Найти в Дзене

За один день встретил сразу 7 редчайших ЗИЛов

Друзья, всем привет! В минувшие выходные я побывал в Москве сразу на двух мероприятиях, посвященных ретро-транспорту. Одно из них – парад ретро-техники (трамваев и автомобилей) на Чистопрудном бульваре, состоявшийся 13 июля, а другое – фестиваль "Ретрорейс", прошедший 14 июля на Воробьевых горах перед зданием Московского государственного университета. Об этих замечательных событиях я расскажу как-нибудь в другой раз, сейчас речь пойдет о другом.

Помимо ретро-фестивалей я успел посетить ряд "злачных" мест российской столицы, где мне довелось увидеть редчайшие модели ЗИЛов, которые даже в годы их производства, прямо скажем, о-о-очень редко встречались в жизни. Окраины, промзоны и спальные районы – это наше всё, там обитает всё самое интересное. Только в таких местах еще попадаются совершенно немыслимые раритеты – не музейные, не коллекционные, а настоящие "рабочие лошадки" которые еще совсем недавно бороздили просторы российских дорог, а возможно, бороздят по сей день. Теперь даже наиболее массовые когда-то ЗИЛ-433360 (433362), представляющие собой постсоветский вариант ЗИЛ-130 с новой кабиной от ЗИЛ-4331, а также "Бычки" ЗИЛ-5301 практически исчезли из эксплуатации. Да и сам московский автогигант уже не существует добрый десяток лет, а основная масса того, что им было выпущено, давно уже отправилась в чермет.

Итак, точка номер один. По базе данных этот грузовик значится как ЗИЛ-133Г42 2000 года выпуска. Правда, у него есть некоторые особенности. Первым делом – он полноприводный. Это явно не заводская версия, да и кузов ему прилепили неродной, вроде как от МАЗа. Одна из наиболее интересных деталей – необычного вида облицовка радиатора. Такие серийно ставили на 8-тонники ЗИЛ-433180, оснащавшиеся дизельным двигателем Д-260 Минского моторного завода. Кстати, в 2000 году была выпущена 3-осная опытная машина с этим мотором, называлась ЗИЛ-630980. Может что-то этому экземпляру досталось от того самого опытного ЗИЛа?

Надо отметить, что 3-осные автомобили семейства ЗИЛ-133 никогда не были массовыми. Даже во времена СССР на 100 выпущенных грузовиков ЗИЛ-130 (ЗИЛ-4314) приходилось лишь 10 ЗИЛ-133. А к 1991 году 133-х стали выпускать еще меньше, соотношение упало до 100:3. В 1992 году, с началом производства модернизированной версии ЗИЛ-133Г4, получившей кабину от ЗИЛ-4331 и двигатель ЗИЛ-645, объемы выпуска год за годом стремительно снижались – от почти 3000 ед. в 1992 году до нескольких сотен в год с середины 90-х. Согласно статистике Завода им. Лихачева, последние 23 машины 133-го семейства были изготовлены в 2002 году. Неудивительно, что постсоветская версия ЗИЛ-133 встречалась в эксплуатации очень редко.

В точке номер два меня ожидала еще более интересная модель, причем сразу в количестве двух штук. Это самосвалы ЗИЛ-ММЗ-4520, оба 2001 года выпуска. Прямо совсем редкость редкостная. Я видел такой экземпляр в эксплуатации всего один раз, на рубеже 1990-2000-х годов. Выпускались эти самосвалы Мытищинским машиностроительным заводом – давним партнером Завода им. Лихачева. В советский и в постсоветский период это предприятие было фактически единственным производителем самосвалов на шасси ЗИЛ. Правда, обычными были самосвалы на 2-осных шасси, а вот 3-осные на шасси ЗИЛ-133Д42 производились совсем недолго – с 1997 по 2002 год, в небольших количествах. Мытищинский 3-осный самосвал оснащался кузовом такой же геометрии, как у младшего 2-осного собрата, только увеличенного объема. Его грузоподъемность составляла 10 т.

Добавлю, что самосвалу этой модели предшествовал самосвал ЗИЛ-4514 с типичным камазовским кузовом производства Нефтекамского автозавода. Эта модель выпускалась с 1993 по 1997 год. Такие машины я встречал на дорогах куда чаще, чем мытищинские.

-2

Точка номер три порадовала полноприводым ЗИЛ-4334. Этот автомобиль пришел на смену легендарному советскому внедорожнику ЗИЛ-131. Также, как и ряд других ЗИЛов нового поколения эта машина получила кабину от ЗИЛ-4331 и дизельный двигатель ЗИЛ-645. В серийное производство ЗИЛ-4334 запустили в 1995 году. Его ежегодный выпуск редко когда превышал несколько десятков единиц в год. Лишь в 1997, 2005 и 2012 годах было собрано, соответственно, 109, 158 и 118 экземпляров. А, например, в 2010-2011 годах не было изготовлено ни одной штуки. В общем, на удачу попался очередной ископаемый ЗИЛ, да еще и с кабиной со спальником (единственный раз я видел 4334 со спальником на выставке). Правда, почему этот экземпляр по базе значится как ЗИЛ-131 1982 года выпуска. Не считая этой машины, мне довелось видеть в эксплуатации ЗИЛ-4334 все два раза за последние почти 30 лет.

Еще один краснокнижный представитель Завода им. Лихачева – полноприводный ЗИЛ-432720 с колесной формулой 4х4 (в данном случае это машина комбинированная уборочная КМСД-1). Таких ЗИЛов с 1998 по 2012 год было построено всего 203 штуки. Еще два опытных автомобиля собрали в 2014 году, в рамках вновь созданного ООО "ЗИЛ", в то время когда завод уже активно сносили. Эксплуатируемые грузовики этой модели я встречал в былые времена исключительно в Москве, количество попавшихся экземпляров можно пересчитать на пальцах одной руки. В массе своей это были коммунальные машины (как и данный экземпляр). Последний рабочий ЗИЛ-4327 я видел в 2017 году. На данной машине даже сохранился фирменный логотип НПО "Дормаш", изготовлявшего коммунальные машины на шасси ЗИЛ-4327.

Интересна история создания ЗИЛ-4327. Изначально это была версия грузовика ЗИЛ-433360 с колесной формулой 4х4, колесной базой 3800 мм, бензиновым двигателем ЗИЛ-508.10, односкатными колесами и другими агрегатами от ЗИЛ-131. Его грузоподъемность составляла 4 т. Однако в серию пошел вариант с полукапотной кабиной и оперением от "Бычка" и дизелем ММЗ Д-245. Грузоподъемность машины равнялась 3/3,4 т в зависимости от наличия/отсутствия централизованной системы подкачки шин.

Этот пожарный ЗИЛ – не простой пожарный ЗИЛ. Он был создан в единственном экземпляре в рамках совместного предприятия АМО ЗИЛ с Rosenbauer, известной австрийской фирмой – производителем пожарных машин. Специальное пожарное шасси было построено в УКЭР АМО ЗИЛ, а пожарная надстройка установлена в Австрии. Автомобиль укомплектовали дизельным двигателем ММЗ Д-260 мощностью 230 л.с. и КПП ЯМЗ-336-01. Пожарная автоцистерна АЦ-2,0/20/2 (ЗИЛ-433184) могла доставлять к месту пожара 2000 л воды и 200 л пенообразователя, оснащалась двухступенчатым пожарным насосом.

Ну и вишенка на торте – автобус "Годзилла", он же ГолАЗ-4242, представляющий собой симбиоз кузова ГолАЗ и шасси ЗИЛа. Этот автобус появился "благодаря" экономическому кризису, разразившемуся в августе 1998 года, когда курс доллара за один день подскочил в несколько раз. Голицынский автобусный завод, выпускавший в ту пору автобусы на агрегатах Mercedes-Benz, приостановил их производство. На замену срочно требовалась бюджетная модель, которая должна была спасти завод от краха. По мнению руководства предприятия, такой палочкой-выручалочкой должен был стать ГолАЗ-4242 капотной компоновки. В качестве базы для него использовалось адаптированное под автобус длиннобазное шасси ЗИЛ-534332, оснащенное двигателем ЯМЗ-236. Кузов был максимально унифицирован с ранее выпускавшейся на ГолАЗе моделью АКА-5225. Полная вместимость 9,5-метрового автобуса составляла в зависимости от компоновки от 64 до 90 человек, при количестве мест для сидения от 24 до 34. Первую опытную машину построили в 1999 году. Планы были грандиозные – выпускать по 10 автобусов в месяц. Однако намеченному не суждено было сбыться. В 2000 году было собрано лишь 15 машин, в 2001-м – 57, а в 2002-м – последние 3 штуки. По официальной версии, производство прекратили из-за резко поднявшейся стоимости шасси ЗИЛ.

В 2004 году я встречал эти автобусы в Костроме, куда их поступило значительное количество. Один автобус со смоленскими номерами мне попался в 2009 году в Москве. Ну а знакомство с "Годзиллой" у меня состоялось в 2001 году в Нижнем Новгороде, в рамках автобусного пробега группы "Русавтопром" (ныне – Группа ГАЗ).

И еще о раритетных ЗИЛ/ЗИС - древних и относительно современных, которые мне довелось увидеть более года назад назад, читайте по ссылке ниже:

Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!

Авто
5,66 млн интересуются