Привет, дорогой друг, меня зовут Егор и сегодня мы поговорим о проблемах, с которыми может столкнуться автолюбитель на мокрой дороге.
Думаю тебе знакома подобная ситуация: ты едешь под любимую музыку на своей машине. Казалось бы все прекрасно, но в скором времени над твоим авто начинают нависать тучи, которые вот-вот готовы пролиться на дорогу различными осадками. Не важно дождь, снег или град будет преследовать тебя на дороге, ты и твоя машина должны быть готовы к этим невзгодам.
Буду с тобой честен, дорой друг, за весь мой водительский стаж (пусть и не самый продолжительный) случались самые разные ситуации на дороге. Некоторые были успешно пройдены мной, хоть и не без труда, а некоторые закончились тем или иным нежелательным исходом. Но я хочу чтобы ты знал, любая ситуация - это опыт, который мы пережили и научились чему-то, что позволит не повторяться в будущем подобному.
Сейчас мы обсудим несколько моментов, которые я бы хотел знать с первого дня за рулем. Возможно их понимание предотвратило бы возникновение внештатных ситуаций на дороге.
Начнем с понимания основной проблемы. Аквапланирование — опасный эффект, возникающий при проезде водного участка (лужи) на скорости. Протектор шин не успевает справляться с отводом воды из места контакта. Ввиду чего автомобиль начинает терять сцепление из-за избыточной водной прослойки между шиной и дорогой, становясь неуправляемым. Дальше даже у опытного водителя может не получиться удержать своё авто. Любые повороты руля с большой долей вероятности окажутся безрезультативны. Поэтому, мой друг, сейчас попробуем разобрался, как бороться с подлым эффектом аквапланирования и "поймать" автомобиль, если было потеряно сцепление с дорогой.
Сейчас мы рассмотрим возможные меры профилактики аквапланирования. Ведь лучшее решение проблемы - не допустить её.
Качественная резина, подходящая по сезону.
Ни для кого не секрет, что хорошие покрышки для автомобиля - это залог уверенного сцепления с дорогой, однако многие пренебрегают даже этим, казалось бы одним из самых основных и понятных пунктов.
Для передвижения по городу, трассе или автомагистрали будет достаточно обычной качественной резины от проверенных временем брендов (Michelin, Cordiant, Pirelli и другие).
Однако важно своевременно менять резину по сезону следить за износом её протектора. При избыточном износе ты - мой дорогой друг, рискуешь не только попасть в аварийную ситуацию, но и можешь быть оштрафован инспектором при остановке. По закону есть допустимые нормы износа шин:
- легковые автомобили с максимальной массой до 3,5 тонн: лето – 1,6 мм; зима – 4 мм;
- грузовой автотранспорт и прицепы – 1 мм;
- мотоциклы, мотороллеры, мопеды – 0,8 мм.
Важно понимать как можно в домашних условия оценить износ протектора.
- Если у тебя в ближайшем доступе имеется штангенциркуль, то ты без проблем сможешь измерить глубину протектора, поместив глубиномер инструмента внутрь канавки (рисунка) протектора.
- Нет дома штангенциркуля - не беда! Может подойти обычная двухрублёвая монетка, да-да, та самая, которая завалялась в кошельке у каждого. Помещаем её вертикально в канавку протектора. Если наш "измеритель" углубился до слова "рубль", значит глубина рисунка протектора - 4мм., если же слово "рубль" утонуло в канавке - значит её глубина 6мм., в случае же когда монетка погрузилась лишь до нижнего венка - глубина протектора составляет 2мм. и тебе нужно в срочном порядке задуматься о покупке новой резины!
- И наконец самый простой способ проверить износ резины - посмотреть на индикатор износа протектора, изображенный на самой покрышке. Они бывают разных видов: цифровой, объемный и цветной.
В случае использования цифрового индикатора имеются цифры 2,4,6 и т.д.. Означающие износ протектора в миллиметрах. При исчезновении последней цифры необходимо заменить резину. При наличии на шинах объемного индикатора нужно знать одно, если индикатор поравнялся с протектором - меняй резину. Цветной индикатор желтого или красного цвета оповещает об износе резины своим появлением. Так что если нашел у себя на покрышке цветную линию одного из вышеуказанных цветов - беги подбирать новый комплект резины.
Наравне с качеством протектора на сцепление с дорогой оказывает влияние правильное давление в шинах. Так например, при недостаточном давлении в шине теряется сцепление центральной части протектора, а при избыточном давлении - боковых частях протектора. Именно поэтому не забывай регулярно проверять давление в своих колёсах!
Отключение круиз-контроля.
Казалось бы, различные помощники были созданы для упрощения жизни водителя и уменьшения аварийности на дороге. Однако, у каждой медали есть две стороны. Так, всеми любимый круиз-контроль, прижившийся в 21 веке, во влажную погоду может сыграть злую шутку с автолюбителем. Помощник устроен таким образом, чтобы поддерживать постоянную скорость автомобиля вне зависимости от ситуации. В то же время при попадании автомобиля в колею с водной прослойкой скорость будет заметно снижаться из-за действия силы трения, а контроль скорости будет пытаться восстановить утерянные на этом километры в час. Тем самым колёса, которые и без того не могут поймать сцепление с дорогой будут ещё сильнее прокручиваться. Это приведет к полной потере управления автомобилем.
Пользуйся даже самыми полезными помощниками разумно, не создавай опасности для себя и других!
Помимо подходящей резины, установленного давления в шинах и отключения круиз-контроля немало важными факторами являются такие моменты как исправно работающие дворники, включенные фары, соблюдение скоростного режима и дистанции, сохранение концентрации водителя, уменьшение количества ненужных маневров и т.п.
Потеря управления.
Итак, мой дорогой друг, ты выполнил все меры предосторожности, но судьба все равно посмеялась над тобой и пустила тебя всеми четырьмя колесами в лужу. Сейчас разберем, что нужно делать.
Если ты заметил, что при проезде лужи или перестроении на мокром асфальте резко поднялись обороты двигателя и руль стал очень легким, то нужно моментально включиться в процесс управления машиной на 100% и начать действовать. Ведь это признаки того, что автомобиль потерял сцепление и плывет по водяной прослойке, а не едет по асфальту. Не открою тебе Америку, если скажу, что здесь секретом успеха будет являться сохранение спокойствия, трезвого рассудка и отсутствие паники. При этом постоянно помни, что действовать нужно с умом, ведь при аквапланировании автомобиль теряет управляемость и способность эффективно тормозить.
Перво на перво - держи руль двумя руками. Да-да, если ты - любитель "крутить баранку" одной рукой, то при проезде луж на скорости, будь добр, цепляйся за руль всеми 10 пальцами. В противном случае тебе будет попросту не удержать его одной рукой. За этим будет следовать полная потеря управляемости машины. Ключом к предотвращению этого является крепкое удержание рулевого колеса. Не стоит его хаотично вращать в разные стороны, это не поможет восстановить возможность управления транспортным средством, а лишь усугубит ситуацию и отправит его в занос. Что же делать ногами в таком случае, спросишь ты меня? Я тебе с удовольствием отвечу. Тут опять нужно избавиться от резких движений. Никаких спонтанных нажатий на педаль тормоза! Так же нельзя увеличивать скорость! Что же делать тогда!? Плавно отпусти ногу с педали газа, стараясь поймать управление своим железным конем. Благодаря силе трения машина начнет плавное замедление. Одновременно с этим будет возвращаться управляемость. В этот момент ты должен окончательно вернуть управление в свои руки и оценив ситуацию на дороге плавно оттормозиться до полного восстановления управляемости.
После этого ты можешь быть доволен собой.
Итак, дорогой друг, подведем итог наших сегодняшних обсуждений.
Трение шин о дорогу падает при увеличении скорости автомобиля, на мокром асфальте это имеет ещё большее влияние. Так например, специалисты компании Continental установили, что в небольшой дождь при средней скорости 80 км/ч и толщине водяного слоя в 1мм сцепление с дорогой падает в два раза. В ливень же - более чем в пять раз! Изношенный протектор будет работать ещё в несколько раз хуже в этой ситуации.
При этом руль автомобиля становится почти бесполезным, а его вращение почти не приносит плодов. Ещё одной проблемой является увеличение тормозного пути. Чтобы полностью остановить несущуюся со скоростью 80км/ч по мокрой дороге машину понадобится в 1,5 раза больше дистанции, чем на сухом асфальте, что даже при правильных действиях водителя может привести к ДТП.
Установлено, что в сильный ливень при 80км/ч протектору покрышки необходимо отводить около 25л воды в секунду для сохранения достаточного сцепления с дорожным полотном. Что почти невозможно. В таком случае возникает водяной клин перед колесом и автомобиль теряет управляемость почти полностью. Такую ситуацию называют аквапланированием.
При попадании в нештатную ситуацию на дороге не совершай резких движений, действуй быстро, но без спешки. Лишние движения порой могут быть хуже бездействия. Твоё благополучие в твоих руках!
Поэтому, мой дорогой друг, береги себя и своих близких! Подумай о том, кто ждет тебя дома! Не рискуй лишний раз и думай о каждом своем шаге!
Сегодня мы вместе обсудили важную тему и узнали что-то новое или обновили в памяти важные аспекты старых знаний.
Твой Дзен-друг Егор😘