Очень люблю эту героиню в разных ее проявлениях. И меня всегда завораживало, как лихо она облазила тумбочки своих соседок, еще до знакомства с ними, и приготовила себе полдник из самых вкусных находок! Я бы так никогда не смогла!
Девчата по-разному отнеслись к поступку Тоси. Все, кроме Анфисы, более-менее лояльно. А мама Вера даже сказала: "Ешь на здоровье". Анфаса же немедленно не только сделала замечание, но и убрала со стола варенье, которое Тося добыла из ее тумбочки. Нечего, мол, по чужим тумбочкам лазать!
Могла ли детдомовская Тося поступить иначе? Дождаться соседок и спросить разрешения угоститься из их тумбочек? Ну, или перекусить тем, что имелось у нее в рюкзаке? В некоторых пабликах по психологии я встречала мнение, что у Тоси серьезные проблемы с границами - она не уважает чужую собственность и вообще, мол, не видит разницы между чужим и своим. Ведь в ответ на замечание Анфисы она лихо вытряхивает из своего рюкзака все вещи и предлагает: "Пользуйтесь!" Эта тема с границами сейчас очень модная. Того и гляди, зазеваешься, и тебе укажут, что у тебя что-то не так с границами :)
Однако, такая лобовая оценка Тоси, мягко говоря, меня не устраивает. Личные границы - это более сложное понятие, чем принято представлять. Бывает такое, что человек отлично понимает свои и чужие границы, когда речь идет о деньгах, но совершенно теряется, если речь идет о времени. Скажем, позволяет своему визави хронически опаздывать на свидания. А ведь время - невосполнимый ресурс, но у некоторых нет понимания, что оно очень ценно.
Так вот, у Тоси возникает особое (непривычное многим) понимание границ, когда речь идет о личных вещах. Не забываем, что она выросла в детском доме, где жизнь детей тогда была устроена по принципам общежития. Еда и предметы быта были общими (да и одежда, по большей части). Присваивать что-то себе, отказываться делиться с другими, - это, как раз, и есть нарушать правила, устанавливать личные границы там, где не следует. Думаю, едва ли в детском доме одобрялось поведение единоличника. Тося справедливо замечает, что таким как Анфиса, там бы устроили темную, то есть, насильственным методом указали на принятые здесь правила поведения.
В отношениях же Тося прекрасно знает, как устанавливать границы, она понимает, что для нее допустимо, а что нет и смело указывает на это окружающим. Как только она узнала, что Илья с ней встречался на спор, она указала ему на дверь, хотя любила его. Другая бы могла поступиться своими границами ради любви, а Тося - нет.