Первая экономика проста. Чтобы собрать запасы, нужно собраться и собрать. И чтобы употребить запасы, тоже нужно собраться на пир. Соборность – ведущее производственное отношение первой экономики. Упадок первой экономики может быть связан с разными факторами: снижением природной продуктивности, ростом населения, нашествием чужаков, природной катастрофой и т.п. А выражается в утрате ведущего характера основного производственного отношения, в данном случае соборности. Каков же выход из этой ситуации?
Я считаю главным открытием в гуманитарном методе то, что конец не обязателен, конце не предопределен. Это, правда, не значит, что предопределен выход, что всегда можно найти решение или, что решение всегда есть.
Открытие состоит в том, что логическое решение всегда есть, предопределено логическое продолжение. В реальности же нужно искать то, что укладывается в логику продолжения. И если будут найдены явления, укладывающиеся в логику продолжения, то это и есть реальное решение.
Остается обнаружить логику, которая предопределена логикой удовлетворения потребностей. Вот только общего правила нет. У каждой потребности своя логика. И это эмпирический вывод. Я разработал пару десятков теорий, и ни разу логика не повторилась. Какие-то логические моменты могут быть схожи, но не более чем схожи. Из схожести моментов не следует одинаковость логик.
В данном случае логика продолжения следующая. Упадок экономики означает, что ни создание запаса, ни его потребление не гарантированы. А это совпадает с одной из ситуаций процветающей экономики, а именно разведки. Организации экономической деятельности, при которой ни создание запасов, ни их употребление не гарантированы. Это значит, что в состоянии упадка первой экономики роль разведки должна возрастать.
Вот и получается, что экономики, организованные по первой ситуации - полностью размеренная праздничная жизнь, потому что гарантированы и производство и потребление, оказываются менее готовы к возникновению упадка, чем экономики, организованные по четвертой ситуации - разведки, когда ничего не гарантировано. И если последним специально ничего не нужно делать, они уже на правильном пути, то праздному обществу разведку нужно сначала логически обосновать, а потом ее моменты в своей жизни обнаружить (практическое подтверждение логического вывода, что разведка возможна), и потом экономическую деятельность соответственно организовать.
Упадок может длиться вечно, поэтому заниматься разведкой тоже можно вечно. Однако раньше или позже может быть обнаружено нечто особенное, а именно скопления. Выяснится, что не только люди могут создавать скопления запасов, но и сама природа тоже это может. Живя на таком скоплении запасов, собирать запасы уже не нужно, нужно лишь ими пользоваться.
Вторая экономика основана на запасах, образующих скопления.
И выясниться это может только потому, что в окружающей природе скопления расположены неравномерно. И чтобы эту несправедливость исправить, снова нужно всем собраться, восстановить принцип соборности и распределить обнаруженное скопление между всеми так, чтобы было равномерно, по порядку, нарядно.
А поскольку запасы исчерпываются, то разведка никуда не девается, а становится рутинным делом по обнаружению новых скоплений, на которые община переселяется целиком или ватагами. Если содержанием экономической деятельности является постоянное переселение, то изобретение бревенчатого дома-конструктора обретает экономический, а не только просто житейский смысл.
Сергей Дегтярев