Найти тему

Повод для беспокойства или 3 группы симптомов психических заболеваний у детей раннего возраста

Оглавление

Ребенок капризничает, не выполняет ваших просьб, проявляет агрессию или отказывается от общения? Что это, возрастной кризис или первые признаки психического расстройства?

  • Чем отличается «трудный характер» от изменения поведения под влиянием психической патологии?
  • Как отличить ситуативные реакции от прогрессирующего заболевания?
  • В каком случае стоит обратиться за помощью к врачу и понять, у ребёнка нормальный возрастной кризис или проявляются болезни, от которых малыш страдает?

О ранних симптомах психических заболеваний у детей до 3 лет рассказывает Оксана Дмитриевна Минаева, кандидат биологических наук, доцент ИСОП МГПУ.

Обращаем внимание: мы не «ставим диагнозы» по Интернету, а фиксируем внимание родителей на тревожных признаках, описываем типичные нарушения поведения малыша, при которых необходимо проконсультироваться в врачом!

Как понять, пора ли к врачу

Существует ряд расстройств психического развития, природа которых, неочевидна, а симптомы могут возникать на фоне изначально благополучного развития. В раннем возрасте отличить первые симптомы развивающейся болезни от «трудного характера», постоянного «плохого настроения», недовольства чем то достаточно сложно, ведь психика ребенка находится на стадии формирования. Кроме того, повышенная уязвимость психики ребенка, высокая чувствительность как к недостатку , так и к избытку влияния внешних факторов могут обусловливать развитие патологических симптомов у детей с генетической предрасположенностью.

Как правило, неблагополучие нервно-психического развития проявляется не одномоментно, а по мере взросления и освоения навыков, типичных для каждого из возрастных этапов.

Наблюдая за реакциями ребенка, фиксируя особенности его взаимодействия со взрослыми и сверстниками, родители могут отметить что малыш ведет себя необычно, затрудняется в освоении умений и навыков, которыми уже овладели его сверстники. О таких особенностях они могут сообщить врачу во время приема, чтобы он мог провести базовые тесты и диагностические процедуры, подтверждающие или опровергающие тревожные опасения родителей.

Для определения развития сына или дочери как нормативного или отклоняющегося родителям важно опираться на определенные нормативы, освоения двигательных, речевых и интеллектуальных умений и знать маркеры типичных для детского возраста вариантов психического неблагополучия

Для объективной оценки развития малыша о важно фиксировать, в каком возрасте и насколько качественно ребёнок осваивает двигательные, когнитивные, речевые и социальные навыки, отмечать, как быстро адаптируется к изменениям, какой спектр приспособительных стратегий демонстрирует.

Когда стоит подозревать патологию?

Развитие каждого малыша уникально и и определяется генетической предрасположенностью, уровнем физического здоровья, условиями развития и воспитанием ребёнка, однако, существуют ситуации в которых следует внимательнее присмотреться к поведению ребенка и обратится за помощью к специалистам.

Даже принимая во внимание широкий спектр индивидуальных особенностей темперамента, активности, вариативность проявления эмоций, отдельные устойчивые виды поведенческих реакций ребёнка могут иметь отчетливые признаки патологичности, неестественности, нелепости или неадекватности.

Фото: freepik,com
Фото: freepik,com

Все варианты признаков неблагополучия психического развития у детей раннего возраста можно разделить на 3 условные группы:

  1. Признаки отставания, недостаточности, несформированности навыков, бедность спектра поведенческих реакций в сравнении с возрастной нормой. Как правило, поведение этих детей соответствует более младшему возрасту. Малыши отстают в развитии речи, моторики, мышления. Комплекс таких симптомов может свидетельствовать о о задержке психического развития.
  2. Признаки необычности, странности, «болезненности» реакций на обычные, не стрессовые факторы окружающей среды, искажение правила соответствия типа стимула и реакции на него. То есть, в эмоционально позитивной или нейтральной ситуации ребёнок проявляет явные признаки негативизма, страха, избегания, активной обороны. Или наоборот, в эмоционально негативной или нейтральной ситуации у малыша бывают эпизоды дурашливости, смеха, гримасничанья, бесцельной двигательной активности. Если такое поведение проявляется постоянно и не связано с психотравмирующими событиями, это может свидетельствовать о развивающемся психическом заболевании.
  3. Дисгармоничное развитие, которое характеризуются резкой неравномерностью в формировании навыков. В этом случае ребенок не осваивает характерные для возраста навыки взаимодействия к окружающими , игры и коммуникации, при этом проявляет активный интерес к изучению свойств предметов, миру цифр, букв и других абстрактных символов. На фоне такой «асимметрии» формируются необычные интересы, специфические повторяющиеся движения и сенсорные предпочтения. Это характерные проявления расстройств аутистического спектра.

В некоторых случаях можно зафиксировать такой специфический признак отклонений в психическом развитии, как отказ от речи и общения — элективный мутизм.

В следующих статьях Оксана Дмитриевна последовательно рассмотрит особенности развития детей каждой из описанных условных групп и обозначит характерные поведенческие признаки, которые должны стать причиной для обращения к специалисту. Маршрут пациента в этом случае определяет врач невролог или психиатр.

Уже опубликованы материалы о детской шизофрениии и о задержке психического развития (ЗПР).

О.Д. Минаева, кандидат биологических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru
О.Д. Минаева, кандидат биологических наук, доцент ИСОП МГПУ. Фото: mgpu.ru