В 1979 году вышел первый советский фильм-катастрофа «Экипаж». Режиссер Александр Митта снял настоящий киношедевр, состоящий из двух совершенно разных серий.
Первая – мелодрама, посвященная личным отношениям героев киноленты, вторая – фильм-катастрофа.
Успех картины был фантастическим
Только за первый год ее посмотрели семьдесят миллионов человек!
Более того, «Экипаж» получил сразу несколько наград: приз жюри за «яркость и зрелищность» на кинофестивале в Душанбе, главный приз на кинофестивале в Чехословакии, а композитор Альфред Шнитке, написавший музыку к кинофильму, получил специальный приз: ситар – струнный щипковый музыкальный инструмент от Союза композиторов Таджикистана.
Рабочее название, и кто должен быть сыграть главных героев фильма
Первоначально режиссер назвал картину «Запас прочности», но прокатчики его «забраковали», мол с таким названием фильм обречен на провал.
Тогда режиссер собрал всю съемочную группу и сказал, что отблагодарит того, кто придумает достойное название. В итоге придумал сам и назвал «Экипаж».
На главную роль командира корабля пригласил Алексея Петренко, но актер отказался. В итоге роль блестяще сыграл Георгий Жженов.
На роль бортинженера Скворцова пригласил звезду фильмов «Золотая мина» и «Приключения принца Флоризеля» Олега Даля. Актер приступил к съемкам, но по состоянию здоровья был вынужден покинуть проект. В итоге Митта утвердил на тот момент малоизвестного 33-летнего актера Леонида Филатова.
Филатов не был известен широкой аудитории, поскольку в кино практически не снимался, зато уже блистал на сцене столичного театра «На Таганке».
На роль второго пилота был приглашен Николай Караченцов, но из-за занятости в театре Ленинского комсомола, был вынужден отказаться.
А вот на роль стюардессы Тамары пробовалась Татьяна Догилева, но в итоге Митта утвердил очаровательную выпускницу Ленинградского института кино, музыки и кинематографии Александру Яковлеву. Несмотря на то, что молодая 23-летняя актриса прекрасно справилась с ролью, нервов режиссеру она попортила изрядно.
То опоздает на два часа на съемки, то перепутает реквизит, то забудет выполнить важную личную просьбу . И это неудивительно, потому как в институте Яковлева была заядлой прогульщицей, но Митта об этом не знал.
Почему маршал Советского Союза решил запретить фильм к показу
Не секрет, что подготовительная работа к съемкам фильма началась в 1986 году. Из казны государства были выделены огромные по тем временам средства – 1,5 миллиона (советских) рублей.
Информация о проекте дошла до многих высших должностных лиц, в том числе и до министра гражданской авиации, маршала Советского Союза Бориса Павловича Бугаева.
Министр, который многие годы проработал летчиком, решил запретить съемки картины. Борис Павлович не мог смириться с тем, что лучший советский самолет ТУ-154 терпит крушение ...
Что оставалось делать авторам проекта? Пришлось в срочном порядке переписывать сценарий. И выход они нашли - причиной крушения стало стихийное бедствие. Министру Бугаеву ничего не оставалось, как дать зеленый свет.
Как должна была закончиться картина, почему Генсек приказал изменить финал
Как рассказывал режиссер Александр Митта:
Любопытно, что финал картины был изменен по личному распоряжению Леонида Ильича Брежнева. Посмотрев картину, бывший Генеральный секретарь ЦК КПСС остался недоволен окончанием фильма. "Зачем мне мертвецов показываете", - заявил Леонид Брежнев. Поэтому финал срочно изменили.