дальше в чём мать родила.
Такое уже бывало, обсуждали. Поэтому и спрашивают, что делать.
Кто-то купил часы с трекером, вещь вроде полезная, если ребёнок не снимет и не забросит в кусты. Только вот незадача - всё время возникает проблема с оператором связи. И деньги, получается, выброшены на ветер.
И как тогда поступить? Как обезопасить ребёнка, если он потеряется в людном месте?
Раиса с Ниной пишут маркером телефоны на руках у своих парней, когда мы гуляем коммуникативной группой. С той стороны, куда сложно добраться, смыть или стереть.
Подумывают даже татуировки сделать с личными данными. Особенно Раиса. Сын её до восемнадцати лет убегал. Помните, я вам рассказывала, как он уехал на самокате в огромном парке, и мы его минут сорок искали. Потом ещё столько же пытались определить, где он оставил самокат.
Ну так вот, значит, обсуждали вчера в чате про надписи разные и нашивки на одежду. И кто-то поднял другой вопрос: "Когда убегает, всё более-менее понятно, что делать. А как сделать так, что бы люди перестали шарахаться от наших детей?"
И показали футболку. Беленькую такую с надписью: "Привет, меня зовут Антон, я не совсем как вы, но я вас когда-то догоню. А пока я люблю здороваться и обниматься. Иногда отбирать вещи. Так я играю. Для меня важно ваше понимание."
И всё! Меня понесло дальше. И я уже начала придумывать новые надписи: "Привет, меня зовут Денис. Я не совсем как вы....А пока я люблю есть из вашей тарелки, могу вас толкнуть или плюнуть на вас. Но это я так играю. Это я так общаюсь с миром.."
Вам приходилось слышать такие слова? Только, конечно же, не из уст ребёнка. Потому что ребёнок этот может быть совсем невербальным.
И о нём так говорит мать: "Ничего страшного. Он просто играет. Познаёт мир, общается."
Я это слышала много раз и каждый раз удивлялась.
Это из серии "Он у меня особенный, ему можно. Не обращайте внимания. Он просто "прощупывает границы."
А я не хочу, чтоб прощупывали. Мои границы. Хотя я человек очень толерантный и сама мать нездорового уже взрослого ребёнка.
Но так меня всё это выводит из равновесия. Хотелось бы не обращать внимание, но не получается.
Ну, предположим, можно, в обуви, на сидение, раз по-другому никак, начинает истерить. Ну что ж, закроем глаза на это, вытрем потом салфеткой, подложим газетку.
Войдём, так сказать, в положение, если ребенку 2, 3, 4, 5, 6 лет и он нездоров.
А если ему 12 или 14? А вдруг 18? И он продолжает "играть": обниматься, толкать и так далее.
А это уже проблема. Очень большая проблема.
Почти такая же, как с кустиками.
Не ведут домой, потому что знают, ребёнок больше не выйдет на улицу. Общественной уборной поблизости нет. Но зато есть чудесные кустики. Во дворе.
Ребёнку 5 лет. И, казалось бы, что тут такого.
Это для нормы ничего. Норма вырастет и усвоит правила общежития.
А ребёнок с особенностями может и в центре города отыскать кустики, например, лет в 15, а то и в 20. Если поведение закрепилось, и не смогли отучить.
Отучать, я вам скажу, дело сложное, поверьте моему уже нескромному опыту. Лучше не закреплять нежелательное поведение.
И руководствоваться принципом "раз особенный, значит, и спрос с него больше, воспитывать нужно с удвоенной, а то и утроенной силой."
Сейчас я знаю, придёт Елена, за ней Наталья и прочие товарищи подтянутся и будут говорить: "Ой, чья бы корова мычала..."
Ну так вот, уважаемые, я об этом ни на минуту не забывала.
Да, прогибалась порой и была слишком слабой, когда вопрос касался моего спокойствия и хотя бы пяти минут тишины.
И не важно мне было под конец дня, что там сын делает. Пусть хоть прыгает со шкафа на диван или делает аппликацию из пластилина на полу в коридоре, лишь бы не 0рал.
Да, такое случалось. Но в ключевых моментах, которые касались других людей, всё было строго. Я и сейчас подрываюсь, если сын вдруг начнёт кричать слишком громко среди ночи.
Угрожаю ему страшными карами. И оттаскиваю за руку на остановке, если он подходит к кому-нибудь слишком близко.
Объясняю, рассказываю, запрещаю. Я понимаю, что это не его вина, а его беда, что ему сложно быть в обществе. Но если он там хочет быть, ему придётся соответствовать нормам.
Вот такая история сегодня. Про особенных. Не люблю это слово. И даже не знаю, чем его заменить. Ну пусть будет так: про людей с особенностями развития.
А вы когда-нибудь слышали: "Не обращайте внимание, он так общается с миром?" Как реагировали? Я понимаю, что объяснить что-то сложно. До определённого момента, человек вряд ли услышит, даже не стоит пытаться, но не обращать внимания тоже как-то не очень получается.