Найти в Дзене
Владимир Гордеев

Зарубежные зрители о советских фильмах про войну

Оглавление

Небольшая подборка отзывов обычных иностранных кинозрителей на советские фильмы про Великую отечественную войну.

Летят журавли (1957)

Режиссер: Михаил Калатозов

Кадр из фильма "Летят журавли" (1957)
Кадр из фильма "Летят журавли" (1957)

То, о чем мечтали поклонники классического кино. Будете поражены новаторской постановкой и содержанием!

Я посмотрел фильм режиссера Калатозова "Я - Куба" до этого фильма. Мне понравилась операторская работа в "Я - Куба", но мне показалось, что история рассказывается слишком жестко, слишком много пропаганды, слишком много рекламы. Персонажи недостаточно реальны, не до конца проработаны. Мне казалось, что я наблюдаю за типажами вместо реальных людей. В фильме "Летят журавли", который Калатозов снял до "Я - Куба", я не столкнулся с подобной проблемой. Сама история очень увлекательна, я испытал целую гамму эмоций. Главная героиня, в частности, настолько реальна, что, думаю, она будет преследовать меня в снах. Ее играет Татьяна Самойлова, которая заслуживает особого признания. Она ослепительна. Ее милое обаяние напомнило мне Одри Хепберн, но актерская игра Самойловой, кажется, имеет более широкий диапазон. Ее игра более реалистична и кажется опережающей свое время. Она со своим диким отчаянием стоит в одном ряду с лучшими актрисами, такими как Натали Вуд, Изабель Аджани, Жюльет Бинош.

Я должен также упомянуть, что операторская работа настолько четкая, что, кажется, на четыре десятилетия опережает свое время. Что касается композиции и движения камеры, я бы сказал, что в фильме сочетаются несколько стилей, включая немецкий экспрессионизм 20-х и 30-х годов и бурные мелодрамы в стиле "нуар" 40-х, такие как "Из прошлого" (1947).

В этом романтичном, драматическом фильме долго и тщательно исследуются последствия войны, и - да, в нем действительно есть послание, которое, безусловно, доходит до твоего сознания, но, думаю, фильм больше придерживается общечеловеческих тем, нежели скатывается в пропаганду.

Подводя итог, я не думаю, что когда-либо видел лучшую актерскую игру, лучшую операторскую работу, лучший монтаж или лучшую режиссуру - ни в одном фильме, снятом до этого. Некоторые сцены были сделаны с таким планированием и точностью, что мне приходилось нажимать "паузу", чтобы перевести дыхание. Любители истории кино, наслаждайтесь!

Felonious-Punk (7 сентября 2010 года)

Горячий снег (1972)

Режиссер: Гавриил Егиазаров

Кадр из фильма "Горячий снег" (1972)
Кадр из фильма "Горячий снег" (1972)

Кровопролитие на реке Мышкова

В ноябре 1942 года, недалеко от Волги, Сталинград осаждали 330 000 человек под командованием Фридриха Паулюса. Российское верховное командование начинает операцию по защите реки Мышкова, чтобы около четырехсот танков не присоединились к армии Паулюса. Советские артиллеристы ценой своей жизни защищают позиции в кровопролитном сражении, в котором мало кто выживет.

"Горячий снег", он же "Горящий снег", - это советский военный фильм, основанный на одном из самых кровопролитных сражений в истории. Сценарий неровный, с хорошими батальными сценами, но немного запутанный в отношении мотивации персонажей, особенно руководителей операции. Роман лейтенанта Николая Кузнецова с медсестрой Таней немного глуп и является лишь отвлекающим маневром.

Моя оценка - семь.
Фильм вышел у нас в Бразилии под названием "Neve Ardente" ("Пылкий снег").

claudio_carvalho (5 июня 2010 года). Оценка: 7/10.

Освобождение: Огненная дуга (1968)

Режиссер: Юрий Озеров

Кадр из фильма "Освобождение: Огненная дуга (1968)"
Кадр из фильма "Освобождение: Огненная дуга (1968)"

Один из лучших фильмов о ВОЙНЕ, которые я когда-либо видел, он занимает первое место в моем списке после "Спасения рядового Райана", "Железного креста", "Говорящих с ветром", "Иди и смотри"... Речь идет о Курской дуге, крупнейшем танковом сражении Второй мировой войны. Когда я посмотрел этот фильм в маленьком западногерманском кинотеатре (Билефельд, 1970), то был впечатлен, как тщательно проработаны исторические детали в этом потрясающем, притом абсолютно неизвестном на западе фильме.

Фильм - цветной, с отличными спецэффектами. Военная техника, танки, самолеты и вооружение пехоты исторически достоверны. Игра актеров хороша, в фильме - ни одной скучной минуты. После краткого, но исчерпывающего вступления, вы сразу же погружаетесь в действие.

videoflk (19 октября 2002 года). Оценка: 10/10.

А зори здесь тихие (1972)

Режиссер: Станислав Ростоцкий

Кадр из фильма "А зори здесь тихие" (1972)
Кадр из фильма "А зори здесь тихие" (1972)

Когда я работала над проектом о советских женщинах во время Второй мировой войны, этот фильм предложила мне одна из моих профессоров, она - русская. Я была уверена, что меня ждет какая-то замысловатая романтическая история, но оказалось, что фильм очень реалистичный и полностью соотносится с моими собственными исследованиями.

Этот фильм явно подчеркивает те общие переживания и эмоции, которые испытывали советские женщины-солдаты в то время. Мне также понравилось, что есть множество культурных отсылок, например, к фильму "Цирк". Этот фильм - большая дань уважения всем солдатам, которые погибли во Второй мировой войне, особенно женщинам, которых я никогда не забуду. Я настоятельно рекомендую этот фильм всем, кто хоть сколько-нибудь интересуется советской историей или историей Второй мировой войны.

aliandvin (29 июня 2005 года). Оценка: 9/10.

Восхождение (1976)

Режиссер: Лариса Шепитько

Кадр из фильма "Восхождение" (1976)
Кадр из фильма "Восхождение" (1976)

Лариса Шепитько - имя, с которым знакомы очень немногие. Ее яркая режиссерская карьера длилась всего одно десятилетие и внезапно закончилась трагической автомобильной аварией. Несмотря на короткую карьеру ей, однако, удалось создать несколько лучших фильмов своего времени. "Восхождение" оставалось в безвестности на протяжении последующих лет, будучи доступной только в редких и некачественных копиях на видео. Теперь все изменилось благодаря ребятам из Criterion. Они выпустили две лучшие работы Шепитько в своем отделе Eclipse - "Крылья" и ее предпоследний шедевр "Восхождение".

Действие происходит в самые мрачные дни Второй мировой войны в заснеженных полях России. Двое партизан пробираются по земле, захваченной врагами, в поисках еды. Изначально они должны были отправиться на близлежащую ферму, но, прибыв туда, они обнаруживают, что все уничтожено немцами. Не желая возвращаться с пустыми руками, они продолжают углубляться во вражескую территорию. По пути им приходится сталкиваться не только с вражескими солдатами, но и с суровыми условиями русских равнин, потенциальным предательством и собственными душами.

Фильм не ограничивается упрощенными сюжетными приемами или направлениями. Он обращается к сложным вопросам с болезненной рациональностью. Он не выбирает легкий путь и не дает нам утешительных ответов. Вторая половина фильма полностью наполнена моральными дилеммами. Шепитько показывает нам внутренние ужасы войны через внутренний конфликт между соотечественниками - теми, кто сотрудничал, и теми, кто сопротивлялся. Хотя она и показывает коллаборационистов как явных подонков, она, тем не менее, также показывает, почему многие обратились к такой тактике - выживанию.

Фильм содержит ряд религиозных отсылок, особенно к преддверию распятия. Это духовное путешествие в сердца, души и умы двух партизан и тех, с кем они сталкиваются. Шепитько и ее оператор запечатлевают путешествие в красивой черно-белой съемке. Оператор делает длинные кадры, похожие на операторскую работу другого величайшего российского режиссера, Андрея Тарковского. На Шепитько, как и на многих других, явно повлиял стиль Тарковского, и "Восхождение" заимствует некоторые ритмические нотки из "Иванова детства". Это потрясающий фильм, который фантастически передает холодную и жуткую атмосферу оккупированной России.

Муж Шепитько отдаст дань уважения ее великому фильму десять лет спустя. Элем Климов создал свой собственный военный шедевр, сняв один из величайших фильмов, которые я когда-либо видел - "Иди и смотри". На сюжет и темы этого фильма явно повлияло "Восхождение". Хотя этот фильм также довольно малоизвестен, ему уделили гораздо больше внимания, чем любому из фильмов Шепитько.

"Восхождение" - поистине великолепный фильм, и его по праву следует считать одним из лучших фильмов 70-х. Его потрясающие образы вдохновляют, его настроение пугающе аутентично, и его уроки незабываемы. Это, в любом понимании этого слова, ни что иное, как шедевр. Как жаль, что карьера Шепитько оборвалась как раз в тот момент, когда она достигла своего пика.

MacAindrais (17 сентября 2008 года)

Иди и смотри (1985)

Режиссер: Элем Климов

Кадр из фильма "Иди и смотри" (1985)
Кадр из фильма "Иди и смотри" (1985)

"Иди и смотри" Элема Климова - самый известный за рубежом советский фильм о Великой отечественной войне (во всяком случае, на IMDB).

Я выбрал один из характерных отзывов (таких отзывов там уже сотни):

Невероятно

Самый реалистичный фильм о войне, который я когда-либо видел, и, наверное, лучший фильм, который я когда-либо видел. У меня открылись глаза, когда я увидал его. Этот фильм заставил меня осознать, почему я скучал в 99% случаев при просмотре кино. Очень немногие фильмы воздействуют на тебя так, как этот.

Никаких примечательных спецэффектов, никакого большого бюджета, никаких особых декораций, никаких героев и никакого спасения. Я уверен, что режиссер достоверно передал "ощущение войны" - в отличие от "изображений войны", которые сделали Спилберг и Коппола. Этот режиссер пережил Вторую мировую войну, ужасающую осаду Сталинграда, а также провел много месяцев, исследуя массовые убийства в Беларуси, одно из которых он показывает в этом фильме (это из дополнительных материалов к DVD, его стоит посмотреть).

Режиссура, операторская работа, саундтрек и ПОТРЯСАЮЩАЯ игра непрофессионального актера в главной роли, по моему скромному мнению, безупречны.

Я нахожу этот фильм депрессивным и эмоционально истощающим, но не могу удержаться, чтобы не посмотреть его снова.

sellery (14 мая 2006 года). Оценка: 10/10.

Читайте также на моем канале:

Военные фильмы | Владимир Гордеев | Дзен