Найти в Дзене
Внук Эзопа

Абрахам Маслоу: пиковые переживания и духовность одинокого человека

Оглавление
Религия — это способ, которым человек справляется с одиночеством, согласно Альфреду Норту Уайтхеду.

Человек обладает духовностью, которая является неотъемлемой частью его сущности и связана с его биологической природой как представителя эволюционировавшего вида, согласно Абрахаму Маслоу.

Одинокие люди долгое время противостояли организованным религиям, стремящимся контролировать религиозные и духовные вопросы, однако, как указывает Абрахам Маслоу, все основные организованные религии основаны на личном духовном опыте отдельных людей. Духовный опыт великих личностей на протяжении веков приводил к появлению организованных религий, которые затем превращали эти подлинные переживания в мёртвые догмы, устаревшие ритуалы и методы контроля.

Большинство людей теряет или забывает свой субъективный религиозный опыт и начинает воспринимать религию как набор привычек, моделей поведения, догм и форм, которые в конечном итоге становятся законническими, бюрократическими, условными, пустыми и даже антирелигиозными.

Мистический опыт, озарения и великие пробуждения, вызванные харизматичными провидцами, забываются, утрачиваются или превращаются в свою противоположность. В результате организованная религия и церкви могут стать основными врагами религиозного опыта и тех, кто его переживает, заключает Абрахам Маслоу.

Обоснованность религиозных (духовных) вопросов

Большинство людей периодически задаётся вопросами о значении индивидуума во Вселенной, истинной природе бытия и причинах возникновения Вселенной. В современном обществе, где преобладает материалистическое мировоззрение, многие считают эти вопросы бессмысленными, поскольку на них невозможно найти однозначные ответы.

Большинство людей периодически задаётся вопросами о значении индивидуума во Вселенной
Большинство людей периодически задаётся вопросами о значении индивидуума во Вселенной

Однако психолог Абрахам Маслоу придерживался иного мнения. Он утверждал, что размышления о подобных вопросах помогают людям приблизиться к пониманию тайны существования и позволяют им находить радость в повседневных событиях.

«Атеист XIX века сжёг дом, вместо того чтобы его восстановить. Он отверг религиозные вопросы вместе с ответами на них, потому что не смог принять их на веру. Другими словами, он отказался от всей религиозной практики, так как организованная религия предлагала ему идеи, противоречащие научным данным. Однако сейчас учёные начинают осознавать, что хотя многие ответы на религиозные вопросы, предложенные организованной религией, могут быть неприемлемыми, сами вопросы имеют научное обоснование и глубоко укоренены в человеческой природе. Их можно изучать, описывать и исследовать научными методами, а церкви пытались ответить на важные вопросы о человеке. Хотя ответы были неприемлемыми, сами вопросы остаются вполне обоснованными и законными», — пишет Абрахам Маслоу в своём труде «Религии, ценности и пиковые переживания».

Природа пиковых переживаний

Тот, кто поддерживает законность религиозных вопросов, но не регрессирует и не принимает догматическую систему «религиозных ответов», ставит мир перед чувственным чудом, которое Мартин Хайдеггер прекрасно описал как:

«... Чудо, что мир вообще существует вокруг нас, что есть существа, а не ничто, что вещи есть, и мы сами находимся среди них, что мы сами есть и все же едва знаем, кто мы есть, и едва осознаем, что мы всего этого не знаем» (Мартин Хайдеггер).

Такое чудо может стимулировать пиковые (духовные) переживания, описанные Маслоу в его книге «Религии, ценности и пиковые переживания»: «Обычно мы воспринимаем все как имеющее отношение к человеческим заботам и, в частности, к нашим собственным эгоистичным заботам. В пиковых переживаниях мы становимся более отстраненными, более объективными и в большей степени способны воспринимать мир так, как если бы он был независим не только от воспринимающего, но даже от человеческих существ в целом.

Воспринимающему легче смотреть на природу так, как если бы она существовала сама по себе
Воспринимающему легче смотреть на природу так, как если бы она существовала сама по себе

✅ Воспринимающему легче смотреть на природу так, как если бы она существовала сама по себе, а не просто как на игровую площадку, созданную человеком для человеческих целей… Ему легче воздержаться от проецирования на неё человеческих целей. Одним словом, он может видеть это само по себе (как самоцель), а не как что-то, что нужно использовать, чего бояться, чего желать или на что реагировать каким-то другим личным, человеческим, эгоцентричным образом…

Это немного похоже на разговор о богоподобном восприятии, сверхчеловеческом восприятии. Пиковое переживание, кажется, поднимает нас на более высокие, чем обычно, высоты, так что мы можем видеть и воспринимать выше обычного. Мы становимся крупнее, величественнее, сильнее, выше людей и склонны воспринимать соответственно» («Религии, ценности и пиковые переживания», Абрахам Маслоу).

Тему продолжаем в следующей статье, следите за выпусками.

Следуйте своему счастью

Внук Эзопа