Найти тему

Эндогенные психические расстройства

Оглавление

Сегодня в центре нашей дискуссии — признаки психических расстройств у детей раннего возраста. Мы поговорим о детской шизофрении или эндогенном психозе — заболевании, которое с древних времен окружено массой предрассудков и мистических толкований. Детская шизофрения вызывает множество научных споров. Но как быть родителям, которые отмечают её признаки у детей? Рассказывает Оксана Дмитриевна Минаева, кандидат биологических наук, доцент ИПКР МГПУ.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Норма и не-норма

Развитие ребёнка раннего возраста ориентировано на постепенное, поэтапное освоение моторных, когнитивных и социальных навыков. Взаимодействуя с окружающим миром, он постепенно «присваивает» образцы социально-коммуникативного поведения в кругу семьи, и впоследствии, переносит их во взаимодействии со сверстниками и посторонними взрослыми.

На самых ранних этапах развития «окружающей средой» ребёнка является мать, чутко реагируя на его физиологические потребности, привнося в каждый эпизод ухода за младенцем речевое, мимическое «комментирование», улыбаясь, хмурясь, прикасаясь к нему в ситуации кормления, купания, прогулки. Тело, мимика, голос матери сообщают ребёнку о том, насколько безопасно происходящее вокруг, как интересен окружающий мир, где проходят границы допустимого контакта с окружающими и предметами, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Вплоть до периода активного развития самостоятельности, эмоционально- поведенческое взаимодействие с близкими — основной способ познания окружающего, фундамент формирования образа «Я» ребенка. Наблюдая за взрослыми, повторяя их действия, улавливая ответную реакцию на своё поведение, малыш формирует свою идентичность и становится частью семейного социума. Именно поэтому родители часто с удивлением и даже с удовольствием отмечают у совсем маленького ребёнка реакции, привычки, пристрастия, схожие со своими.

Примерно к 3 годам ребёнок становится «экспертом» в людях, овладевая навыками оценки тончайших мимических, жестовых и голосовых сигналов, осознанно или неосознанно подаваемых матерью. Параллельно осваивает широкий диапазон социальных инструментов. Вершина этого комплекса — способность хитрить, использовать свое детское обаяние для получения желаемого, вариативность способов взаимодействия с мамой, папой, бабушкой, братьями и сестрами.

Даже когнитивные умения у малыша до 3 лет преимущественно используются как средство освоения окружающего предметного и социального пространства. Так, например, речь в большей степени применяется для общения: просьбы, вопросов на этапе «почемучек», обозначения своего отношения к происходящему.

Общение — источник, движущая сила и одновременно результат развития ребёнка первых лет жизни. Важность этого навыка невозможно переоценить, так как жизнь ребёнка раннего возраста полностью зависит от взрослых и определяется их волей.

Умение взрослых взаимодействовать с детьми, чувствовать их настроение и «предугадывать» действия, фиксировать и интерпретировать их реакций, а даже управлять их поведением с помощью «baby talk» — комплекса присущей малышу мимики, вокализации и речи, — условие физического выживания ребёнка. И именно в этой сфере, особо чувствительной к психическому здоровью, в первую очередь проявляются признаки неблагополучия при психических расстройствах.

Время насторожиться

Первые тревожные симптомы психического расстройства при эндогенных психозах (ранней детской шизофрении) могут появляться, начиная со второго года жизни ребёнка. Ранее активный, эмоциональный и любознательный ребенок будто «замирает», приостанавливаясь в развитии, не осваивает новые формы коммуникации, не расширяет круг общения. Его реакции на происходящее приобретают признаки болезненности и неестественности.

Эмоции ребёнка становятся «плоскими», однотипными, мало дифференцированными. Это проявляется в мимике — скользящем взгляде или взоре «сквозь» собеседника, застывшем выражении лица, которое периодически сменяется гримасами, не соответствующими ситуации, вытягиванием губ, частым морганием, запрокидыванием головы, беспричинным смехом. Часто родители говорят о «зачарованности», «отсутствии», блуждающей улыбке или разглядывании ребёнком «несуществующих» объектов.

Одновременно нарастает холодность по отношению к близким. Родителям трудно определить, какую эмоцию испытывает ребёнок, что он хочет и чем заинтересован.

Прогрессивно снижается потребность ребёнка в общении и игре. Ранее активный малыш перестает искать взглядом близких, игра превращается в перебирание, рассматривание, расположении предметов в определенном порядке.

На фоне общей бедности эмоций возникают внезапные вспышки негативизма или беспричинного смеха.

Общий контур двигательной активности также изменяется. Возникают эпизоды расторможенности в виде бесцельного перемещения в пространстве, разбрасывания предметов, разрушительных действий, в том числе и в виде агрессии по отношению к родителям или братьям и сестрам, которые сменяются апатией, снижением психического и физического тонуса. Ребёнок часами не встает с кровати, неподвижно сидит или лежит, замирает в специфической позе, прячется в шкафу, за диваном или под одеялом.

Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Ребёнок выпадает из круга близких контактов, при этом может усиливаться примитивный, поверхностный интерес к предметам и их свойствам.

Кроме этого, болезненный отпечаток фиксируется и в базовых психофизических процессах: сне и бодрствовании, приеме пище и физическом тонусе. Сон грубо нарушается: ребёнок может с трудом засыпать, неоднократно просыпаться и бесцельно бодрствовать ночью, днем при этом быть необычайно сонным и непродуктивным. Пищевые привычки меняются, рацион питания может сузиться до 1-2 продуктов, да и сам процесс приема пищи искажается. Малыш может рассматривать, ощупывать, обнюхивать и облизывать пищу, а сам процесс кормления может сопровождаться негативизмом или равнодушием к вкусу ранее любимых продуктов. Однако, могут наблюдаться и внезапные приступы обжорства, поедание несъедобных предметов.

Вопреки распространенному мнению, галлюцинации у детей раннего возраста могут не возникать. Однако «зачарованность», фиксация взгляда «в никуда», необъяснимые страхи и избегание контактов с близкими или даже ощущение опасности, исходящее от них, можно рассматривать как их условный эквивалент.

В общем контуре поведения ребёнка с ранней шизофренией на первый план выходит потеря живости, «детскости» эмоций, снижение активности изучения окружающего мира, познавательного интереса или его искажение и сужение до какого-то узкого спектра объектов, захватывающих внимание ребёнка. Именно в распаде навыков поддержания эмоционально наполненных контактов с самыми близкими, особенно с матерью, гневливости или равнодушии ребёнка по отношению к ним, можно зафиксировать ядро формирующегося психического дефекта.

Почему так происходит

Развитие ребёнка с психическим заболеванием до появления первых патологических симптомов обычно не отличается от нормативных показателей, а зачастую характеризуется опережением динамики освоения речи, навыков счета или грамоты, большей самостоятельности ребёнка. Ребёнок выглядит более взрослым, серьёзным, сосредоточенным.

В развитии психического заболевания сложно выделить момент его начала, день, когда ребёнок заболел. Появление первых симптомов неблагополучия, как правило, не провоцируется какими либо значимыми стрессовыми или соматогенными факторами. Изредка, дебют симптоматики совпадает со сменой места жительства, временного отсутствия родителей или нетяжёлого заболевания. Однако чёткой причинно-следственной связи между этими событиями не просматривается.

Характер нарастания патологических признаков, отсутствие четко различимого момента начала болезни и фактора причинности подтверждает ее эндогенный, «внутренний» механизм.

Кто в группе риска?

В группу риска преимущественно попадают малыши близкие родственников которых имеют сходное психическое расстройство. Если у родственников первой линии (родителей, родных братьев и сестер) есть психические заболевания, риски для малыша достигают 40–50%.

При наличии описанных поведенческих признаков следует как можно раньше обратиться к специалистам для квалифицированной диагностики и выбора стратегии лечения, а также сопровождения ребёнка и членов его семьи. Это значительно повысит вероятность более благоприятного варианта дальнейшего развития и минимизации патологических проявлений.

О.Д. Минаева, кандидат биологических наук, доцент ИПКР МГПУ.
О.Д. Минаева, кандидат биологических наук, доцент ИПКР МГПУ.