Найти в Дзене

Русские покойников сжигали... не ради бога

В науке до некоторого времени существовал парадоксальный консенсус, что погребения — это религиозная традиция, основанная на вере в загробную жизнь. Почему парадоксальный? Ну, потому что наука — это не про религию. Смысл науки в том, чтобы объяснять мир не прибегая к гипотезе о существовании сверхъестественных сил или существ. В последние десятилетия и особенно в последние двадцать лет этот консенсус разрушен, но сложилась ситуация еще более парадоксальная. Ранее изученные захоронения по прежнему «свидетельствуют» о вере древних людей в загробную жизнь, а исследованные в последнее время и похожие на прежние — уже нет. Найденные артефакты в тех редких захоронениях (от одного до трех для каждой культуры), открытых в прошлые века, на основании которых и были выстроены теории о верованиях древних народов, сегодня, на фоне десятков тысяч вновь открытых, оказываются ничтожными и не могут служить основаниями для выводов даже о наличии верования в загробную жизнь, не говоря уже о характере вер

В науке до некоторого времени существовал парадоксальный консенсус, что погребения — это религиозная традиция, основанная на вере в загробную жизнь. Почему парадоксальный? Ну, потому что наука — это не про религию. Смысл науки в том, чтобы объяснять мир не прибегая к гипотезе о существовании сверхъестественных сил или существ.

В последние десятилетия и особенно в последние двадцать лет этот консенсус разрушен, но сложилась ситуация еще более парадоксальная. Ранее изученные захоронения по прежнему «свидетельствуют» о вере древних людей в загробную жизнь, а исследованные в последнее время и похожие на прежние — уже нет.

Найденные артефакты в тех редких захоронениях (от одного до трех для каждой культуры), открытых в прошлые века, на основании которых и были выстроены теории о верованиях древних народов, сегодня, на фоне десятков тысяч вновь открытых, оказываются ничтожными и не могут служить основаниями для выводов даже о наличии верования в загробную жизнь, не говоря уже о характере верования. Без преувеличения о способах и наполнении погребений можно высказать следующее. Хоронили — кто во что горазд. Никакого единообразия в погребениях не наблюдается.

Способ погребения относится к выполнению первого требования к Великому народу: человек должен быть исключен из пищевой цепи.

Первое требование к Великим народам (в терминах гуманитарной философии) является культурным ограничением, которое всегда формулируется негативно: чего не должно быть или происходить. Говоря философским языком: культурное ограничение — апофатическое. Культура апофатической быть не может. Поэтому способ погребения как выполнение культурного ограничения не является ни продолжением какой-то культуры, ни формирует какую-то культуру. Что и послужило причиной того, что я не включил погребения в описание культуры огоньковцев (в прошлой статье).

А складывающаяся сейчас в археологии ситуация с древними погребениями лишь подтверждает вывод, следующий из гуманитарной философии. Рано или поздно это должно было произойти, если подходить к исследованию и древних и современных погребений научно.

Важно сказать о том, что способ погребения и память о покойном суть разные вещи. Памятник относится к материальной культуре, но создается он не ради покойника, а ради живых. С этим продолжаем.

Вообще живой человек исключается из питания хищников либо потому, что вооружен, либо потому что территория проживания защищена от проникновения хищников. Покойник защитить себя не может. С ними что-то нужно делать живым. Но прежде чем рассматривать способы погребения, нужно прояснить два момента.

Первый связан с самими хищниками. Обычно полагают, что хищники питаются всем, что движется. И это глубокое заблуждение. Любое живое существо ест только знакомую ему еду. Знакомство происходит тремя путями.

Один — кормление родителями. Щенок ест то, что ест родитель просто потому, что животные инстинктивно реагируют на пищевую активность представителей своего вида. Откуда и происходит второй путь — знакомство с новой едой, которую ест кто-то из своих.

Третий путь — случайно попробовал падаль или погрыз кого-то, например, защищая территорию или потомство.

Отсюда вывод: если не давать хищникам попробовать человечину, то хищники не будут видеть в человеке пищу.

Второй момент заключается в том, что способ погребения должен быть подсказан самим способом добычи пропитания. Он должен давать подсказку, при каких условиях нельзя съесть.

Предки русских людей, огоньковцы, добывали еду на горельниках, на лесных пожарищах. И они знали, что нельзя съесть то, что сгорело. Отсюда способ погребения — сжигание покойников.

В книге «Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и Руссах» Абу-Али Ахмеда бен Омар Ибн-Даста, арабского писателя начала X века, по рукописи Британского музея. СПб. 1869 говориться:

К многочисленным свидетельствам Арабов о сожжении покойников у Славян я прибавляю новое, которое древнее всех известных до сих пор. Ибн-Вахшия, разработавший книгу «о земледелии Набатеев» в 903 году, сообщает (На стр. 476 принадлежащей мне рукописи: (***) ) мнение, что тела умерших портят воздух, и прибавляет, что Инды, Славяне и др. по это причине сжигают умерших. В другом месте говорится гораздо подробнее о великой пользе сожжения умерших, к чему автор прибавляет (Там же, стр. 1148: (***)), что его удивляет каким образом Славянам, несмотря на свое невежество и незнакомство с науками, приходило в голову сжигать тела всех своих покойников, будь они цари или другого звания. Обычай этот, следовательно, был уже в конце IX века общеизвестным у Арабов.

В общем — это прекрасная иллюстрация под названием «научили на свою голову». Презирать потомков тех, кто тебе дал культуру (обучил пользованию огнем) — обычное дело.

Здесь возникает вопрос: нужно ли давать культуру дикарям? Однозначного ответа нет. Если в результате окультуривания опасный сосед сменяется на презирающего, то можно сказать, что оно того стоит. Только, вот, с европейскими дикарями не прокатило - ходят убивать русских регулярно.

И если кто не понял в чем презрительность. По словам автора славяне и прочие сжигали умерших, потому что их мертвые портят воздух, а арабы сжигают умершего, потому что покойник — царь. Как говориться — без комментариев.

Итак, по причине того, что древние русы своих покойников сжигали, древних русских могильников не существует. Во всех могильниках, даже которые найдены на территориях исконного проживания наших предков русских людей нет. Поскольку для археологов время появление того или иного народа датируется временем захоронения, постольку русские по археологическим данным появляются на Руси лишь с распространением христианства.

Пройдем по способам погребения других народов.

Начнем с собирателей и с самого жуткого способа исключения человека из пищевой цепи.

Охотник-собиратель конкурирует с животными и другими собирателями за дары природы и живность, и точно знает, что нельзя съесть то, что кто-то уже съел. Поэтому, чтобы хищники не съели покойника, его нужно съесть самим. Отсюда способ погребения, названный учеными «ритуальным каннибализмом». Вообще же каннибализм играет более значительную роль и в древности и в нашей современной жизни, чем об это принято говорить. Об этом в продолжении.

Другое знание появилось в связи с тем, что нельзя съесть то, что охраняют. Отсюда обряды перезахоронения.

Сначала умерших зарывали внутри жилища до полного разложения мягких тканей. Через год кости изымали и обрабатывали так, чтобы они навсегда утратить пищевую ценность, и потом перезахоранивали вне поселения. Иногда кости хранились родственниками в своих жилищах в компактном виде или перерабатывались в украшения. Примером более примитивного способа, предшествующего описанному, являлись многие сотни обнаруженных захоронений, относящихся к периоду протяженностью в десятки тысяч лет, в которых покойников засыпали охрой. Охра убивает запахи. Охотники-собиратели об этом знали, поэтому пред охотой натирались охрой, чтобы сбить запах человеческого тела.

Некоторые народы практиковали, так называемые воздушные захоронения, помещая мертвых на недоступной для хищников высоте. В иных случаях, они предпочитали скормить трупы птицам. Известны древние постройки, созданные специально для этих целей: каменные башни, пирамиды.

Похоронные обычаи потомков диких скотоводов пестрят необычным разнообразием: кремация, погружение в воду, закапывание в землю, бальзамирование, воздушные захоронения. Современные способы погребений пришли вместе с современными религиями. Это свидетельствует о том, что технология добычи питания дает этим народам скудные идей даже о способе исключения человека из пищевой цепи.

В прошлом умерших увозили на лошадях или оленях как можно дальше от стойбища, чтобы хищники, вкусившие человечины по следам не вернулись к стойбищу. Индейцы Америки, например, не умели использовать каких-либо животных для перевозки. Они практиковали в основном воздушные погребения. Помещали трупы на жердях или привязывали их к верхушкам деревьев. Но в во всех случаях вне стойбища.

Морская добыча подсказывает совершенно ясную мысль: нельзя съесть того, кто не в воде. Среди народов моря самым древним обычаем является помещение покойников вдали от воды. Горы идеально сочетают отсутствие водоемов и наличие пещер. Старики, чувствуя приближение конца сами уходили в пустынные места и поселялись в пещерах. Пока они были живы, им приносили еду, испрашивали мудрых советов, а после их смерти, вход в пещеру засыпали камнями. Позже стали строить горные монастыри. В принципе – это та же идея пространственного удаления мертвеца от живых, присущая дикому скотоводству.

Сегодня в городских похоронных обычаях японцев, китайцев и индусов предпочтительным способом является кремация, если поблизости есть крематорий. В деревнях хоронят на полях. Специальных кладбищ мало. Как первое, так и второе привнесено в древнюю культуру извне, поскольку ловля рыбы не может привести к изобретению огня, и к необходимости рыть погребальные ямы.

Для строителей ловушек очевидно, что нельзя съесть того, кто в яме, а еще надежнее если яма закопанная и заваленная сверху большими камнями, чтобы нельзя было могилу разрыть. Обычай закапывать покойников рожден создателями ловушек.

Все сказанное относится только к погребениям «на первых порах». В дальнейшем все перемешалось.

Если же говорить о похоронных обрядах, о том, что делают живые и ради живых, то есть о похоронной культуре, то она происходит из культуры экономических отношений. Внезапно.

Кто читал мои статьи по экономике, те в курсе, что экономика выполняет основную экономическую задачу — создание запасов, достаточных для культурного удовлетворения потребностей. То есть экономика создает условия для воспроизводства культуры. Пищевое изобилие обеспечило переход от дикости к культуре — это первое, а экономические отношения — это второе и шаблон культурных отношений, который уже наполняется конкретным культурным содержанием.

К сегодняшнему дню экономические отношения прошли четыре эпохи: собор, наряд, поощрение и присяга. Из этих компонентов и складывается шаблон похоронного обряда.

Народ собирается вокруг покойника (собор), ему отдают дань памяти и уважения (наряд), славят за его заслуги (поощрение) и исполняют его последнее желание (присяга).

Удивительно как гармонично и целостно гуманитарная философия описывает нашу жизнь... и смерть.

Завершение Расовый тип русского человека — светлоглазый... программист

Сергей Дегтярев

В начале было слово... русское

Никто по настоящему не овладевал огнем... кроме русских

Великие народы... нерусские

Рожденные в огне... русские

Праздники изобрели... русские

Русские покойников сжигали... не ради бога

Расовый тип русского человека — светлоглазый... программист

Telegram