Вот уже 10 лет, как не стало Завода имени Лихачева – легенды отечественного автопрома. В конце 2012 года остановилось сердце ЗИЛа – главный сборочный конвейер.
Для справки. За последний год полноценного производства было изготовлено 1022 грузовика. Кроме того, в 2013 году чуть менее сотни машин было собрано стапельным методом. А в 2014-2016 годах изготовлено порядка 70 автомобилей в рамках вновь образованного ООО "ЗИЛ" (также стапельным методом).
В годы своего расцвета предприятие ежегодно выпускало порядка 200 тыс. машин. Теперь огромную территорию московского автогиганта занимает жилой комплекс. С того момента, как начали сносить ЗИЛ, я периодически бываю в его окрестностях и наблюдаю, как исчезают последние сохранившиеся заводские постройки. К счастью, не разрушен старинный особняк 1916 года постройки, в котором прежде находилось заводоуправление, а потом – Музей истории ЗИЛ. Теперь в нем поселился Музей хоккейной славы. Очень странное место. Вообще не в тему. Не перестаю удивляться, что на исторической территории столичного автогиганта мэрия Москвы, не сохранила Музей ЗИЛа, как напоминание потомкам о нашей славной истории.
Надо отметить, что в экспозиции Музея истории ЗИЛ не было натурных автомобильных экспонатов, только их уменьшенные копии.
При этом у предприятия имелась уникальная коллекция грузовых и легковых автомобилей, автобусов, а также спецтехники. Основная масса машин хранилась в Управлении конструкторских и экспериментальных работ (УКЭР), часть техники находилась в других подразделениях.
Ниже приведен заводской список из 25 ЗИЛовских раритетов, датированный 2014 годом.
Кстати, некоторые ретро-автомобили мне довелось увидеть в 1990-2000-е годы, когда я приезжал на завод по работе, а также на выставках.
Истребление столичного автогиганта происходило масштабно и стремительно. В результате чего уникальное собрание техники под шумок ушло в частные руки. Ценнейшая коллекция, представляющая историческое наследие СССР – России, государству оказалась не нужна. Впоследствии некоторое количество машин было выставлено в частном музее ЗИЛ в Сокольниках. Ряд автомобилей оказался в частном музее в подмосковной Черноголовке. Часть техники отправилась еще в одно частное собрание – в Музей УГМК в Верхней Пышме, что в Свердловской области.
В итоге, некоторые машины из музеев в Черноголовке и Сокольниках теперь нашли пристанище в Санкт-Петербурге, в 1-м автобусном парке СПб ГУП "Пассажиравтотранс". Здесь формируется экспозиция будущего Музея истории транспорта Ленинграда – Санкт-Петербурга. Пока экспозиция закрыта для посещения. Надеюсь, что в обозримом будущем она станет доступной для всех желающих. В этом замечательном месте мне довелось побывать в августе 2023 года (ссылку на обзор экспозиции автобусов и грузовиков советской эпохи см. в конце статьи).
Итак, что из заводской коллекции ЗИЛа перекочевало в Питер (не забывайте листать фотогалереи).
Этот экземпляр ЗИС-5В находился на постаменте на территории Завода имени Лихачева в качестве памятника в составе стелы, посвященной этапам славного пути ЗИЛа. Длительное нахождение под открытым небом не пошло на пользу раритетному автомобилю, деревянные элементы кабины и кузова сейчас не в лучшем состоянии.
Упрощенную военную модификацию ЗИС-5В Завод имени Сталина выпускал с 1942 по 1946 год. Кроме того, производство этого грузовика в 1942-1944 годах осуществлялось на Ульяновском автозаводе (в ту пору – Ульяновский завод им. Сталина) и в 1944-1955 годах – на УралЗИСе.
ЗИС-150 – представитель первого послевоенного поколения грузовиков столичного автозавода. Всего с 1947 по 1957 год было произведено 771.615 экземпляров ЗИС-150. Данный экземпляр выпущен в 1957 году. В заводскую коллекцию этот грузовик попал в виде шасси с армейских складов, после того как с него было снято спецоборудование. На него временно установили кузов от ЗИЛ-130, который по наружным габаритам привели к габаритам кузова ЗИС-150. В итоге, временный кузов стал постоянным.
ЗИЛ-164А 1962 года выпуска – модернизированный вариант ЗИС-150. Если быть совсем точным, то версия с литерой "А" является дальнейшим развитием ЗИЛ-164, который сменил на конвейере ЗИС-150. Внешне ЗИЛ-164 отличался от своего предшественника прежде всего облицовкой радиатора и штампованным бампером. Но основное отличие было по агрегатам: модернизированный двигатель, новый задний мост, измененная карданная передача, отопитель кабины. На ЗИЛ-164А устанавливался ряд узлов, разработанных для ЗИЛ-130 – сцепление, коробка передач, задний мост и т.д. С 1957 по 1964 год было собрано 385.691 автомобилей семейства ЗИЛ-164.
Полноприводный ЗИЛ-157КД 1979 года выпуска представляет собой последний вариант модернизации ЗИЛ-157. Этот грузовик, в просторечии – колун (кстати, все знают значение этого слова?), выпускали взамен вездехода предыдущего поколения ЗИС-151 (кстати, 151-й тоже имелся в коллекции ЗИЛа, но увы, в 90-е годы был утрачен). С 1958 по 1982 год ЗИЛ-157 собирали на головном заводе в Москве. С 1977 по 1991 год его также изготовлял филиал ЗИЛа – Уральский автомоторный завод. Всего было произведено 797.934 ед. в Москве и 160.100 – в Свердловске-44 (Новоуральске).
Данный экземпляр попал в коллекцию ЗИЛа с армейских складов в виде шасси. На заводе ему поставили платформу от ЗИЛ-131, приведенную в габариты 157-го.
Воспоминание из детства. Как-то на рубеже 70-80-х годов мне довелось переходить по мосту, который проходил над железнодорожной веткой, идущей от ЗИЛа. Каково было мое удивление, когда я увидел целый состав ЗИЛ-157. Я-то тогда по наивности думал, что раз выпускают ЗИЛ-131, то 157-й уже не делают. Оказалось – еще как делают.
ЗИЛ-130 (точнее, это поздняя версия с обозначением ЗИЛ-431410). 130-й стал самым массовым грузовиком ЗИЛа: с 1964 по 1995 было выпущено 3.388.312 машин. Экземпляр из заводской коллекции интересен тем, что изготовлен в 2006 году к 90-летнему юбилею ЗИЛа. Вот как комментирует эту историю бывший сотрудник ЗИЛа Владимир Харинов: "Первоначально с УАМЗа был получен автомобиль для показа на выставке к 90-летию завода, т.к. стотридцатки в хорошем состоянии на заводе не было. На машине заменили оперение со 131 на 130 и выставили на выставке в 2006 году. А затем на базе сохранившегося шасси ЗИЛ-130 и из цеховых запчастей по заводским чертежам в результате кропотливой работы был восстановлен автомобиль, практически полностью соответствующий ЗИЛ-130 последних годов выпуска. От УАМЗа была использована кабина, просто уже не было времени на восстановление старой, хотя была использована только скорлупа, вся начинка ЗИЛовская и номерной агрегат - двигатель, тоже с доработками по заводским чертежам".
ЗИЛ-131 – представитель последнего поколения ЗИЛовских вездеходов советской эпохи. С 1987 года в серию пошел модернизированный вариант ЗИЛ-131Н. В Москве 131-е делали с 1967 по 1990 год, всего изготовлено 998.429 ед. С 1987 по 2007 год ЗИЛ-131Н производил УАМЗ. Данная машина 1994 года выпуска.
ЗИЛ-433420 – полноприводный грузовик, который должен был сменить на конвейере ЗИЛ-131Н. Увы, наладить массовое производство этой машины так и не удалось. В серию ее запустили в 1995 году и до последних дней работы ЗИЛа удалось собрать менее 1000 штук этой модели. Данный экземпляр 2000 года выпуска интересен тем, что участвовал в кругосветном путешествии в 2000-2001 году в составе трех грузовиков ЗИЛ-433420. Машины успешно преодолели участок Мыс Шмидта – Уэлен, который прежде никто не проходил на автомобилях.
Возможно, кто-то скажет: что в этом "Бычке" уникального? На самом деле это очень интересный экземпляр – ЗИЛ-5301ВЕ "Тапир". В середине 2000-х ЗИЛовские конструкторы решили сделать рестайлинг серийно выпускаемым грузовикам, в том числе и трехтонке, сделав из стеклопластика оперение, а также более высокую крышу. Несколько лет машины с обновленным дизайном возили по выставкам, но в массовое производство они не пошли.
Эта машина тоже имеет марку ЗИЛ, хотя она и не известна подавляющему большинству граждан. Плавающий снегоболотоход с двухроторным винтовым движителем ЗИЛ-29061 поисково-спасательного комплекса "Синяя птица" предназначался для эвакуации экипажа и буксировки спускаемого космического аппарата из недоступных для колесной техники мест (глубокого снега, болот и т.п.). Был выпущен в количестве четырех штук в период с 1981 по 1983 год. Привод машины осуществлялся от двух двигателей ВАЗ-2103. На снегу максимальная скорость достигала 25 км/ч, на болоте – 12 км/ч.
Этот автомобиль странного вида тоже изготовлен на ЗИЛе. В начале 2000-х годов предприятие по заданию Министерства обороны взялось за разработку полноприводной военной машины с возможностью бронирования. Секретная разработка получила название "Проект Каратель". ЗИЛовские конструкторы разработали несколько вариантов машины. Данный макетный образец был построен в 2009 году. Он имеет рамную конструкцию, оба ведущих моста, рессорную подвеску и кузов из... фанеры. Конечно, это было сделано только для макетного образца, который так и не вышел из стадии макета.
Легковые автомобили ЗИЛ в экспозиции также присутствуют.
Бронированный лимузин ЗИЛ-41052. По документам 2015 года выпуска. Легковое производство на ЗИЛе осуществлялось в Механосборочном цехе № 6. На момент постройки этого автомобиля ЗИЛ фактически не работал, во всю шел снос цехов. МСЦ-6 на тот момент принадлежал уже не ЗИЛу, а другому собственнику.
Седан ЗИЛ-41041 представляет собой укороченную версию классического лимузина ЗИЛ-41047. Также 2015 года выпуска.
ЗИЛ-410441 для приема парадов. Автомобиль был изготовлен в 2009 году на замену эксплуатировавшимся уж много лет аналогичным парадным ЗИЛам 1981 года постройки. Увы, заказчик ЗИЛовскую машину не принял, предпочтение было отдано некой фирме "Атлант-Дельта", установившей бэушные, хотя и отремонтированные, кузова правительственных ЗИЛов на шасси американских пикапов GMC Sierra 2500. Эти машины до недавних пор использовались на парадах на Красной площади, теперь их отдали донашивать в Питер.
ЗИЛ-4102 – представитель последнего поколения правительственных автомобилей производства Завода им. Лихачева. В 1988 году было изготовлено два опытных образца ЗИЛ-4102. Одному из них повезло дожить до наших дней. По легенде новая разработка не понравилась Горбачеву. На доводку автомобиля не нашлось средств и проект был свернут. Новинка, в отличие от других легковых автомобилей ЗИЛ, не имела ходовой рамы. Панели крыши и пола, крышку багажника, капот и бамперы сделали из стеклопластика. Машина оснащена V-образным 8-цилиндровым бензиновым двигателем ЗИЛ-4104 рабочим объемом 7,68 л мощностью 315 л.с. и автоматической коробкой передач. Собственно, это не классический лимузин, а седан, который всего на полметра длиннее "Волги".
Спасибо за внимание! Буду благодарен за ПОДПИСКУ на канал, за ЛАЙК и за то что ДЕЛИТЕСЬ материалом с друзьями!