Хоррор - самый порицаемый и гонимый у нас жанр. Фильмы ужасов появлялись крайне редко, поэтому никто у нас так и не научился их снимать. Ни тогда, ни, тем более, теперь.
Впрочем, накануне развала Советского Союза вышел целый ряд декадентских хорроров... Так всегда бывает - накануне массовых потрясений. Так было и в Германии, после I Мировой войны (впрочем, там-то как раз вышло несколько подлинных шедевров - см. фильмы Мурнау, Вине).
Посмотрим, что пишут пользователи IMDB о советских фильмах ужасов. А начнем с самого известного на западе фильма - "Вия" 1967 года.
Вий (1967)
Режиссеры: Георгий Кропачев, Константин Ершов
Запертый с мертвым телом, которое оказывается каким угодно, только не мертвым
Амбициозная задача состояла в том, чтобы придать миру Гоголя кинематографическую форму, и хотя философ-богослов не вышел из этой истории живым, фильм воздает ему должное. Фильм получился довольно коротким, но он и снят по короткому рассказу, и все, что есть в рассказе, включено в фильм и использовано наилучшим образом. Прежде всего, фильму удалось отдать дань уважения Гоголю, тут и юмор, и духовность, хотя и немало буйства, что соответствует дикому добродушию самого Гоголя. Он был единственным настоящим русским юмористом, о чем в фильме тщательно позаботились, выступая посредником. Примечательно, что "Бесстрашные убийцы вампиров" Романа Поланского были сняты в одно и то же время, и они определенно являются параллельными шедеврами, - оба скорее фэнтезийные, новаторские и креативные, нежели хоррорные. Есть несколько пугающих моментов, ужас постепенно вытесняет комедию, а все заканчивается вопросительным знаком, чувством какой-то неопределимой и необъяснимой тайны. Гоголю бы это понравилось, он получил бы удовольствие и от души посмеялся.
clanciai (18 марта 2022). Оценка: 10/10.
Дикая охота короля Стаха (1979)
Режиссер: Валерий Рубинчик
Совершенная готика
Я посмотрел эту картину в Нью-Дели. Просмотр мрачной русской сказки в такой красочной, оживленной обстановке усилил и без того обостренное ощущение сверхъестественности, которое передает "Стах" (английское название: "Дикая охота короля Стаха"). Удивительная и авантюрная необычность фильмов поздней советской эпохи, которые так мало видели на Западе, здесь очевидна, но с добавлением подлинной готики, чем-то сродни "Носферату" Херцога, но с дальнейшим погружением в неизведанные уголки и тени. Однако, вместо дискомфорта этот фильм приносит определенный уют, больше похожий на Эдгара По, чем на ужас в духе Стивена Кинга. В художественном оформлении есть своего рода извращенность, которая прекрасно передает особое настроение этой малоизвестной картины. Я посмотрел ее 20 лет назад, и в памяти осталось настроение произведения, а не образы или саундтрек. Естественно, я хотел бы, чтобы это было доступно. По крайней мере, на DVD.
Gooper (16 ноября 2004). Оценка: 9/10.
День гнева (1985)
Режиссер: Суламбек Мамилов
Как создать человека?
Известному репортеру предстоит написать статью об отарках - существах, появившихся в результате научного эксперимента, целью которого было проверить, каким будет существо с искусственно усиленными мыслительными способностями. Изначально они были выведены от медведей. Но эксперимент пошел не так: отарки могли разгадывать логарифмы и теорию Эйнштейна, но они были бесчеловечны, у них не было жалости, сострадания, дружелюбия. В конечном итоге репортер становится свидетелем разорения, обрушившегося на местных фермеров, отарков, охотящихся на девушку, и слышит множество леденящих кровь историй. Отарки убивают лесника и в конце концов осаждают репортера в заброшенном здании лаборатории, где давным-давно начался эксперимент. Фильм об ответственности ученых и, возможно, о природе человека. Положительно, что разум и мыслительные способности не делают существо "человеком". Фильм почти забыт, но это не справедливо. Его стоит посмотреть.
hmsgroop (17 января 2001). Оценка: 9/10.
Псы (1989)
Режиссер: Дмитрий Светозаров
Я не досмотрел
Я не ставлю оценку этому фильму, поскольку выключил его на половине по причинам, которые объясню позже.
"Пси" - постапокалиптический фильм российского производства. По сюжету, скромному бюрократу было поручено собрать команду для уничтожения волков, которые нападали (и поедали) людей в не совсем заброшенной деревне в нескольких километрах от города. Когда-то деревня находилась на берегу моря, но от нее остался только песок, что привело к интересному изображению маяка посреди пустыни. После прибытия главные герои обнаруживают, что нападения совершали не волки, а стая диких, голодных собак. Поскольку с ними заключался контракт только на изготовление волчьих шкур, некоторые из мужчин хотели вернуться, ну, не совсем к цивилизации, но к унылому существованию, к которому они привыкли. Однако мужчины оказались в затруднительном положении после того, как их автобус был угнан, и им пришлось пробиваться с боем. По сути, "Psy" являются своего рода футуристической версией американского фильма ужасов 80-х "Стая", в котором снялся Джо Дон Бейкер.
Я отказался от просмотра после первой большой экшн-сцены. Собаки нападали на съемочную группу, и людям приходилось расстреливать собак. Мне стало ясно, что собак на самом деле расстреливали не актеры, поскольку актеры появлялись только во вставных кадрах. Я понимаю, что спецэффекты могут быть убедительными, но то, как эти собаки звучали и двигались во время съемок (некоторые умирали не мгновенно), наводило на мысль о снаффе. Надеюсь, я ошибаюсь, но сомневаюсь в этом.
Я человек с Запада, выросший в сельской местности Среднего Запада. Я видел, как убивали животных ради еды или чтобы избавить их от страданий. Однако, когда я рос, у меня также были собаки в качестве домашних животных. Я просто не мог переварить сцены, в которых снимали собак, независимо от того, были ли они домашними животными или бездомными.
Правда, я не вздрогнул от сцен расстрела быка в фильме Ричарда Брукса "Последняя охота" (фильм, который мне понравился). Я досмотрел самурайский фильм "Тень сегуна", где горит лошадь, хотя эта сцена мне не понравилась. Тем не менее, я больше не мог смотреть "Псов". Я не ставлю фильму оценку и не собираюсь его досматривать, но, думаю, что потенциальных зрителей следует предупредить, поэтому я и пишу этот обзор.
jrd_73 (22 июня 2022)
Семья вурдалаков (1990)
Режиссер: Геннадий Климов
Стоит посмотреть только ради визуала
Советский хоррор. Множество крупных планов обеспокоенных лиц, и герой, который выглядит так, словно вышел из ситкома начала 80-х. Поразительные образы, прекрасные пейзажи, тусклые цвета и подозрительные крестьяне с тупыми лицами. Снег и ветер, часто тихие, со скрипами и тенями, и еще чем-то многозначительным. Тот фильм, где ты позволяешь образам захлестнуть тебя. Отличный финал!
ewolfw (5 апреля 2021). Оценка: 6/10.
Папа, умер Дед Мороз (1991)
Режиссер: Евгений Юфит
Мрачная поэзия
Я смотрел этот фильм более десяти лет назад, и просто хочу отметить, что никто так и не прокомментировал эту небольшую, но замечательную кинокартину. Ситуация требует исправления. Это странный фильм. Его стилистическая основа - тип восточноевропейской визуальной поэзии, обычно ассоциируемой с Тарковским, Сокуровым и Параджановым: длинные кадры, необычное повествование, в котором поэтическая напряженность преобладает над сюжетом и психологией, общее соответствие метафизическим условиям человеческого существования. Тем не менее, мировоззрение Юфита намного мрачнее, чем у вышеперечисленных. Центральный персонаж этой разрозненной истории отправляется в сельскую местность навестить родственников, - в основном грязных, вялых персонажей, которые почти никогда не разговаривают. Группа людей в черных костюмах бродит по окрестностям, вовлекая людей в странные ритуалы. В отдельной сюжетной линии слепой старик и больной на вид мальчик строят смертельные ловушки в бункере-лабиринте. Очень мало диалогов, слабое ощущение непрерывности действия и намеренное отсутствие объяснений. Тем не менее, атмосфера фильма напряженная - иначе он не оставался бы со мной так долго: как будто все надежды на искупление или вознесение на более высокий духовный уровень, которыми наполнены фильмы Тарковского, перестали существовать и оставили черную дыру, ледяную пустоту: чувство духовной обделенности ошеломляет. Смотреть трудно, но рекомендуется для той крошечной аудитории, для которой это было сделано.
sprengerguido (20 декабря 2005)
Читайте также на моем канале: