Поясок придется затянуть — даже дешевые автомобили станут роскошью. Утильсбор хотят рекордно повысить. Про новый автомобиль можно забыть

1,2K прочитали

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники. Но на самом деле все это не такие большие проблемы, ведь уже в нынешнем году стоимость автомобилей с очень большой вероятностью изменится так, что купить новый автомобиль смогут позволить себе еще меньшее число людей.

Но что на этот раз нависло над нашим автопромом? На самом деле ничего нового — разговоры про повышение утилизационного сбора снова заполонили информационное поле. И на этот раз все намного серьезней, чем раньше.

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.

Сегодня мы живем в такой реальности, когда самая базовая и простая Lada Granta стоит 911.000 рублей. А с допами от дилеров цена будет перешагивать уже отметку в 1 миллион рублей. Еще раз — более 1 миллиона рублей за самую базовую комплектацию с 8-ми клапанным мотором. Нормальна ли подобная ситуация? Конечно же нет, так как 1 миллион рублей за самый дешевый автомобиль в стране, мягко сказать — перебор.

Lada Vesta в базе стоит от 1.500.000 рублей, что также довольно немало для отечественного седана. А если говорить про универсал или кросс-универсал, то эти автомобили и без дилерских наценок стоят более 2 миллионов рублей. Опять же — это ненормальная ситуация. Зато люди привыкли ругать китайские автомобили за 1,5-2 миллиона рублей. Эти хоть и сделаны в Китае, но за 1,5-2 миллиона рублей можно купить кроссовер или седан в довольно хорошем оснащении.

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-2

Взять тот же кроссовер Москвич 3. Да, это на самом деле китайский JAC JS4, но никто от нас этого и не скрывал. Да и по надежности он явно будет не хуже, чем пустая «Веста» за полтора миллиона рублей. А седан Москвич 6 в хорошей комплектации и вовсе можно купить за 1,8 млн рублей.

Но уже в нынешнем году таких цен мы вряд ли увидим, и с каждым годом ситуация будет только усугубляться из года в год. Но почему и что на этот раз ждет отечественных автомобилистов?

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-3

На портале «РБК» вышел довольно объемный пост о том, что государство уже предложило механизм по поэтапному повышению утилизационного сбора. Минпромторг также подтвердил эту информацию, поэтому каждый год до 2030 года нас будут ждать довольно серьезные скачки цен.

Но чего вдруг у нас решились на подобный шаг

А все из-за того, что китайские производители заполонили наш отечественный рынок своими автомобилями. Кроме того, многие китайские автомобили уже напрямую по стоимости конкурируют с нашим АвтоВАЗом. Взять тот же Москвич 3 или Москвич 6, которые сегодня стоят, как Lada Vesta. Да и ряд других китайских автомобилей уже сегодня входят в клуб «до 2 миллионов рублей».

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-4

АвтоВАЗ еще с прошлого года начал точить зуб на китайских производителей, когда с подачи Максима Соколова повысили утилизационный сбор с отметки 170 тысяч рублей до 306 тысяч рублей. Но в тот раз АвтоВАЗ потерпел фиаско, так как китайцы просто начали делать дополнительные скидки или просто снижать цены, фактически нивелируя повышение тарифа на утилизацию для потребителей.

Зато сам АвтоВАЗ от повышения цен на все свои автомобили не удержался, точнее он был вынужден повышать цены. Многие ошибочно считают, что повышение утилизационного сбора наши автомобили не касается. Собственно говоря, про это заявлял и сам Максим Соколов. Ведь АвтоВАЗ получает уплаченные деньги обратно благодаря высокому уровню локализации.

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-5

Да, получает, но не на все автомобили он получает его в стопроцентном объеме. Да и обратно АвтоВАЗ получает не сами деньги, а лишь различные льготы от государства, а отдает как раз в казну «живые» деньги. Тем самым растет нагрузка по кредиту и по процентам, которые необходимо платить нашему производителю. А все эти проценты как раз и закладываются в стоимость автомобилей. Зарабатывать меньше АвтоВАЗ не хочет, а их продукция все равно продается рекордными тиражами.

Вот и в этот раз, с одной стороны, АвтоВАЗ хочет в очередной раз укусить китайцев, но тем самым делает хуже простым потребителям.

Что же нас ждет

Если говорить коротко — то ничего хорошего. Сегодня размер утилизационного сбора для автомобилей с объемом моторов от 1 до 2 литров составляет — 306 тысяч рублей, а уже в нынешнем году будет 556 тысяч рублей. А к 2030 году его планируют поднять до 1,172 миллионов рублей.

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-6

Для автомобилей с объемом моторов от 2 до 3 литров все еще печальней. Нынешний утилизационный сбор для таких автомобилей составляет 844 тысяч рублей, хотя еще в прошлом году до повышения он составлял всего 224 тысячи. Но в нынешнем году его хотят поднять почти до 1,8 миллионов рублей, а к 2023 году он составит почти 3,8 миллионов рублей.

Неплохо, да? Если новый автомобиль с объемом мотора от 1 до 2 литров еще как-то можно будет купить, то про покупку автомобилей с более объемными моторами можно будет и вовсе забыть. И с каждым годом ситуация будет только хуже. Подобный шаг повлияет на рост цен крайне негативно — автомобили рекордно подорожают, причем уже в нынешнем году. Помимо новых автомобилей начнут расти цены и на автомобили с пробегом. И уже в 2024 году можно будет забыть про доступные автомобили.

Но в чем смысл и есть ли он вообще? На самом деле есть, но опять же, сработает эта идея или нет, очень большой вопрос.
Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-7

Самая большая проблема в том, что после того, как на наш рынок хлынули китайские автомобили, то производители начали продавать их, не организовывая никакого локального производства. А следовательно, огромный поток денег хлынул из страны в Китай. Нам это явно не выгодно, поэтому подобными действиями у нас хотят в прямом смысле слова заставить китайцев начать платить по счетам.

Строить свои заводы их никто не заставляет, так как у нас полно пустующих предприятий после ухода иностранных марок. Единственное требование к китайцам звучит так: «Хотите платить меньше — повышайте уровень локализации, задействуйте наших поставщиков, нанимайте на работу наших граждан и платите налоги в казну».

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-8

Таким образом, поток денег в Китай снизится, часть средств будет оседать в нашей стране и поступать обратно в казну. Единственный момент — довести локализацию до уровня АвтоВАЗа китайцы явно не намерены. Да и им это точно невыгодно. В самом лучшем случае уровень локализации повысят до 50 процентов, да и то маловероятно, и тем более произойдет это не в ближайшее время. Поэтому все равно при любом раскладе за новый автомобиль придется платить больше.

Остается открытым вопрос, а насколько сильно подорожают наши автомобили? Пока на этот вопрос никто точно не ответит, но по примеру с прошлым годом — Lada Vesta может прибавить 100-150 тысяч рублей, Lada Granta и все остальные могут прибавить 50-70 тысяч рублей или даже больше. И каждый год подобное будет повторяться.

К чему могут привести подобные меры

Продажи новых автомобилей могут резко сократиться. Да, китайские производители в очередной раз могут увеличить скидки или снизить цены, но бесконечно бороться с повышением цен на нашем рынке они точно не смогут. Рано или поздно придется принимать решение — идти на все эти условия или покинуть наш рынок. Многие непопулярные марки, скорее всего, пойдут по второму пути и просто уйдут с нашего рынка.

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-9

А вот что касается популярных марок, вряд ли они уйдут от нас, но если продажи будут падать из года в год, то, скорее всего, и они решат уйти от нас. А также китайцы и вовсе могут встать в позу, полностью перекрыв поставки в нашу страну различных компонентов и деталей. И в таком случае весь наш автопром просто встанет, так как сегодня мы очень плотно завязаны на китайских деталях.

Лазейка есть

Пока единственной лазейкой, как обзавестись новым автомобилем не по таким высоким ценам, остается частный привоз автомобилей из-за границы частными лицами. В таком случае можно заплатить утилизационный сбор по льготной ставке, который сегодня составляет 3,4 тысячи рублей. Но частникам разрешено привозить на себя только один автомобиль в год и нельзя его продавать в течение года.

Когда в нынешнем году повысят утилизационный сбор, привоз автомобилей частными лицами может очень сильно вырасти. Но, скорее всего, после этого и эту лазейку прикроют, просто отменив льготный утилизационный сбор.

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-10

О том, что утилизационный сбор поднимут в нынешнем году, уже можно не сомневаться, раз в самом государстве уже сформулировали пошаговый механизм его повышения до 2030 года. Такие решения просто так не появляются. Скорее всего, повышение будет уже 1 августа или чуть, как и было в прошлом году. Возможно, его повысят чуть позже, но точно уже в нынешнем году.

Можно сколько угодно ругать китайские или отечественные автомобили за их качество, проблемы в технической части или довольно частые глюки электроники.-11

остПоэтому готовимся к тому, что новые автомобили и б/у будут расти в цене, и купить новый автомобиль с каждым годом будет все сложней и сложней.