Найти тему
Рабудни

Почему незаменимых работников не бывает

Незаменимых не бывает – расхожая и, будем откровенны, «затасканная» фраза, означающая, что любого сотрудника можно заменить, какую бы ценность он не нес.

Увольняя или, что чаще, получая заявление об увольнении якобы незаменимого сотрудника, работодатель встает перед дилеммой, начать удерживать ценного сотрудника или отпустить, но потратить время и деньги на поиски нового ценного кадра и его обучение.

Фото из источника: https://www.flaticon.com/ru/free-icon/male-workers_50958
Фото из источника: https://www.flaticon.com/ru/free-icon/male-workers_50958

По сути, незаменимость сотрудника исчисляется в денежных средствах, которые нужно потратить на восстановление пробела в процессах, кадровых и репутационных компонентах компании. Однако в 99,9999.....% случаев все это может быть компенсировано, иначе компании бы разваливались день за днем. Более того, иногда удержание незаменимого сотрудника может стоить компании даже дороже.

Незаменимыми часто называют: 

1) Людей, которые работают очень давно и умеют решать разные задачи довольно эффективно в короткие сроки в силу своего опыта. Я называю их «столбы предприятия», что бы не происходило, они всегда на посту и знают намного больше рядовых сотрудников. 

В чем минусы такой незаменимости: Очень редко, какие сотрудники умеют обновляться и не застывать в том, что они уже сделали. Такие люди часто являются «узким горлышком» в компании и тормозят ее развитие, а сам сотрудник застревает в своей зоне комфорта и не двигается вперёд.

2) Сотрудников, на которых завязаны многие процессы. Иногда такой сотрудник сам подминает под себя все, что плохо лежит, иногда ему это вручает нерадивый начальник. 

В чем минусы такой незаменимости: очевидно, что процессы в компании построены настолько плохо, что какой-то сотрудник смог собрать под собой целый блок процессов и управляет ими. С его уходом рухнет не просто один процесс, а могут рухнуть целые системы. Сам же сотрудник испытывает сильнейший стресс и выгорание.

3) Менеджеров, которые своим стилем работы вносят существенный вклад в мотивацию и организацию работы подчиненных. Такие люди обычно являются лидером и драйвером команды, создающим определенную атмосферу на предприятии.

В чем минусы такой незаменимости: в данном случае становится очевидным, что условия труда, которые предлагает предприятие, или сами задачи настолько не интересны, что с уходом такого человека увольняется половина сотрудников. Вероятно, и сам "незаменимый" сотрудник чувствовал груз ответственности на себе в связи с таким положением.

4) Коммуникабельных сотрудников, которых отправляют на переговоры в разные подразделения, клиентам и т.д. Из-за своих коммуникационных навыков человек умеет разруливать любые ситуации.

В чем минусы такой незаменимости: Иногда такой сотрудник также может закрывать собой слабые места в процессах, убалтывая всех вокруг. Уход такого сотрудника только обнажает проблемы с новой силой. А сам сотрудник сможет выдохнуть и направить свои коммуникационные навыки в более полезное русло (или просто помолчит месяца 3 😅)

5) Людей, которые обладают уникальными знаниями на рынке и умеют мыслить нестандартно. Часто таких людей не так много, и они имеют какое-то крутое образование.

В чем минусы незаменимости: Такие сотрудники часто, действительно, бывают очень сложно заменимыми, для этого требуется много ресурсов компании на поиски и адаптацию нового сотрудника. Однако замена такого работника другим, таким же профессиональным, может внести новое видение в компанию.

6) Собственников бизнеса, работающих в какой-то должности в компании. Как же компания будет без него, он же создатель и идейный вдохновитель.

В чем минусы незаменимости: в том, что часто бизнес строится на бренде самого собственника. С уходом собственника может поменяться все в компании, снизится уровень доверия клиентов (особенно если собственник был толковый). Но даже таких людей можно заменить (вспомним недавний ребрендинг очень известного желто-черного банка😏).

Более того, когда собственник сам работает наравне с нанятыми менеджерами, между ними может возникать напряжение в силу неравности статусов (например, исполнительный директор - собственник, а генеральный директор - наёмный работник).

При увольнении "незаменимых" людей у компании 3 пути:

1) Осознать сломанность своих процессов и начать их чинить с привлечением нового сотрудника.

2) Просто найти замену ушедшему сотруднику, который также будет закрывать собой процессы (лучше или хуже, покажет время).

3) При увольнении сотрудников из пунктов 5 и 6 - рассматривать это как зону роста и развития (да, как было не будет, но будет по-другому). Ничто невечно и все должно изменяться.

Указанных выше сотрудников можно назвать, скорее неповторимыми, чем незаменимыми. Почему же нам хочется стать неповторимо-незаменимыми? Об это рассказала в следующей статье.

Ну что, много нас тут незаменимых?)

P.S. У меня также есть канал о путешествиях по России с советами и вдохновляющими идеями) Если интересно, присоединяйся: https://t.me/Workaholic_Reisen