Люди любят меряться древностью своих народов. Например, официально считается, что из ныне существующих самый древний народ китайский с самой длительной письменной историей. С ними спорят евреи то ли с трехтысячной, то ли с четырех, то ли с пятитысячной историей. Они еще не решили.
А что является критерием древности и главное преемственности? Очевидно древность языка. Но язык, как известно меняется, но в чем-то и сохраняется. Из чего мы получаем критерий:
древность языка определяется по самому древнему слову, которое и сегодня сохранило исконное значение.
И вот здесь кажется, что критерий не рабочий, потому что мы же не знаем, какое значение у слов было исконным. За другие языки не скажу, а для русского языка критерий работающий. Поэтому я и выбрал его. А остальные пусть попробуют по этому критерию с нами потягаться.
Пойдем от авторитетного первоисточника: Евангелие от Иоанна, начинающегося так.
В начале было Слово, Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Что важно, по-русски фраза звучит следующим образом: в начале было слово, слово было у бога, и слово было бох.
Обычно трактовщики пытаются объяснять смысл только этой фразы, хотя за ней написано много чего еще.
Оно было в начале у Бога.
Все чрез Него на́чало быть, и без Него ничто не на́чало быть, что на́чало быть.
В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков.
И свет во тьме светит, и тьма не объяла его.
По факту они вырывают фразу из контекста и поэтому не способны объяснить ее смысл, который должен быть не только простым, понятным всем, кто фразу способен прочитать, но и наглядным, потому что текст написан языком риторическим, а не понятийным. В риторическом мышлении абстрактные идеи объясняются через всем известные наглядные образы.
По характеру построения текста перед нами наглядное описание явления, протекающее во времени: в начале и далее. Начинается со "слова", а заканчивается "светом во тьме". И что же это за явление такое, которое со звуком и со светом? Гром с молнией.
Расшифровываем далее. Ради кого гром с молний? Ради человеков.
Чтобы понять, что означает «свет человека», сопоставим словосочетание «светлый человек» и «темный человек». Человека называют темным когда он необразованный, тупой и вообще не сознательный. И наоборот, светлым называют того, кто обладает светлой душой, непорочными качествами и вообще он сознательный. Из чего получаем расшифровку, что гром с молнией своей живостью создал сознательного человека, как мы его знаем.
И через гром с молнией вообще началось бытие человека, а без них ничего бы с человеком и не было. Так бы и оставался диким животным.
А сейчас возьмемся за первую фразу, кажущуюся настолько таинственной, что объяснить ее кажется невозможным, если не произносить звук грома. А если произнести, то услышим: ба-бах, бу-бух, бо-бох. Или просто: бах, бух, бох. И все складывается, если считать, что гром и молнии мечет Бог-громовержец.
С начала слышным слово, и слово было у Бога (произносит Богом), и слово было бох! Или бух! Или бах! В древности огласовка была произвольной, потому что прислушивались к согласным, к звукам, произносимым осознанно, а непреднамеренные вскрики типа «а», «о», «у» и другие — значения не имели.
На русском языке понятно о чем говорит Иоанн. На русском языке слово Бог означает и самого Бога, и слово, произносимое Богом.
А что означает фраза: оно было в начале у Бога. Вроде уже было сказано, что оно у Бога было?
Здесь нужно учесть, что люди были умные, для дураков расширять фразы не требовалось, и о том что и так понятно или известно, не писали. Поскольку мы по сравнению с современниками Иоанна дураки, то эту фразу приходится расширять.
Если говориться «в начале», то подразумевается и продолжение, потому что нет смысла говорить, что нечто было «в начале», если не предполагается говорить чем продолжилось. Если продолжение не предполагается, то достаточно сказать, что нечто было, а не в начале было.
Оно (слово) было в начале у Бога, а потом, следовательно, стало не только у Бога. В тексте говориться о человеке, значит потом слово стало и у человека тоже. Что означает, что люди это слово сказали, а сказать слово означает осознание того, что сказал и для чего сказал, кому сказал, что хотел сказать другому человеку, произнеся «бох!». Сначала люди услышали звук грома, а когда его воспроизвели, то это значит они этот звук осознали, но не просто осознали, а осознали, что это звук лично для них означает, с чем он связан, какую их потребность удовлетворяет.
Теперь вопрос: зачем Иоанн начал свое евангелие с этих слов.
Если, как это принято в западной мысли, вырывать слова из контекста и выдумывать им самостоятельное значение, то кажется, что Иоанн излагает историю происхождения мира. Если же слова из контекста евангелия не вырывать, то оказывается, что цель иная и грандиозная.
Начнем с того, что рассказ о том, что было в начале Иоанном никак не разъясняется, он изложен крайне конспективно, и в частности поэтому его смысл сегодня не понятен, а значит он был понятен современникам Иоанна и в таком ужатом виде. То есть это не рассказ о происхождении, а напоминание об этом рассказе.
Здесь хотелось бы сказать, что из сказанного следует, что современникам Иоанна происхождение человека разумного было известно. Это современные ученые спорят (или уже не спорят, потому что смирились, что в спорах истина не рождается, а назначается авторитетами) о том как возник человек.
И если читателям современникам Иоанна происхождение человека было известно, то Иоанн вставил его не с целями просветить читателя, а с риторической целью: использовать историю происхождения человека для сравнения, аналогии, метафоры.
Потому что сразу после этой истории он пишет о том, что от Бога был послан человек свидетельствовать о Свете. Здесь я напомню, что решающим в истории происхождения человека является свет. Через слово человек приобрел осознание, но светом человеков является не слово, а жизнь, я бы сказал житуха, которая связана со словом, но происходит из света, из молнии, Гром свидетельствует о том, что молния ударила, даже если ее не было видно. Явление Иоанна — свидетельство существования Иисуса, во что нужно просто поверить, подобно тому, как глупо не верить в то, что если слышь гром, то и молния сверкнула,.
Таким образом, посланный Богом Иоанн ассоциируется со словом, а Иисус с молнией, с житухой, которая свет человеков, которая освещает человеков. Иисус — просветитель. О чем Иоанн пишет совершенно откровенно.
Был Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир.
Дальше идет собственно история Иисуса.
Итак, мы получили ответ на вопрос, зачем Иоанн начал с истории происхождения человека. Иоанн сравнивает Иисуса с Богом-громовержцем. Подобно тому как Бог-громовержец из темноты вывел человека на свет, сделав человека во истину человеком. Так и Иисус вывел погрузившихся в темноту людей на свет, а принявшие в сердце и ум свой свет Иисуса становятся во истину человеками.
Нам несказанно повезло, что до нас дошла в виде риторического приема легенда о происхождении человека, как она была известна людям во времена написания евангелия от Иоанна. Что не означает, что я именно из нее почерпнул знания о том как произошел русский человек. Нет конечно. Уже обладая знаниями о происхождении просто увидел его описание в евангелие от Иоанна. Знания же получены в результате применения гуманитарного метода при разработке теории пищевого изобилия, являющегося достаточным условием возникновения любой цивилизации.
А было ли это самое первое слово? Из смысла текста следует, что да, потому что лишь через него все стало быть и без него ничего не было бы. Человек стал человеком через это слово. А человек, как известно, существо говорящее. И если бы человек уже говорил и значит был бы человеком, то и были бы другие слова, а раз не был человеком, то других слов не было и «бох» — самое первое и самое древнее слово в русском языке.
Из теории в частности следует оценка, что слово "Бог" имеет древность в пятьдесят тысяч лет. Эта оценка основана на официальной хронологии, с которой у нас правда реальные проблемы. Просто события, совпадающие с теми, которые выведены в теории, официально отнесены назад на пятьдесят тысяч лет. В действительности может оказаться, что слову "Бог" может быть и пятьсот тысяч и даже пять миллионов лет. В любом случае ни один из современных языков не сможет похвастаться каким-то словом большей древности.
Сергей Дегтярев
В начале было слово... русское
Никто по настоящему не овладевал огнем... кроме русских
Русские покойников сжигали... не ради бога
Расовый тип русского человека — светлоглазый... программист